Изучение нового материала | Формирование представлений о теме | Словесный, беседа | На слайде представлены различные изделия, скажите, что их все объединяет? Какие из этих росписей вам удалось узнать? Как можно понять речь сегодня пойдёт об одной из этих росписей, а конкретно речь пойдет о таком народном промысле, как жостовская роспись. Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области. Давайте кратко запишем это определение Почему Жостовская роспись называется Жостовской? Данный народный промысел появился в конце 18 – начале 19 в. Как вы думаете, с чем связано появление этого промысла? Связано это с тем, что в данный период времени на Руси получил широкое распространение такой заморский напиток, как чай. И вместе с изготовлением самоваров, неотъемлемой частью чаепития стал поднос. С 1825 года братья Вишняковы бывшие крепостные крестьяне, основали в деревне Жостово мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распространился в другие близлежащие деревни. Осташково, Троицкое и другие, но Жостово сохранило свое назначение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу. К тому определению, которое мы записали давайте добавим то, что расписные подносы возникли благодаря братьям Вишняковым. Подносы можно разделить на две группы: 1) Для бытовых целей 2) Для украшения На слайде представлены формы жостовского подноса, какие формы можно увидеть? По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. (За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий.) Если рассмотреть все эти подносы, то мы можем определить основной мотив жостовской росписи. Какой это мотив? А какие это цветы? Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В основе лежат разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов. Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Какие цвета используются в росписи? Какой цвет фона преобладает у большинства подносов? Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции. Чем оформляются края подноса? Работу над подносом можно разделить на восемь этапов Грунтовка. Подготовка подноса к расписыванию красками. Замалёвка – автор раскидывает цветовые пятна Прокладка, прокладываются светлые участки росписи Бликовка – наложение бликов Тенёжка – наносятся тёмные участки объектов Чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов Привязка – пустоты заполняются ажурной травкой Уборка - наносится краевой орнамент подноса | Роспись Хохлома, Городецкая роспись, Гжельская роспись. Записывают кратко определение Потому что появилась в деревне Жостово Учащиеся высказывают предположения (Распространение чая, самоваров, а также подносов). - Круглый, овальный, прямоугольный, треугольный - Цветы - Садовые, полевые - Множество оттенков - черный - Орнаментом | Ф | Презентация (1-17) | Контроль учителя, самоконтроль |
Практическая часть (инструктаж) | Организовать деятельность учащихся | Словесный, беседа, репродуктивный | Теперь давайте рассмотрим приёмы данной росписи более подробно, а также попробуем их повторить. Попробуем повторить жостовскую розу. Для этого возьмём красную краску и окунём в неё кисть. Какой первый этап в росписи? Сделаем замалёвок розы. Для этого зададим форму нашего цветка с помощью мазка. Аккуратным движением от тонкой линии переходим к более толстым и формируем лепестки цветка. Для того, что сформировать основу цветка прокладываем два мазка в виде запятых. После того как мы задали форму цветка переходим к следующему этапу. Какой это этап? Для тенёжки нам нужно в красный цвет, которым мы рисовали добавить капельку черного, совсем чуть-чуть, чтобы затемнить цвет. Прокладываем тени на лепестках под бутоном, внутри цветка, а также сверху нашей формы на самых дальних листьях, так же аккуратным мазком в форме лепестка. После тенёжки переходим к прокладке. Для данного этапа нам понадобиться смешать красный цвет и белый, чтобы розовым цветом, прокрасить лепески. По форме цветка задаём мазки в форме лепестка. Прокрашиваем близкие к лепестки розы. Следующий этап – бликовка с помощью белого цвета прокладываем самые светлые лепестки цветов. После бликовки какой этап? Также с помощью белого цвета прочерчиваем контуры лепестков и бутона. Теперь давайте по такому же принципу попробуем добавить к нашей розе листочки, повторим те же самые этапы. После того как мы нарисовали листочки, давайте попробуем прорисовать тонкие травинки, которые делаются на этапе привязки при работе с подносом. Какой последний этап над работой подноса? Что делают на этапе уборки? Давайте попробуем выполнить несколько вариантов уборки. | Повторяют за педагогом, пробуют выполнять основные элементы росписи с помощью кистевых мазков - Замалёвок - Тенёжка - Чертежка - Уборка. Краевой орнамент подноса | Ф,И | Презентация (18-20) | Контроль учителя, самоконтроль |