СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс «Характеристика героя, его портрет на примере рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово» (2 КЛАСС УМК ГАРМОНИЯ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс «Характеристика героя, его портрет на примере рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово» (2 КЛАСС УМК ГАРМОНИЯ).»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение МОБУ «Боевогорская СОШ»







Методическая разработка урока литературного чтения по теме

«Характеристика героя, его портрет

на примере рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»

(2 класс УМК Гармония).







Подготовила:

Уланова Ольга Петровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории











Тема урока

Характеристика героя, его портрет на примере рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово» (2 урок)

Педагогические цели

закреплять умение работать с текстом; развивать концентрацию внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения

Планируемые
результаты
(предметные)

Совершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста

Личностные
результаты

Усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке

Познавательные:

формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

Коммуникативные:

формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Понятие «рассказ». Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Образовательные
ресурсы

Портрет В. Осеевой; мультфильм «Пожалуйста»; учебник, карточки с клише., листы самооценки, дидактический материал для групповой работы.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.









Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование к учебной
деятельности.

Выразительное чтение стихотворения учащимися хором.


Хорошая книга привыкла к почтению,

И те получают пятерки по чтению

Кто с детства любитель большой почитать

И книги, как старших, привык уважать.


-Что значит уважать старших?

-А как можно уважать книгу?


Минутка скороговорок.

Первый ученик читает скороговорку и называет цифру в скобках. Следующим читает скороговорку ученик под названной цифрой.

-Ребята, помните о четкости произношения звуков.

1)Звук «ч»

У четырех черепашек

четыре черепашонка. (7)


7) Звук «щ»

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей. (2)

2) Звук «б»

У Бориса был баран,

И залез баран в бурьян.(5)

5) Звук «ш»

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб (13)

13)Звук «р»

Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап (6)

6) Звук «Щ»

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке. (10)

10)Звук «р»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!» (8)


8)Звук «б»

Баран Буян залез в бурьян. (3)

3)Звук «ч»

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж. (9)


9)Звук «к»

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон. (11)


11) Звук «Ж»

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась,

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно. (4)


4)Звук «с»

Носит Сеня в сени сено,

спать на сене будет Сеня. (12)

Организуют свое рабочее место.

Читают хором стихотворение.





Отвечают на вопросы.



Читают скороговорки: начинает читать ученик со скороговорки под № 1; прочитав, называет номер внизу карточки (№7), затем читает ученик с названным номером. и т.д.

Личностные УУД

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при положительном настрое на урок.

2. Определение темы. Постановка задач.

Учитель:

Я очень люблю уроки чтения. А вы, любите?

-А за что вы любите эти уроки?

-А чего вы ждете от сегодняшнего урока?

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.


Чтение-прекрасный урок.

Много полезного в каждой из строк.

Будь это стихотворение или рассказ,

Вы учите их, они учат вас.


И сегодняшний урок –не исключение. Слайды 1-4

-Чей портрет вы видите?

- С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке?

Сегодня мы продолжаем работать над этим произведением.

Определите тему урока.

Запишите в тетради число, тему урока. (со слайда)

Определите задачи урока, продолжив высказывание.

Отвечают на вопросы. Ведут диалог с учителем.







На слайде портрет В,А. Осеевой

Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»



В Осеева «Волшебное слово»

Записывают тему урока.

На доске: Задачи урока.

1.Повторить содержание ….

2.Развивать…

3.Совершенствовать…

4.Воспитывать в себе…


Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме




Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

3. Актуализация знаний. Проверка д/з.

К какому жанру относится произведение «Волшебное слово»?

А что такое рассказ?



А теперь, откроем клуб «Почемучек». Задайте вопросы по прочитанному произведению .

Молодцы! А теперь, я хочу вам задать вопросы.

Это рассказ.

Рассказ – повествовательный жанр, небольшого объема, в нем рассказывается о каком -нибудь одном событии, повествование ведется от одного лица.


