1.Организационный момент | 1-2 | приветствие | «Здравствуйте», – ты скажешь человеку. «Здравствуй», – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет целый век. – Проверим готовность к уроку | Здороваются с учителем | Регулятивные: Умение включаться в учебную работу Коммуникативные: Умение воспринимать и понимать речь учителя. |
2.Подготовка к первичному восприятию | 5 | | -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес, закройте глаза и представьте себе, как поют птицы вокруг, где-то пробежал зайчик, вы слышите шелест деревьев. (на фоне звуки леса) -Открывайте глаза. -Ребята, что вы слышали? -Каких птиц вы встречали в лесу? -Как много вы знаете! В лесу живет птица, которая очень сильно кричит, она очень красивая, посмотрите на экран, кто знает, что это за птица? Подсказка: название родственно глаголу «сиять» и образовано от древнерусского имени –соя». -Вы слышали, как поет эта птица? -Если нет, то писатель Ю. Коваль поможет нам познакомиться с ней поближе! Давайте откроем учебник и прочитаем, что же хочет нам рассказать писатель об этой птице | -пение птиц, шелест, животных -приводят примеры -предполагают -это сойка -отвечают | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
4.Проверка качества первичного восприятие | 2 | Беседа по вопросам учителя | -Понравился ли вам рассказ? -Что нового вы узнали о птице? -Найдите в тексте слова, где автор говорит, как поют сойки | -высказывают мнение -она не поет, а орет «Вот раз на рябине собрались три сойки и давай орать. Орали, орали, драли горло — надоели.» | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями |
7.Анализ произведения | 15 | Стилистический анализ | -Где находится рассказчик? В городе или в деревне? -Почему вы так считаете? -Действительно, автор любил жить в деревнях, у него очень много рассказов, в которых описывается жизнь и природа деревни, эта тема ему очень близка -Как автор описывает соек, найдите в тексте Восхищается автор птицей? -Как вы понимаете значение слово «палевая»? -Первое значение этого слова — бледно-желтый, светло-желтый с белесым оттенком. -Найдите все сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек. -Как автор описывает их песню? -Как вы понимаете значение выражения «драть горло» -Почему автор опять не прогнал птиц? А начал прислушиваться ? -Ребята, у всех птиц есть свои особенности и привычки, автор считается с привычками птиц и не борется с ними. -Найдите слова, которые слышатся автору в пении соек. -Действительно автор понял, что говорят птицы? -Что ему помогло понять речь животных? -Как вы думаете, какое было последнее слово сойки? Может вы тоже понимаете разговоры птиц -Что еще автор описывает в своем рассказе, кроме птиц? -Что он говорит о ней? -Мы можем сказать, что автор знает природу? Как должна меняться природа с наступлением осени? | -скорее всего в деревне -рядом находится лес -А на вид сойка хороша: головка палевая с хохолком, на крыльях — зеркала голубые, а уж голос, как у граблей — скрип да хрип. -да -высказывают предположения «Когда в лесу кричит сойка — мне кажется, что огромная еловая шишка трется о сосновую кору» «уж голос, как у граблей — скрип да хрип» - орали, драли горло, скрип да хрип -рассуждают -предположения детей «Дозреет! Дозреет!» Другая: «Догреет! Догреет!» А третья кричит: «Тринтрябрь!» -предположения детей -фантазия, любовь к природе -предполагают -рябину «Правда, рябина еще не совсем созрела, не красная, не багряная, а ведь пора — сентябрь» -да, он подробно описывает как должна преобразиться рябина с наступлением осени | Познавательные: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; — строят логическую цепь рассуждений; — контролируют свою деятельность по результату выполнения задания. Регулятивные: — осмысляют учебный материал; — действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: — оформлять свои мысли в устной форме; — слушать и понимать речь других |
8.Обобщение | 2 | Беседа | Ребята, так как автор относится к лесу и его жителям? -Правильно ребята, автор восхищался природой, он внимательно наблюдает за ней, природа ему интересна. В ответ ему открываются все чудеса природы, автор способен услышать музыку леса, расшифровать голос птиц | Считается с привычками птиц, знает их, восхищается красотой природы, наблюдает за изменениями природы, слушает и говорит с птицами, понимает их. | Регулятивные: — уметь делать выводы. Коммуникативные: — оформлять свои мысли в устной форме |