Авторы: Мокрогузова Наталья Ивановна, Мокрогузов Николай Петрович.
Ровеньский р-н, Белгородская обл.
Цель урока | Способствовать ознакомлению с чертами и приемами народных праздников, подведению к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь; создать условия для разучивания весенних закличек, детских игр, соответствующих празднику встречи весны; содействовать расширению эмоционально-смыслового словаря учащихся, воспитанию уважения к народным традициям |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают: историю и содержание народных праздников, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края. Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни; исполнять в характере; высказываться о музыке; передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах; исполнять несколько народных песен; работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия. |
Личностные результаты | Проявляют культурную, этническую и гражданскую идентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа; демонстрируют музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества |
Метапредметные УУД | Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств ее реализации в разных формах и видах музыкальной деятельности. Познавательные: используют общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Оборудование | Учебник; рабочая тетрадь; глиняные игрушки-свистульки, детские дудочки и другие народные музыкальные инструменты |
Музыкальный материал | Веснянки – песенки «Ой, жаворонки, жаворонушки», «Солнышко, выгляни!»; весенние заклички, «Во поле береза стояла» (р. н. п.) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный | Приветствие учащихся. Нас сегодня ждет дорога И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, Скорей за работу! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Постановка учебной задачи | К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Видно, очень теплые Ноги у весны. И. Токмакова Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу | Слушают стихотворение, прочитанное учителем. Формулируют учебную задачу | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | Предлагает рассмотреть иллюстрации учебнике на с. 68. Разучивает с учащимися игры, песенки-веснянки, разъясняет смысл включения их в праздник встречи весны | Смотрят иллюстрации. Разучивают игры | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия. Познавательные: воспринимают, исполняют, оценивают музыкальные сочинения |
Песенки-веснянки. Свистопляска | Проводит работу с нотной записью на с. 68 в учебнике. Организует разучивание и исполнение песенок-веснянок, прослушивание музыкальных записей с пением птиц, веселую свистопляску, исполнение инструментальных наигрышей с использованием музыкальных инструментов. | Все учащиеся становятся в круг. Исполняют и разыгрывают песенки-веснянки, выполняют веселую пляску |
Сочинение мелодии к песенке-закличке | – Сочините мелодию к этой песенке-закличке. Как она должна звучать? – Звучание каких музыкальных инструментов украсило бы эту песенку? | Читают песенку-закличку на стр. 69. Отвечают на выпросы, выполняют задания | Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками. Познавательные: приобретают умение осознанного построения речевого высказывания. Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Русская народная песня-хоровод «Во поле береза стояла» | Организует работу с нотной записью в рабочей тетради, с. 19. – Спойте мелодию этой песни. – Назовите длительности нот, которыми она записана. – Спойте всю песню вместе, двигаясь хороводным шагом | Работают с нотной записью; выполняют задания учителя. Поют мелодию песни. Отвечают на вопросы. |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Предлагает выполнить задания в рабочей тетради на с. 18. – Спойте мелодии знакомых вам песен и плясок народов России. Украсьте их звучание выразительными движениями и игрой на музыкальных инструментах. | Выполняют задания в рабочей тетради. Вспоминают народные праздники. |
V. Рефлексия (итог) | – Какая задача стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? – Кто справился с задачей? – Кто испытывал затруднения? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, принимают учебное задание. |
VI. Домашнее задание | – Нарисуйте иллюстрацию к весенней песне. | Слушают объяснение учителя. |