СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Бактерии-строение и жизнедеятельность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Используется проблемное обучение. Задания на формирование функциональной грамотности на уроке биологии. Урок открытого характера, школьный уровень. Присутствует директор школы, завуч по учебной работе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Бактерии-строение и жизнедеятельность"»





Технологическая карта

урока биологии в 7 классе





Тема урока:

«Строение и жизнедеятельность бактерий»









Разработала:

учитель биологии



Викторова Н.А.

2025 г







Технологическая карта урока биологии в 7 классе

Предмет: биология

Автор УМК: В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк. ФГОС Линия жизни.

Тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: развивающее обучение, информационно-коммуникационная, проблемное обучение.

Контролируемые умения Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.

Проверяемые элементы содержания Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на службе у человека.

Предметные умения Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач при изучении или объяснении строения и жизнедеятельности растительных организмов, бактерий, грибов и лишайников. Определять следующие биологические понятия: ботаника, вид, система растительного мира, царство Растения, высшие растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники. Контролировать и определять свою деятельность в процессе достижения планируемых результатов в рамках раздела «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» учебного предмета «Биология». Проводить наблюдение, описание, измерение, классификацию растений; формулировать проверяемые предположения; описывать ход применения выбранного научного метода и формулировать выводы. Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи научного метода изучения растительных организмов, используя наблюдение, описание, измерение, метод классификации и экспериментальный метод; выделять проверяемое предположение, оценивать правильность использования научного метода исследования, делать предположения и выводы.



Личностные результаты. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Функциональная грамотность Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания. Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества.

Технологическая карта урока биологии с использованием технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования УУД.

Проблемное обучение, при котором усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

При планировании урока используется алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении

1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.  

4. Творческое применение «открытых» знаний.

Система проблемных ситуаций:

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.

Предметные результаты: сформировать умение объяснять принадлежность бактерий к особому царству.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  2.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1.  Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2.  Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

Коммуникативные УУД

  1.  Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2.  Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1.  Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2.  Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.





Ход урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I Мотивирование на учебную деятельность. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Показать учащимся следующие продукты (кефир, сметана, йогурт, квашеная капуста, сыр).

Что объединяет все эти продукты питания?

Учитель выслушивает предположения детей.

Прочитай внимательно текст и ответь на вопрос. Как вы думаете, о каких организмах идет речь.

Что доказывает, что бактерии – это древние организмы?


Учащиеся высказываются о том, где им могут помочь биологические знания.

Учащиеся высказывают свое мнение и отвечают на вопросы.

 


Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).


II. Совместное открытие знаний. Освоение нового учебного материала.

О чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Сформулируйте задачи урока.

Давайте вспомним

- На какие царства принято разделять живые организмы?


- Мы можем увидеть бактерии не вооружённым глазом?

Как еще называют бактерии? (микроорганизмы)

Какие еще микроорганизмы вам известны?

Почему бактерии мы не изучали вместе с хламидомонадой?

Вспомните, как устроена хламидомонада?


Определяют самостоятельно тему урока и формулируют учебную задачу.

Работают в ходе урока с мыслительным листом.

 

 


Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

 


III.Применение изученного материала.

Самостоятельное применение знаний.

















































































































































Задания на формирование естественнонаучной грамотности.










 Работаем с информацией. Используя текст учебника, ответьте на вопросы

- Какие это организмы?

+ одноклеточные

- Назовите ученого, который впервые обнаружил бактерии в дождевой воде?

+ Антонн ван Левенгук

- Назовите науку, которая изучает бактерии?

+Бактериология



- Где обитают бактерии?

+ Повсюду, в почве, воздухе, во льдах Антарктиды.

- Каковы условия жизни бактерий?

- Нуждаются ли они в кислороде?

+ Подтвердите словами текста.



Используя текст учебника рис 96 стр 129 в учебнике изучите строение бактериальной клетки.

  1. Укажите: наследственное (ядерное вещество), клеточную оболочку, мембрану, цитоплазму, жгутики.


Давайте сравним бактериальную и растительную клетку, выявим сходство и различия, сделаем вывод.

+ Сходства: Клеточное строение; плотная оболочка, мембрана.

Различия:

+ Сложное вещество – муреин, защитная капсула, отсутствуют большинство органоидов, нет ядра, наследственное вещество расположено в цитоплазме, прокариоты.


3.Изучите материал параграфа и рисунок 97 учебника, подпишите, какие бактерии в зависимости от формы изображены на рисунках.

Почему они выглядят в виде маленьких точек? (длина 30-100 мкм) 1мкм=0,001мм. Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов. Как вы это можете объяснить?

+ Быстро размножаются

Справка: на 1 см2 кожи человека прекрасно себя чувствуют 40 тыс. бактерий. А. Ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю слюны, увидел огромное количество микроорганизмов и воскликнул: «В моем рту их больше, чем людей в Соединенном королевстве».

- Давайте ответим на вопрос как размножаются бактерии?

