1.Мотивирование к учебной деятельности. | Выразительное чтение стихотворения учащимися хором. Хорошая книга привыкла к почтению, И те получают пятерки по чтению Кто с детства любитель большой почитать И книги, как старших, привык уважать. -Что значит уважать старших? -А как можно уважать книгу? Минутка скороговорок. Первый ученик читает скороговорку и называет цифру в скобках. Следующим читает скороговорку ученик под названной цифрой. -Ребята, помните о четкости произношения звуков. 1)Звук «ч» У четырех черепашек четыре черепашонка. (7) 7) Звук «щ» Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. (2) 2) Звук «б» У Бориса был баран, И залез баран в бурьян.(5) 5) Звук «ш» Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб (13) 13)Звук «р» Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Грека — цап (6) 6) Звук «Щ» Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. (10) 10)Звук «р» Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!» (8) 8)Звук «б» Баран Буян залез в бурьян. (3) 3)Звук «ч» Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. (9) 9)Звук «к» Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. (11) 11) Звук «Ж» Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась, Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно. (4) 4)Звук «с» Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. (12) | Организуют свое рабочее место. Читают хором стихотворение. Отвечают на вопросы. Читают скороговорки: начинает читать ученик со скороговорки под № 1; прочитав, называет номер внизу карточки (№7), затем читает ученик с названным номером. и т.д. | Личностные УУД Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при положительном настрое на урок. |
2. Определение темы. Постановка задач. | Учитель: Я очень люблю уроки чтения. А вы, любите? -А за что вы любите эти уроки? -А чего вы ждете от сегодняшнего урока? - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями. Чтение-прекрасный урок. Много полезного в каждой из строк. Будь это стихотворение или рассказ, Вы учите их, они учат вас. И сегодняшний урок –не исключение. Слайды 1-4 -Чей портрет вы видите? - С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке? Сегодня мы продолжаем работать над этим произведением. Определите тему урока. Запишите в тетради число, тему урока. (со слайда) Определите задачи урока, продолжив высказывание. | Отвечают на вопросы. Ведут диалог с учителем. На слайде портрет В,А. Осеевой Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» В Осеева «Волшебное слово» Записывают тему урока. На доске: Задачи урока. 1.Повторить содержание …. 2.Развивать… 3.Совершенствовать… 4.Воспитывать в себе… | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
3. Актуализация знаний. Проверка д/з. | К какому жанру относится произведение «Волшебное слово»? А что такое рассказ? А теперь, откроем клуб «Почемучек». Задайте вопросы по прочитанному произведению . Молодцы! А теперь, я хочу вам задать вопросы. | Это рассказ. Рассказ – повествовательный жанр, небольшого объема, в нем рассказывается о каком -нибудь одном событии, повествование ведется от одного лица. Задают вопросы по содержанию текста. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные : умеют ориентироваться в учебнике. Регулятивные: корректируют выполнения задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге |
4.Работа над содержанием рассказа. | Вопросы по содержанию -Кто главный герой рассказа? -Что случилось с Павликом? -Почему Павлик хотел убежать из дома? -Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком? Какое у него было настроение? - Правда ли, что все обижали мальчика? - Почему окружающие так относятся к Павлику в начале рассказа? Давайте покажем это наглядно, как произошла встреча Павлика со старичком. Мини- спектакль (показывают учащиеся) -Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели? -Подумайте, с каким природным явлением можно сравнить поведение Павлика? - Красками какого цвета можно изобразить состояние мальчика? - Что можете сказать о старичке? - А как разговаривал мальчик со старичком? - Почему же старичок все-таки захотел помочь Павлику? -Какое же волшебное слово старичок подсказал Павлику? - Как старик посоветовал произнести « волшебное» слово? - Давайте сравним , как изменился Павлик, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова? Поиграем в радиотеатр. Прочитаем по ролям отрывок(после встречи со старичком). Постарайтесь передать настроение героев. -А теперь вам нравится Павлик? - С каким природным явлением можно сравнить поведение мальчика теперь? - Какими цветами вы бы теперь изобразили его настроение ? (яркими цветами) -Почему слово «пожалуйста» автор называет «волшебным»? -Действительно, старичка можно назвать волшебником? -Как вы думаете, как автор относится к своему герою? -Чему учит нас рассказ В. Осеевой? А почему же писательница заканчивает свой рассказ именно так? Не лучше ли было, чтобы он встретился с волшебником, изменившим его жизнь? Этим В. Осеева хотела показать нам, что волшебные слова и поступки нужно вовремя произносить и совершать. Иначе может случится так, что уже будет некого поблагодарить. Какие ещё волшебные слова вам известны? Помогают ли вам эти слова в жизни? А у этого рассказа есть продолжение? Как вы думаете, что может произойти дальше? | Главный герой- мальчик Павлик. Он поссорился с родными. Дети находят отрывки и читают. Нет, Павлик сам виноват. Дети показывают мини-спектакль (встреча Павлика со старичком) Отвечают на вопросы. Темными. Грубо, невежливо. