СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "А.П.Чехов "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий". Технологическая карта урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "А.П.Чехов "Толстый и тонкий"»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

(Авторы учебника: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И)

Учитель русского языка и литературы: Пашенцева Татьяна Витальевна

Тема урока

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с новым для учеников рассказом Чехова. Изучение новых понятий. Анализ произведения

Умение включать в свою деятельность разные варианты смыслового чтения, переработка информации.

Уважительное отношение к русской культуре.

Решаемая учебная проблема

Раскрыть с учащимися художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Основные понятия, изучаемые на уроке

Лаконизм, юмор, лютеранство, антитеза, чинопочитание.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (компьютер, интерактивная доска, кроссворд, карточки для индивидуальной работы).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ 1-2. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов.

Длительность этапа

5-7 минут.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Повторение биографических фактов из жизни писателя.

Методы обучения

Рассказ учителя

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная мыслительная деятельность (слушание, записывание)

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская.

Основные виды деятельности учителя

Рассказ учителя о личности писателя

ЭТАП 3. Учет знаний. 

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов

Длительность этапа

7-10 минут.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Словарная работа. Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного.

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная мыслительная деятельность.

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы учащихся.

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности учащихся.

ЭТАП 4. Работа с новой темой.

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение мыслить шире предложенного.

Длительность этапа

15-20 минут.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Работа с кроссвордом, беседа по рассказу по подготовленному учителем планом, работа с карточками.


Методы обучения

Аналитическая беседа, творческое задание.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная мыслительная деятельность.

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы учащихся.

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности учащихся.

ЭТАПЫ 5-6. Подведение итогов, домашнее задание.

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока.

Длительность этапа

5-7 минут

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, коллективная.

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающегося с последующей самооценкой.

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Ученики оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями.


Тема урока. «Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Цель урока. Раскрыть с учащимися художественные особенности рассказа «Толстый и тонкий».

Ход урока:

Эпиграф:

«Краткость – сестра таланта».

А.П. Чехов.

«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

М. Горький.


1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Еще мы поработаем над диалогом, поучимся инсценировать.

3. Учет знаний.

1) Словарная работа.

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи).

Юмор – добрый смех.

Лютеранство – вероисповедание (протестантство).

Антитеза – противопоставление.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.

Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.

2) Беседа по вопросам:

- Какие рассказы Чехова вы читали?

(«Каштанка», «Хирургия», «Детвора», «Ванька», «Мальчики»)

- Какие это рассказы? (Юмористические)

- Что такое юмор?

4. Новая тема.

1) Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».






1













2












3



















4
















5












6


















7











8















9















10















11

















12













13














Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)

  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)

  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)

  8. Имя Тонкого. (Порфирий)

  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)

  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)

  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)

  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)


2) Стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

План работы над стилем рассказа.

1. Заглавие простое, предельно краткое.

(Тема и основная мысль)

2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица.

(Встречаются 2 друга на вокзале)

- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)

(Толстый и тонкий… Антонимы – богатый и бедный.)

3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

(«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность)


Карточка N1

Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”? Опишите устно внешность, одежду.

-А какая походка была у этого героя?

(“Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, “Пахло от него хересом”- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно).

Вывод учителя:

Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека.


Карточка N2

Представьте себе, что вы режиссер. Каким вы себе представляете образ Тонкого? Его костюм, лицо и т.д.

(«Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

Вывод:

Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. Он «навьючен».)

4. Построение рассказа – диалог.

(Чтение диалога между встретившимися друзьями).

  • Как передает автор радость при встрече друзей?

(Толстый – предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Тонкий – краткие восклицательные предложения.)

Следует вывод:

5. Речь героев проста и лаконична.

(Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто встречается глаголы, точное употребление слов.)

6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.

Работа над отдельным эпизодом.

(Кульминационный момент – Толстый говорит о своей должности)

  • Опишите, как изменился при этом Тонкий: его поведение, поза, внешность.

(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел – главная метафора - был поражен, замер, застыл как вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса.

«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность.

«Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились»

Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное – «с»).

5. Заключение.

Вопросы классу:

  1. Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)

  1. Какова идея произведения?

(Разоблачение подхалимства и угодничества)

  1. Почему Толстый не возражает и уходит?

(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).

4. Что должно отражать заглавие?

(Тему и основную мысль рассказа)

  1. Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)

6. Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение на тему «Краткость – сестра таланта» по рассказу Чехова.