+ Путем деления материнской клетки на две дочерние.

Скорость размножения очень огромная.

- В чем отличие полового процесса бактерий от полового процесса растений и животных?

+ Известны отдельные виды бактерий, которые способны размножаться половым путем. Половые клетки не образуются. Между клетками происходит обмен ядерным наследственным веществом. (генетическая рекомбинация).

- Какой процесс показан на рисунке?

+ Образование спор

- Что представляет собой сора бактерий?

+ Это спора или циста – это плотная оболочка, является приспособлением к выживанию в неблагоприятных условиях.

- Чем отличается от споры растений?

+ Споры растений служат для размножения.

Проблемная ситуация для раскрытия одного из вопросов содержания и ее разрешение в процессе поисковой работы.

В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки.

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?

«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? (Шаг 2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения – разрушители погибших животных и растений, следствие – их благоприятная среда влага).

Выслушиваю мнение.


- Давайте ответим на вопрос как питаются бактерии?

На основе текста заполнить кластер «Способы питания бактерий.

Молочнокислые невидимки
Марина и Игорь жили с родителями на даче. Вечером произошла авария и отключили
электричество. Мама сказала: «Холодильник до утра разморозится, надо спасать молоко».
Когда Марина и Игорь поинтересовались, как спасать, мама ответила: «Будем сквашивать
молоко в кисломолочный продукт, простоквашу. А помогут это сделать молочнокислые
бактерии». Затем она достала из холодильника кувшин с молоком и положила в него
несколько больших ложек сметаны.
Задание 1
Почему для получения кисломолочного продукта простокваши свежее молоко
смешивают со сметаной? Отметьте один верный вариант ответа.
1. Сметана не даст молоку прокиснуть
2. В сметане есть молочнокислые бактерии.
3. Со сметаной молоко загустеет.
4. Сметана придаст молоку кислый вкус.
Задание 2.
Марина решила вскипятить оставшееся молоко и добавила сметану в горячее молоко.
Утром обнаружилось, что молоко в стакане не сквасилось.
Чтобы выяснить, почему так случилось, ребята разыскали данные о том, как
размножаются молочнокислые бактерии в зависимости от температуры. Эти данные
показаны на графике ниже.
Рис.83. График зависимости скорости
размножения молочнокислых бактерий
от температуры среды




























Задание 2
Почему молоко в стакане не сквасилось? Запишите свой ответ.
Ответ:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


Задание 3

И з Интернета ребята узнали, что кроме молочнокислых существуют уксуснокислые,
гнилостные бактерии и ещё множество других. Гнилостные бактерии способствуют порче
продуктов. Разумеется, все эти бактерии нельзя увидеть невооруженным взглядом, но они
существуют везде: в воздухе, воде, почве.
Ребята спросили, а сквасится ли молоко, если его просто оставить на столе, ничего не
добавляя. И мама ответила, что молоко сквасится, но такой способ сквашивания не
желателен.




















Задание 3
Почему не желательно сквашивание молока без добавления кисломолочного продукта
сметаны? Отметьте один верный вариант ответа.
1. В молоко попадут только гнилостные бактерии.
2. В молоке окажется слишком много разных бактерий.
3. В молоке погибнут имеющиеся бактерии.
4. В молоко не попадут молочнокислые бактерии.


З адание 4.
Ребята решили провести эксперимент. Они взяли две одинаковые банки с молоком и в
каждую банку добавили по ложке сметаны. Одну банку оставили при комнатной
температуре, другую поставили в холодильник. Через 12 часов ребята проверили, что у них
получилось.
Рис.84. Опыт по сквашиванию молока
Задание 4
Что хотели узнать ребята в результате своего эксперимента? Запишите свой ответ.
Ответ:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________






Учащиеся составляют план сравнения.

 

Работа с микроскопом, таблицей и презентацией

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

 

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы.

 

Учащиеся зачитывают свой вывод

 

 

Стр.191

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

Работа с текстом учебника

 





 

 Работа с текстом учебника и заполнение таблицы.

 

Учащиеся зачитывают свой вывод

 


Учащиеся высказывают свои предположения.

 

Работа с текстом учебника

 

 

 

 

Делают вывод: чем споры растений отличаются от споры бактерий.

 

 

 















Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду

Напомнить о мыслительном листе.

 

 

 

 

 

Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является неблагоприятной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

 


Познавательные УУД:

Формирование умения работать с натуральными объектами.

 

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 

 

Познавательные УУД:

Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

 

Коммуникативные УУД:

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.











Познавательные УУД:

Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

 

 

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

















Коммуникативные УУД

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта (Представлять информацию (в виде таблицы).

IV.Приобретение полученных знаний, умений и навыков. Выражение нового знания в новой форме.

По каким признакам бактерии относят к прокариотам?

С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?


Учащиеся отвечают и учатся задавать вопросы.

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

v.Рефлексия.

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

Что мы выяснили? Что мы учились делать?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Где вам может пригодиться то, что вы узнали, или чему научились на уроке биологии?

