Организационный момент: Постановка темы урока, учебной проблемы и целей урока. Сформулировать и поставить цели урока. (5 минут) | Главным письменным источником для изучения истории древних славян является летопись монаха Киево-Печёрского монастыря Нестора «Повесть временных лет», которая начитается словами: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Руская земля стала есть» Как вы думаете, о чём монах Нестор хотел нам поведать в летописи? Откуда появилась Русь, о государстве, кто был первым князем. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны знать? Что такое государство, как оно может возникнуть, как учёные объясняют возникновения государства, как возникло название - Русь. Какой должна быть тема нашего урока? | Предметные УУД – сравнивать простые однородные исторические факты истории всеобщей и истории древней Руси, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам. Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга. |
Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную деятельность, подготовку к изучению нового материала. (3 мин) | Давайте вспомним, что такое государство? Государство – это особая организация общества. По каким признакам мы можем понять, что перед нами уже государство: наличие территории, правителя и чиновников, единых государственных законов, армии, налогов на содержание системы управления и армии. Какие исторические источники помогают нам в изучении древней истории? Нужно ли верить всем письменным источникам? Почему многие вопросы древности вызывают споры среди историков? | Предметные УУД – сравнивать исторические факты, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для решения исторических задач. Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга. Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения. |
Работа над новым материалом. 1. Лабораторная работа с историческим документом «Повесть временных лет» (10 мин.) 2. Знакомство с материалом учебника (пункт 2 «о чём говорит археология») (5 минут) 3. Изучение трех теорий возникновения русского государства, проихождения первых князей, появления термина – Русь. (материал учебника стр. 38, пункт 3) (10 минут) Практическая работа. (5 минут) Посторение схемы «Появление предпосылок возникновения государства». (работа ведётся на основе дидактического материала – схемы, в которую расставляются предполагаемые предпосылки). | 1. Задание учащимся - открыли документ «Повесть временных лет». Давайте прочитаем отрывок из документа и ответим на вопросы к нему. (Приложение 1) Задание с картой: Давайте посмотрим на карте – где находится Скандинавия, остров Рюген, город Новгород. Какой город в летописи называется Царьградом. По каким рекам могла проходить торговля. На основе карты выделите торговый путь «Из Варяг в Греки» 2. Открыли учебник пункт 2 (стр. 37.) «О чём говорит археология». Вопрос: подтверждают или нет археологические находки летопись «Повесть временных лет». О чём свидетельствуют археологические находки в Ладоге и Новгороде? Задание: По вопросу возникновения государства среди учёных историков возникло три теории возникновения государства Русь 1 теория – норманнская (авторы – немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер) 2 теория – славянская (антинорманская) (автор – М.В. Ломоносов) На основе материала учебника найти аргументы в защиту каждой из теории. Вопрос – Назовите главное расхождение нарманской и антинорманской теорий. 3 теория – центристская (смешанная) Этой теории придерживаются многие современные историки. Они считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород (может быть в качестве охраны – наёмников (первоначально князь с дружиной выполняли именно охранные функции, за что собирали дань с местного населения). Практика приглашения князя или короля на правление было тогда очень распространено в Западной Европе, и проходила, как правило, мирным путём. Согласно возникновения термина Русь – споры продолжаются. Практическое задание Может ли государство возникнуть очень быстро, по желанию кого-либо, или должны появиться определённые предпосылки (условия) для его возникновения? Открыли документ 1, задание 2. В соответствие с вашими представлениями о предпосылках возникновения государства, расставьте данные понятия в схему (схема дана на слайде презентации урока). Учащиеся подставляют в схему пропущенные предпосылки, далее проверяется правильность построения схемы. На основе изученного материала подводится вывод урока: Призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства результат длительного внутреннего развития и оно не может быть принесено извне. | Предметные УУД - анализировать неадаптированный исторический документ, применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия темы. Метапредметные УУД – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие с заданием. Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения. |
Первичное закрепление материала. Этап применения знаний и умений. (5 минут) | 1. Какие теории возникновения государства Русь мы узнали? 2. Можно ли считать какую-то одну теорию окончательно верной7 3. В чём главное расхождение норманнской и антинорманской теорий? 4. Можно ли считать появление термина «Русь» считать окончательно верным? | Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию для дальнейшего изучения исторического материала. |