Изучаемая тема: Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание
Дата проведения: 06.12.2022 г.
Программа: УМК «Перспектива» Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями – «Сложение и вычитание числа 2».
1. Развивающие:
Развитие познавательных УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Развитие творческих способностей детей, трудолюбия и самостоятельности.
Развитие коммуникативных УУД: учить строить понятные для собеседника высказывания. Содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, умение оформлять свои мысли в устной
форме; слушать и понимать речь других.
Развитие регулятивных УУД: учить ставить, принимать и сохранять учебную цель; формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Учить определять и формулировать цель и последовательность действий.
2.Образовательные: выполнять устные и письменные вычисления примеров вида +2 , -2, формировать и отрабатывать вычислительные навыки, направленные на умения решать задачи и математические выражения.
3.Воспитательные: формировать положительное отношение к учению.
Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание урока | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный момент Цели: - создать условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Формирует положительную мотивацию на основе использования стихотворения. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Нацеливает на перспективу. | Учитель мотивирует учащихся: Прозвенел для нас звонок Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Я рада приветствовать вас на нашем уроке, сегодня к нам в гости пришли гости. Давайте мы повернемся и поздороваемся с ними. | Слушают учителя, проверяют наличие учебника, тетради. Соотносят наличие школьных принадлежностей с требованиями. | Личностные: учебная мотивация Познавательные: общеучебные, речевые высказывания, умение слушать и слышать. Коммуникативные: умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
2.Актуализация знаний. Цели: - актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить название ранее изученных математических действий (сложение, вычитание); | Корректирует логическое мышление на основе анализа, синтеза, сравнения выражения. Концентрирует устойчивое внимание учащихся. Создает ситуацию успеха. Проверяет индивидуальную работу. | 1. Индивидуальная работа 4+1=… 4 -1=… 6+1=… 6-1-… 7+ …=8 …-1=6 … +1=10 9-…=8 5+2=… 5-2=… 2. Устный счёт - Посчитайте от 1 до 20 по порядку. ( С ХЛОПКОМ на 2, 4) - Посчитайте обратно от 20 до 1. (ДЕВОЧКИ начинают, мальчики продолжают) РАБОТА с веером. - Какое число следует за числом 0? 7? - Назовите число, которое предшествует числу 4? 10? - Какое число больше, чем 8 на 1? - Какое число меньше, чем 8 на 1? Увеличьте число 4 на 3. Я предлагаю вам математические стихи. Три цыплёнка стоят, Два яичка в гнезде У наседки лежат. Сосчитай поскорей: Сколько будет цыплят У наседки моей? К серой цапле на урок Прилетело семь сорок. А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок Прилетело на урок? Ребята, посмотрите правильно ли выполнена работа на доске. Как справились со своей работой эксперты? СКОРО самый любимый праздник всех детей и взрослых. Какой? А кто знает без чего не может обойтись не один Новый год? И я предлагаю нарядить в нашем классе новогоднюю елку, и начать прямо сейчас, на уроке. ИТОГ УСТНОГО счета + 1 игрушка. | Два ученика у доски заполняют пропуски. Учащиеся-эксперты их проверяют, помогают. Дают ответы на вопросы. Решают задачи в стихах. 3+2=5 7-3=4 Принимают участие в проверке. Эксперты и 2 ученика прикрепляют игрушки на елку. | Познавательные УУД: • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта; • под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие); • строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения); • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа |
3. Самоопределение к деятельности. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, мотивировать к изучению темы. -Согласовать цель и тему урока. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Нацеливает на перспективу. | Среди записанных выражений найдите лишние. Объясните, почему? 5+2=7 5-2=3 Прочитайте их разными способами. Как выполнили сложение? Вычитание? Как вы думаете, какая тема сегодня на уроке? А какую цель нужно поставить на уроке? | Ищут лишние, объясняют почему. Закрепить полученные знания. Решение примеров +2,-2. Прибавлять и вычитать число 2. |
