СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: М.М. Пришвин «Предмайское утро». Знакомство с текстом –описанием. (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: М.М. Пришвин «Предмайское утро». Знакомство с текстом –описанием. (1 класс)»

Технологическая карта плана-конспекта урока

ФИО (полностью)

Исматова Ирина Геннадьевна

Место работы

МБОУ «Лицей № 34»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Обучение грамоте

Класс

1

Тема и номер урока в теме

М.М. Пришвин «Предмайское утро». Знакомство с текстом –описанием.

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России» Азбука. 1 класс. 2 часть (В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина), 2016г

Цель урока:

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, его произведениями, развития речи, воображения, памяти и логического мышления

Тип урока

Введение нового знания

Необходимое оборудование

компьютер, проектор, доска, Портрет М. М. Пришвина, презентация, видеофильм. карточки


Структура и ход урока








технологическая карта урока

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Оборудование

Время

(мин.)

I.

Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Проявлять готовность начать учебную деятельность

Организуют свое рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

-Да

-Нет

- Да

- Нет

- Да

-Хорошее

Дети улыбаются друг другу и гостям.







-Если я чего – то не знаю – сам найду способ узнать.


-Самостоятельно.


– Проверим готовность к уроку.

- Громко прозвенел звонок,

Он позвал вас на урок.

- Мы будем на уроке думать?

- А может, будем спать?

- Мы будем рассуждать?

- А в облаках летать?

- Друг другу будем помогать?

- Какое у вас настроение?

Покажите его с помощью смайликов.

-Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Я думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока. Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление.

-Какое самое главное правило мы знаем?

-Главное, чтобы ученик действовал как…? - Желаю вам удачи!


Презентация, проектор, доска, компьютер

2 мин

II.

Актуализация знаний.

1. Речевая разминка

1. Работа над дыханием.

Принимать учебную задачу

Принимают учебную задачу

Дети улыбаются. Выполняют действия под руководством учителя.




-Ш-ш-ш Дон – динь - день (чтение с усилением голоса; чтение с увеличением темпа).

Имитируют полет птиц.

-Ж-ж-ж

-З-з-з

Представьте, что мы в весеннем лесу.

Ярко светит солнышко.

Давайте улыбнемся солнышку.

- Какой свежий воздух!

Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (5 раз).

-Шумит лес.

-Звенит капель.


-Летят птицы.

-Жужжит шмель

-Пролетает пчёлка

Презентация, проектор, доска, компьютер

4 мин


2. Работа над скороговоркой.

1.Отработка дикции

2. Интонационная разминка.


Читают скороговорки,

придавая своему голосу разные интонации

На травке тропка,

Травка на тропке.

Презентация, проектор, доска, компьютер



3.Вступительное слово учителя.


Дети декламируют стихотворение. 1.Как много в этом мире красоты, Которую порой не замечаем

Все потому,

Что каждый день встречаем

Ее давно знакомые черты.


2.Мы знаем,

Что красивы облака, река, цветы,

Лицо любимой мамы

Но есть еще другая красота,

Которая не кажется красивой.

К примеру, красота крота - Крота?


3.Да, да, или пчелы трудолюбивой, Или змеи, лягушки и жука,

Или другого “странного народа”

Не зря все бесконечные века

Его ваяла мудрая природа.

Вглядись в ее лицо

И ты увидишь, как она права !


-Красоте природы.


- О природе.

-Ребята, к сегодняшнему уроку Гриша, Эмилия и Игорь подготовили стихотворение. Предлагаю вам его послушать.




















-Чему посвящены строки этого стихотворения?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?



III.

.Постановка учебной задачи

Принимать учебную задачу

Слушают учителя.

-Ребята, сегодня мы с вами узнаем о творчестве еще одного писателя, который писал о природе.

Портрет

М.М. Пришвина

16 мин

IV.

Усвоение новых знаний и способов действий

Уметь внимательно слушать и воспринимать рассказ, проявлять интерес и задавать вопросы.

Слушают рассказ учителя,

задают вопросы













Рассматривают выставку книг М. М. Пришвина.

Презентация Рассказ учителя. Знакомство с биографией М.М.Пришвина. -М.М. Пришвин родился в 1873году. (показ слайда - портрет автора) С детства он любил наблюдать за природой, за ее изменениями. Еще маленьким он понял, что все интересное и удивительное может происходить не только в сказках, но и в жизни. Только надо это все видеть. Пришвин закончил институт и получил специальность агронома, но посвятил себя совсем другому. Он захотел писать и писать о природе, о ее несметных богатствах, о бережном отношении к ней. ( на столе выставка книг М. М. Пришвина)

-А сейчас посмотрим на экран, где мы увидим выставку книг этого замечательного писателя. (просмотр слайдов).

Презентация, проектор, доска, компьютер,




Физминутка.

Осуществлять профилактику утомления. Ориентироваться

на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня,

активно участвовать в физкультминутке

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

Ветер тихо клен качает,

Вправо-влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумит листвою он.

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два»




Работа по теме урока. Работа над текстом «Предмайское утро». 1.Чтение трудных слов. 2. Чтение первого и последнего слогов на строке. 3.Чтение текста 4.Словарная работа.