Задают вопросы по содержанию текста.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные : умеют ориентироваться в учебнике.

Регулятивные: корректируют выполнения задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге

4.Работа над содержанием рассказа.

Вопросы по содержанию

-Кто главный герой рассказа?

-Что случилось с Павликом?

-Почему Павлик хотел убежать из дома?

-Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

Какое у него было настроение?

- Правда ли, что все обижали мальчика?

- Почему окружающие так относятся к Павлику в начале рассказа?

Давайте покажем это наглядно, как произошла встреча Павлика со старичком.

Мини- спектакль (показывают учащиеся)


-Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?

-Подумайте, с каким природным явлением можно сравнить поведение Павлика?

- Красками какого цвета можно изобразить состояние мальчика?


- Что можете сказать о старичке?

- А как разговаривал мальчик со старичком?

- Почему же старичок все-таки захотел помочь Павлику?

-Какое же волшебное слово старичок подсказал Павлику?

- Как старик посоветовал произнести « волшебное» слово?


- Давайте сравним , как изменился Павлик, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова?



Поиграем в радиотеатр. Прочитаем по ролям отрывок(после встречи со старичком).

Постарайтесь передать настроение героев.


-А теперь вам нравится Павлик?

- С каким природным явлением можно сравнить поведение мальчика теперь?

- Какими цветами вы бы теперь изобразили его настроение ? (яркими цветами)

-Почему слово «пожалуйста» автор называет «волшебным»?


-Действительно, старичка можно назвать волшебником?




-Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

-Чему учит нас рассказ В. Осеевой?  

А почему же писательница заканчивает свой рассказ именно так? Не лучше ли было, чтобы он встретился с волшебником, изменившим его жизнь?

Этим В. Осеева хотела показать нам, что волшебные слова и поступки нужно вовремя произносить и совершать. Иначе может случится так, что уже будет некого поблагодарить.

Какие ещё волшебные слова вам известны? Помогают ли вам эти слова в жизни?

А у этого рассказа есть продолжение? Как вы думаете, что может произойти дальше?


Главный герой- мальчик Павлик.

Он поссорился с родными.


Дети находят отрывки и читают.

Нет, Павлик сам виноват.



Дети показывают мини-спектакль (встреча Павлика со старичком)



Отвечают на вопросы.

Темными.




Грубо, невежливо.

Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь. Тихо, шепотом, глядя прямо в глаза.





Чтение по ролям.




Отвечают на вопросы


Слово «пожалуйста» помогло наладить непростые человеческие отношения в семье.

Да,ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким.


Отвечают на вопросы.

Называют волшебные слова.

Работают в парах: придумывают продолжение рассказа (кратко)

Личностные:

уметь выделять нравственный аспект поведения с точки зрения общепринятых норм и ценностей при работе с синквейном.


Регулятивные :

высказывать свое предположение при работе над содержанием произведения.


Познавательные:

устанавливать причинно - следственные связи, и на основе анализа объектов делать выводы при высказывании своих предположений.

Коммуникативные:

умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при высказывании своих предположений.

5.Физкультминутка

Динамическая пауза под музыку из песни «Если добрый ты»

Выполняют движение под музыку.

Личностные:

осуществляют профилактику утомления.

6. Творческая работа . Создание мини –проекта «Сила волшебного слова»

Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах.

Предлагаю вам создать творческий проект

«Сила волшебного слова»


План работы группы

1. Прочитать инструкцию.

2. Распределить обязанности.

3. Выполнить задание.

4. Рассказать об исследовании.

2 ученика будут работать в паре. Они нам подготовят паспорт о творчестве В.А.Осеевой. Это будет первая страничка нашего проекта. Их задача из информации, которую я вам предложу, выбрать только нужные сведения, ответив на вопросы.

Задание 1 группе:

Инструкция:

1.Составьте пословицы. Объясните их смысл.

2.Выберите пословицы, которые подходят к нашему рассказу.





