4. Усвоение новых знаний и способов действий. С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | Рассказывает о создании симфонической сказки: Сказку «Петя и волк» Сергей Сергеевич Прокофьев написал в 1936 году. Это сказка не обычная -это музыкальная, симфоническая сказка. Называется она симфонической потому что написана для симфонического оркестра. Это – своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру. В ней (как в опере и балете) каждый персонаж имеет свою музыкальную тему –характеристику. Но главное заключается в том, что эти темы исполняет какой –либо инструмент (или группа инструментов) симфонического оркестра. С.С.Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему. Композитор хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них музыкальные темы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти музыкальные темы много раз и учились различать тембры инструментов. Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет музыкальную тему. Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Петю струнно – смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель. Слушание темы. - Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка? - Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. Ее тему исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно –духовой группе. Послушайте внимательно ее тему. Слушание темы. - Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку? - Тему следующего персонажа –утки -исполняет гобой –деревянно –духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво», так и слышится утиное «кря-кря». Слушание темы. - Какой изображает утку музыка? - Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – из семейства деревянно – духовых инструментов. Слушание темы. - Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему? - Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?»Его тему исполняет инструмент деревянно –духовой группы –фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит постариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы. - похоже на ворчливого дедушку? - еще один персонаж сказки –волк! Его тему исполняют валторны – инструменты медно – духовой группы. Слушание темы. - Что вы можете сказать о теме этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? - Наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка. Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы. - Тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны. Организует работу с нотными записями в учебнике, с.90-91. - Послушайте и определите, каким персонажам сказки принадлежат эти музыкальные темы. Какие инструменты их исполняют? Мы с вами сегодня познакомились с инструментами симфонического оркестра. - Итак, какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра? - Какие инструменты входят в каждую группу? | Слушают рассказ учителя. Слушают тему. - Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и подпрыгивает. Слушают тему - веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей. Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться. Слушают тему - Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает. Слушают тему. - кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. Иногда она останавливается. Слушают тему. - Да. Слушают тему. - Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой волк! Слышно, как он воет. Слушают тему - это барабаны –ударные инструменты. Работают с нотными записями. - струнные, деревянно –духовые, медно –духовые, ударные. - струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас); деревянно – духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот); медно – духовые (туба, труба, тромбон, валторна); ударные (барабан, тарелки, литавры, треугольник) |