Физминутка « Шаг вперед, два назад…» | | 4+1, 5+1, 6+1+1, 8+1+1 В какое число пришли? Какое число больше 4 или 10? Почему? 7-1, 6-1-1, 4-2 В какое число пришли? Как сравнить числа 2 и 7 с помощью числового отрезка? | Обучающиеся выполняют упражнения по заданию | • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
4. Работа по теме урока. | Организует работу в тетради. Организует работу с опорой на счетный материал. Проверяет работу фронтально. Подводит обучающихся к выводу. Организует работу по учебнику. ПОДВОДИТ ИТОГ РАБОТЫ на данном этапе | Письмо цифры 2 по образцу в тетради. Два на ножке приседает И головку наклоняет. Так красиво шею гнет- Прямо лебедем плывет. Посмотрите, сколько игрушек у нас на елке, положите перед собой столько же палочек. У меня в корзинке еще 2 игрушки. Добавьте себе столько же палочек. Сколько палочек у вас было сначала? Сколько палочек вы добавили? Как вы это сделали? Давайте запишем это выражение НА ДОСКЕ И В ЗЕЛЕНЫХ тетрадях. Сколько всего вы добавили? Запишите. Проверим на числовом отрезке. Сравните в паре полученные результаты. Поднимите руки те, у кого ответы совпали. Сколько теперь перед вами палочек? Уберите 2 из них. Как вы это сделали? Сколько всего палочек убрали? ПРОВЕРИМ на числовом отрезке. ВЫВОД: как можно +2? -2? Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике. Прочитайте вывод №2 на стр. 108 в учебнике. Устно №3, стр 108 –по цепочке +2, -2 | Запись числа 2 по образцу. Обучающиеся выполняют практическую работу по выполнению +2,-2. 3+1+1=5 3+2=5 Работают в парах. 5-1-1=3 5-2=3 Выполняют устный счет по цепочке. | • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: • принимать участие в работе парами и группами; • понимать задаваемые вопросы; • выражать свою точку зрения; • адекватно воспринимать другое мнение и позицию. |
5. Физминутка | | В лес идем, в лес идем На плече топор несем. Сучья обрубаем, ветки очищаем, Раз, два, раз, два Будут на зиму дрова. | Выполняют упражнения разминки. | |
6. Закрепление изученного материала Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует работу в тетради на печатной основе в парах. | Вы постарались и выполнили те задания, которые есть в вашем учебнике. А теперь вам нужно применить свои знания в рабочих тетрадях. №2 стр. 86 Прочитайте задание. Выполните решение примеров с помощью числовых отрезков. А теперь проверим ответы. 5-2=3 (с комментированием) 4+2=6 7-2=5 КТО хочет похвалить своего соседа? Кто хочет высказать свои рекомендации, дать совет? | Выполняют работу в парах. Выполняют проверку в парах. | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Моделировать вычисления (сложение, вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самостоятельную работу в тетради на печатной основе Организует самооценку и взаимооценку учебной деятельности | Закончим урок рефлексией. У вас в РТ для самостоятельной работы есть задание на стр 87 № 3 3+1+1=5 3+2=5 6-1-1=4 6-2=4 4+1+1=6 4+2=6 Эксперты проверяют ответы. Мы оценивали свою работу на уроке с помощью елочных шаров: Красный- молодец, правильно справился с заданием. Синий- хорошо, но нужно лучше знать состав чисел и пользоваться математическими правилами. Зеленый-нужно постараться! Посмотрите, какая нарядная у нас елочка, благодаря вашей работе на уроке. А кого ВАМ ОСОБЕННО хотелось бы похвалить сегодня? | Решают примеры. ЭКСПЕРТЫ проверяют ответ. Оценивают деятельность обучающихся. Обучающиеся помещают на елке полученные шары. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к взаимооценке и самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8.Подведение итогов урока | Организует фиксирование нового содержания. | - Какая была тема урока? Какую мы ставили цель на этот урок? - Как вы думаете , научились ли мы прибавлять и вычитать число 2? Как это можно сделать? - Я хочу похвалить вас за то, что вы так прекрасно справлялись с заданиями. Каждый из вас знает над чем ему нужно потрудиться к следующему уроку. | Делают выводы, отвечают на вопросы. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей; |