Воспринимать на слух содержание рассказа. Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы по содержанию. Представлять картину природы. Рисовать словесные картины. Читать осознанно текст, находить в нём названия знакомых произведений. Определять основную тематику произведений Развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

Рассматривают иллюстрацию в учебнике


Читают название текста.

По названию рассказа высказывают предположение о его содержании Слушают текст в чтении учителя, отвечают на вопросы,



-Рассказ М.М.Пришвина о природе.

-В рассказе речи идет о весне.

Дети доказывают свои ответы

- Да.

-Март, апрель, май.

-Март. Читают слова сначала по слогам, затем целыми словами.


Дети читают текст: первый и последний слог на строчке.

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”.

Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях.

По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух.

Дети берут в руки простые карандаши и делают в книге соответствующие пометки

Самостоятельно осознанно читают текст целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания Отвечают на вопросы по содержанию. Воспринимают на слух содержание рассказа.

Представляют картину природы. Рисуют словесные картины

- Всё зеленеет – трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется.

-Пахнет корой и берёзовым соком. –



Так всё идёт правильно: март – свет, апрель - вода, май - цвет.



-В марте дни становятся длиннее, чаще на небе появляется солнце.

-В апреле начинают таять снег и лед. Начинается половодье.

-В мае природа оживает. Появляются на деревьях листочки, зацветают цветы, пробивается трава.

-Темно коричневый

-Зеленя.


-ЗЕЛЕНЯ´ - молодые всходы хлебов (преимущественно озими). (работа с толковым словарем)


Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрацию.

- Как вы думаете о чем будет этот рассказ? – Прочитайте, как называется текст.

– Сделайте предположение, о чем будете читать?

Чтение учителем пейзажной зарисовки «Предмайское утро».

Разбор прочитанного по вопросам учителя с выборочным чтением:

-О чем рассказ М.М.Пришвина?

- О каком времени года идет речь в рассказе? - Как вы догадались?

-Подтвердилось наше предположение? - Назовите весенние месяцы.

-Назовите первый месяц весны. Зеленеет, горизонтом, шоколадного, дымится, обозначаются.

- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

Упражнения для развития угла зрения. Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.









Сейчас мы прочитаем текст и сделаем пометки.

V - уже знал

+ - новое ?

– есть вопросы Дети читают рассказ про себя, а затем вслух "по цепочке".






-Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки? Прочитайте.



- Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу? Прочитайте.


-Найди и прочитай предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца.

- Что значит «март – свет, апрель – вода, май – цвет»?






- Какой цвет шоколадный?

- Какие слова и выражения вам не понятны? -Что такое зеленя?

Обратимся за помощью к Мудрой Сове.

Учебник Азбука



Физминутка.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Электронная физминутка для глаз.

Мы пришли сегодня в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали

– Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

– Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

– Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем

– Крылья сложили назад.

Презентация, проектор, доска, компьютер


IV.

Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с фильмом.

Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее. Анализируют смысл пословиц



-Предложение - это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

-Предложение выражает законченную мысль. Дети работают в группе, собирают предложения, отвечают.


























-Пословицы.

Называют пословицы и объясняют смысл. -Народная мудрость. -Пословицы написаны для людей - для нас. - Мы должны стать более чуткими, добрыми, милосердными.
















Природу.

-Вы должны прочитать слова на карточках и собрать из них предложения.

-Что такое предложение?



-Что выражает предложение?



Приступайте к работе.

1.С к природе любви начинается Родине любовь к. (С любви к природе начинается любовь к Родине).

2.И лес дружней, шумит деревьев когда много. (И лес шумит дружней, когда деревьев много).

3.В по-лесному лесу живём, и поём. (В лесу живём, по-лесному и поём).

4. Срубил дерево – посади два. (Срубил дерево – посади два).

5.Кто не лежать дерева, тому не сажал в тени. (Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени). 6. Не поросли беречь , и не видать дерева. (Не беречь поросли, не видать и дерева).

7.В весь тень лесу день. (В лесу тень весь день).

8. Где выросла, сосна она там и красна. (Где сосна выросла, там она и красна).

9. Не высок лесок, а от ветра защищает. (Не высок лесок, а от ветра защищает).

10. Рощи да леса - всему миру краса. (Рощи да леса - всему миру краса).

11. Жизнь дана на добрые дела. (Жизнь дана на добрые дела).

-Что у вас получилось?

-Как понимаете смысл каждой пословицы? -Что такое пословица?

- Скажите, а для кого написаны пословицы? -Зачем?


На экране высвечиваются слова М.М.Пришвина. Моя Родина Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).

- Какие сокровища мы должны охранять?

карточки

14 мин

V.

Рефлексивно-

оценочный

Анализируют и оценивают работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя

- Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания. -Какую задачу ставили? - Какие новые знания вы унесёте с этого урока? – Что вам особенно запомнилось и понравилось? -Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности? - Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью смайликов. – Спасибо за урок!


4 мин.





Приложение 1. 1.Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения - чтение первого и последнего слогов на строке. 2.Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”. (Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте).