Автор разработки: Беляева А.В.
Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия. | 11 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия | 11 | Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз. | Графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений. | Организовывать самостоятельную познавательную деятельность. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
… компьютер, мультимедийный проектор | … Учебник, компьютер, проектор, интернет Презентация https://znanio.ru/static/files/methodology/materials/02/88/0288007a5e42bd20b328eb2ad1dea6de1e81bc32.pptx |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
… | … | … | … | … | … |
Организационный | Создание благоприятного психологического настроя на работу. | Слайд №1 презентации «Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.» | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
| Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
| 1 мин. |
Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. | Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Формулирование темы и цели урока. | Слайды №2,3,4 | Приводит исторический факт о Колумбе: «В записях Колумба описан случай, как лунное затмение помогло мореплавателю. Во время конфликта с местным населением моряк пригрозил, что с неба исчезнет Луна, если те не продолжат снабжать их продовольствием. Именно в это время произошло лунное затмение, и напуганные аборигены решили сотрудничать с «могучими пришельцами». Помогает учащимся определить тему и цели урока; акцентирует внимание учащихся на значимости темы. | Озвучивают тему и цели урока. | 1 мин | . |
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Слайд №5 | Организует проверку выполнения домашнего задания. Обсуждает с учащимися ранее изученное. | Отвечают на вопросы. | 7 мин | . |
Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации. | Слайд №6 | Задает вопросы, делает акцент на основных моментах. | Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений). | 2 мин. | |
Изучение нового материала | Умение описывать и объяснять условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточное движение Луны, синодический и сидерический периоды. | Слайды №7-21 Интернет | Дает инструкцию по работе в группе, задание для групп. Правила работы в группах 1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы. 2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть вежливыми, не перебивать товарища. 3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время). Сведения записываются на карточках. | Работа в группах. 1 группа: Изучают самостоятельно § 7,8. группа: Изучают слайды №7-21 и эти группы заполняют таблицу «Характеристика солнечных и лунных затмений» 3 группа: Ищут в Интернете интересные факты о затмениях (суеверия, исторические сведения, связанные с затмениями). | 15 мин. | |
Обобщение изучаемого материала. | | | Дополняет рассказ учащихся | Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу. | 10 | |
Первичное осмысление и закрепление | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | | Предлагает задания для фронтального выполнения и индивидуальные задания | Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. | 5 мин. | |
Задание на дом: § 7, 8 На выбор : В течение месяца наблюдайте положение Луны в одно и то же время. Выберите удаленные объекты, относительно которых можно сравнивать положение лунного диска. 2)Выполнить проект по одной из тем «О чем может рассказать цвет лунного диска.» «Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.» | Включение новых знаний в систему изученного материала. | Слайд №24 | Информирует учащихся о домашнем задании | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | 1 мин. | |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Слайд №25 | Организует подведение итогов работы учащихся и класса в целом. | Осуществляют самооценку работы. | 3 мин. | |