 

Домашнее задание: параграф 20, филворд.


Личностные УУД

Регулятивные УУД









Критерии результативности

«5»

«4»

«3»

«2»

1.Распознавать и описывать бактериальную клетку .





2.Доказывать, что бактерии-живые организмы.





3.Преобразовывать информацию.





4.Проводить самостоятельное изучение объектов природы.





5.Самостоятельно работать с текстовым материалом, иллюстрациями.







































П риложение













й в





















Филворд «Бактерии»



Вопросы

1.Орган передвижения бактериальной клетки.

2. Этот органоид есть в растительной клетке, но нет в бактериальной.

3. Шарообразные бактерии - …

4. Способ размножения бактериальной клетки.

5. Вещество, несущее наследственную информацию клетки бактерий.

6. Бактерии - …, питаются соками других организмов.

7. Палочковидные бактерии - …

8. Включения бактериальной клетки с запасными питательными веществами, находящиеся в цитоплазме клетки.

9. Вызывают порчу продуктов питания бактерии …

10. Обогащают почву азотом бактерии …

Р

Ж

Т

И

Н

К

У

Ы

Р

Д

Е

Л

П

Г

У

К

Г

М

И

Р

Д

О

Е

Е

А

Ц

И

Л

Н

Ь

Т

П

Г

Л

И

Н

Б

У

К

Л

П

А

Р

Б

А

Н

Н

Ь

Ц

Е

У

Ы

Ы

Т

А

Ц

Ф

В

А

К

У

Н

О

И

Я

И

З

Ы

И

Л

О

У

К

К

И

Н

Е

П

Б

И

А

Е

Ы

В

О

К

И

Е

Е

П

О

Р

Д

Ь

К

О

Д

Г

Н

Ш

Ы

В

О

Ц

Я

Н

К

Л

В

А

А

Ы

Р

О

Ю

Ф

Ц

Е

Б

У

У

Б

Р

Я

Д

Е

О

Е

У

Л

О

Д

Ц

Й

О

К

Д

Р

Н

Ы

К

В

А

Г








В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки.

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?



В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки.

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?



В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки.

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?



В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки.

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?



Задания на формирование естественнонаучной грамотности.

Молочнокислые невидимки
Марина и Игорь жили с родителями на даче. Вечером произошла авария и отключили
электричество. Мама сказала: «Холодильник до утра разморозится, надо спасать молоко».
Когда Марина и Игорь поинтересовались, как спасать, мама ответила: «Будем сквашивать
молоко в кисломолочный продукт, простоквашу. А помогут это сделать молочнокислые
бактерии». Затем она достала из холодильника кувшин с молоком и положила в него
несколько больших ложек сметаны.
Задание 1
Почему для получения кисломолочного продукта простокваши свежее молоко
смешивают со сметаной? Отметьте один верный вариант ответа.
1. Сметана не даст молоку прокиснуть
2. В сметане есть молочнокислые бактерии.
3. Со сметаной молоко загустеет.
4. Сметана придаст молоку кислый вкус.
Задание 2.
Марина решила вскипятить оставшееся молоко и добавила сметану в горячее молоко.
Утром обнаружилось, что молоко в стакане не сквасилось.
Чтобы выяснить, почему так случилось, ребята разыскали данные о том, как
размножаются молочнокислые бактерии в зависимости от температуры. Эти данные
показаны на графике ниже.
Рис.83. График зависимости скорости
размножения молочнокислых бактерий
от температуры среды










































Задание 2
Почему молоко в стакане не сквасилось? Запишите свой ответ.
Ответ:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


Задание 3

Из Интернета ребята узнали, что кроме молочнокислых существуют уксуснокислые,
гнилостные бактерии и ещё множество других. Гнилостные бактерии способствуют порче
продуктов. Разумеется, все эти бактерии нельзя увидеть невооруженным взглядом, но они
существуют везде: в воздухе, воде, почве.
Ребята спросили, а сквасится ли молоко, если его просто оставить на столе, ничего не








добавляя. И мама ответила, что молоко сквасится, но такой способ сквашивания не
желателен.














Задание 3
Почему не желательно сквашивание молока без добавления кисломолочного продукта
сметаны? Отметьте один верный вариант ответа.
1. В молоко попадут только гнилостные бактерии.
2. В молоке окажется слишком много разных бактерий.
3. В молоке погибнут имеющиеся бактерии.
4. В молоко не попадут молочнокислые бактерии.




З адание 4.
Ребята решили провести эксперимент. Они взяли две одинаковые банки с молоком и в
каждую банку добавили по ложке сметаны. Одну банку оставили при комнатной
температуре, другую поставили в холодильник. Через 12 часов ребята проверили, что у них
получилось.
Рис.84. Опыт по сквашиванию молока
Задание 4
Что хотели узнать ребята в результате своего эксперимента? Запишите свой ответ.
Ответ:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________

























Задания для любознательных.

Проведем исследование.