Усвоение новых знаний и способов действий. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей отношений в объекте изучения. | Фронтальная беседа | Групповая | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | В народе говорят: «Хорошую речь приятно слушать». Запишите эту пословицу. Как вы ее пони- маете? – Докажите, что это предложение. Сколько в нем слов? – Слово «язык» имеет и другие значения: «язык пламени», «язык колокола», «язык у ботинка» и «язык во рту». Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют многознач-ными. Слово «язык» – многозначное слово. – Когда же возникла речь? Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить. Первобытные люди, как и животные, которые их окру-жали, могли издавать только самые простые звуки: рычали, если им грозила опасность, кричали, если было больно, визжали от радости, если уда-валось найти пищу. Постепенно люди научились добывать больше пищи, строить простые жилища, пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности. И способ нашелся: первобытные люди стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Прошли десятки тысяч лет прежде чем люди догадались, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Первыми шагами к письменной речи были рисунки. С их помощью люди пробовали общаться друг с другом. Вначале человек рисовал на скалах и стенах пещер, затем на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности. Наконец, человек придумал для передачи слов знаки. И сейчас для письма мы пользуемся знаками. О каких знаках идет речь? – Письменная речь – это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки. В древней Руси писали на бересте – березовой коре. Бумаги тогда еще не было. А как мы пишем сейчас? Сегодня мы владеем не только устной речью, но и письменной. Речь, которая включает говорение и слушание, называют устной речью. Речь, которая включает чтение и письмо, называют письменной. | Мы пишем буквами на бумаге, набираем печат-ный текст на компьютере. | | |