Задание 2 группе

Инструкция:

1.Восстановите последовательность событий

рассказа .

2.Составьте картинный план рассказа.



Задание 3 группе.

Инструкция:

Из предложенных карточек выбрать и составить кластер, для характеристики главного героя.


Защита проектов.


Вспоминают правила работы в группах.


Повторяют план работы в группах.


Получают задания.

Читают инструкцию.

Выполняют задания.


2 ученика работают в парах


1 группа.

Читают инструкцию

Составляют пословицы.

Выбирают пословицы, относящиеся к данному рассказу. Оформляют 2 страничку проекта.

2 группа.

Читают инструкцию.

Составляют картинный план рассказа. Оформляют 3 страничку проекта.

3 группа.

Читают инструкцию.

Составляют кластер.

Оформляют 4 страничку проекта.

Защищают проекты.

Личностные: осознают своё отношение к главному герою рассказа.

Познавательные: умеют работать с разными источниками информации.

Регулятивные: корректируют выполнение задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; распределяют роли в паре, группе;

сотрудничают при выполнении совместной деятельности.

7.Творческая работа (продолжение)

Работа в парах

Напишите синквейн к словам

1 ряд к слову «рассказ», 2 ряд к слову «старичок», 3 ряд к слову «Слово».

Работают в парах.

Зачитывают составленные синквейны.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Раздаются карточки каждому ученику.

-Если утверждение верное – поставьте +, если нет -.

а) Старичок был маленький, с длинной бородой (+);

б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое (+);

в) Павлик не хотел убегать из дома (-);

г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником (-);

д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь (+);

е) Лена дала брату зелёную краску (+);

ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок (+);

з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (+).



Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют по слайду сигнальными кругами (светофоры)

Регулятивные: различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы.

Познавательные:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

8. Домашнее задание.

1.Прочитать другие произведения В.А.Осеевой по желанию.

2.По выбору

-Написать эссе « Сила волшебного слова».

- Составить и записать подробный план рассказа.

- Составить и записать правила вежливости.

Выбирают задание, записывают в дневники

Регулятивпые: принимают и сохраняют учебные зада­чи, осуществляют поиск средств их решения

9.Итог урока.

- С творчеством какой писательницы мы познакомились?


-Для чего В. Осеева написала этот рассказ?



-Давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили вначале урока.

1.Повторить содержание ….

2.Развивать…

3.Совершенствовать…

3. Давать характеристику…

4.Воспитывать в себе…

-Все ли задачи выполнены?

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.

-Чтобы читатели поняли, что с самого детства нужно формировать черты характера.

И всегда нужно оставаться Человеком.


Подводят итог урока.




Познавательные: ориенти­руются в системе знаний - отличают новое от уже из­вестного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

10. Рефлексия.

-Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.


Я очень хочу, чтобы в вашем сердце всегда было место для волшебных слов и поступков.

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

Просмотр мультфильма «Пожалуйста»




Прикрепляют свои сердечки в нужную колонку.







Выбирают фразу и договаривают предложения.


Регулятивные:


эмоционально-положительное восприятие учения;

объективная оценка результатов деятельности.





 Список используемой литературы:

Работа с текстом. Чтение. 3 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. - Москва: РГГУ, 2009. - 256 c. 

Литературное чтение. Активизация познавательной деятельности на основе программных произведений 3-4 классы. Авторы-составители: Крымская И.В.     Издательство: Учитель, 2017г.

Литературное чтение. Уроки в современной начальной школе. 3 класс. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова и др. - Москва: Гостехиздат, 2012. - 216 c.

Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Урок литературного чтения / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 176 c.

 1000 заданий по чтению для начальной школы / Т.М. Пименова. - М.: Книга по Требованию, 2009. - 448 c.

Проектная деятельность в школе. Мультимедийный дидактический материал для учителя. Редактор-составитель: Мария Смирнова Издательство: "Сентябрь", 2012 год