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь. Тихо, шепотом, глядя прямо в глаза. Чтение по ролям. Отвечают на вопросы Слово «пожалуйста» помогло наладить непростые человеческие отношения в семье. Да,ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким. Отвечают на вопросы. Называют волшебные слова. Работают в парах: придумывают продолжение рассказа (кратко) | Личностные: уметь выделять нравственный аспект поведения с точки зрения общепринятых норм и ценностей при работе с синквейном. Регулятивные : высказывать свое предположение при работе над содержанием произведения. Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи, и на основе анализа объектов делать выводы при высказывании своих предположений. Коммуникативные: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при высказывании своих предположений. |
6. Творческая работа . Создание мини –проекта «Сила волшебного слова» | Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах. Предлагаю вам создать творческий проект «Сила волшебного слова» План работы группы 1. Прочитать инструкцию. 2. Распределить обязанности. 3. Выполнить задание. 4. Рассказать об исследовании. 2 ученика будут работать в паре. Они нам подготовят паспорт о творчестве В.А.Осеевой. Это будет первая страничка нашего проекта. Их задача из информации, которую я вам предложу, выбрать только нужные сведения, ответив на вопросы. Задание 1 группе: Инструкция: 1.Составьте пословицы. Объясните их смысл. 2.Выберите пословицы, которые подходят к нашему рассказу. Задание 2 группе Инструкция: 1.Восстановите последовательность событий рассказа . 2.Составьте картинный план рассказа. Задание 3 группе. Инструкция: Из предложенных карточек выбрать и составить кластер, для характеристики главного героя. Защита проектов. | Вспоминают правила работы в группах. Повторяют план работы в группах. Получают задания. Читают инструкцию. Выполняют задания. 2 ученика работают в парах 1 группа. Читают инструкцию Составляют пословицы. Выбирают пословицы, относящиеся к данному рассказу. Оформляют 2 страничку проекта. 2 группа. Читают инструкцию. Составляют картинный план рассказа. Оформляют 3 страничку проекта. 3 группа. Читают инструкцию. Составляют кластер. Оформляют 4 страничку проекта. Защищают проекты. | Личностные: осознают своё отношение к главному герою рассказа. Познавательные: умеют работать с разными источниками информации. Регулятивные: корректируют выполнение задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; распределяют роли в паре, группе; сотрудничают при выполнении совместной деятельности. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Раздаются карточки каждому ученику. -Если утверждение верное – поставьте +, если нет -. а) Старичок был маленький, с длинной бородой (+); б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое (+); в) Павлик не хотел убегать из дома (-); г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником (-); д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь (+); е) Лена дала брату зелёную краску (+); ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок (+); з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (+). | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют по слайду сигнальными кругами (светофоры) | Регулятивные: различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Познавательные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
9.Итог урока. | - С творчеством какой писательницы мы познакомились? -Для чего В. Осеева написала этот рассказ? -Давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили вначале урока. 1.Повторить содержание …. 2.Развивать… 3.Совершенствовать… 3. Давать характеристику… 4.Воспитывать в себе… -Все ли задачи выполнены? | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. -Чтобы читатели поняли, что с самого детства нужно формировать черты характера. И всегда нужно оставаться Человеком. Подводят итог урока. | Познавательные: ориентируются в системе знаний - отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. |
10. Рефлексия. | -Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием. Я уважителен и доброжелателен к людям | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым. | Я очень хочу, чтобы в вашем сердце всегда было место для волшебных слов и поступков. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Просмотр мультфильма «Пожалуйста» | Прикрепляют свои сердечки в нужную колонку. Выбирают фразу и договаривают предложения. | Регулятивные: эмоционально-положительное восприятие учения; объективная оценка результатов деятельности. |