СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе на тему "Современное общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе на тему "Современное общество".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания в 10 классе на тему "Современное общество"»

Технологическая карта урока обществознания

Класс - 10

Тема: «Современное общество»

Цель: углубление знаний обучающихся о сущности, значении и издержках процесса глобализации в современном мире.

Задачи:

Обучающие:

-Продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

-Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов глобализация и создание

информационного общества;

-Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире (развитие информационного общества);

Развивающие:

- Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять

познавательные задания;

- Использовать возможности ИКТ-технологий в создании интерактивного познавательного

Процесса

Воспитывающие:

- Воспитывать в детях интерес к глобальным процессам, происходящем в современном обществе

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, наглядная презентация

№ п\п

этапы

Ход урока


Формируемые УУД

1

Орг. момент


Психологический настрой. Организация рабочего пространства.

Личностные, регулятивные.

2

Актуализация ранее изученного

Вспомните!

-Что такое свобода? К чему может привести неограниченная свобода выбора?

-В чем выражается общественная необходимость?

-Какое общество можно считать свободным?

Познавательные: умение обобщать и формулировать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные.

3

Мотивация


Подумайте!

-Было ли глобальным общество в древности?

-Создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?

-О чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель поставим перед собой?

4

Открытие нового знания

  1. Особенности глобализации как явления современности

Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Зарождение глобализации связывают с временами Римской империи, с Великими географическими открытиями, с развитием рыночных отношений, с НТР в 20 веке, а также развитием постиндустриального общества.

Работа над понятием:

Постиндустриальное общество – современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой ведущую роль играют информационные технологии. И развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

(ученики записывают определение в тетради)

Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

Работа над понятием:

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

(ученики записывают определение в тетради)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

Работа с учебником стр. 81:

  • В чем выражается асимметричность процессов глобализации?

(ученики работают с текстом учебника и составляют схему)

Противоречия глобализации

1.Единство и целостность- разнонаправленность и неравномерность развития мира.

2.Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира.

3.Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира.

  • Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий


  1. Современное информационное пространство

Символом глобализации стала коммуникация – обмен информацией!

Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием (стр. 82).

(материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества).

Работа над документом (стр.90). Ответить на вопросы

Организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».

Составьте кластер со словом СМИ + заполнение таблицы «СМИ: за и против»

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.


  1. Глобальная информационная экономика

В современной науке распространение получили термины «экономика знаний» и «общество знания», а так же «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» - это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентноспособность организации.

Какие новые качества обрела современная глобальная экономика?

субъект глобальной экономики:

- ТНК

- сетевые структуры

- региональный уровень

- роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

- интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.


  1. Социально-политическое измерение информационного общество

Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом.

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, выражать собственное мнение и аргументировать его; умение слушать и понимать других. Познавательны е: умение на основе анализа объектов делать выводы, наблюдения над историческим материалом, структурировать знания; извлекать информацию из иллюстраций, текста, делать выводы; понимание фактического и образного содержания. Личностные: самоопределение к деятельности, понимание значимости выполняемого задания; формирование внутренних нравственных правил общения друг с другом. Регулятивные: понимание выполнения задания, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения

5

Включение в систему знаний

  1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации

  2. Какую роль в современном мире играет Интернет?

  3. Чем отличаются американская, азиатская, европейская модели экономической политики государства?

  4. Что такое социальна сеть?


Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания.

6

Рефлексия

Составление толстых и тонких вопросов.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности

7

Итог. Д\З.

Итак, теоретические знания о современном этапе развития общества позволят вам лучше ориентироваться в повседневной жизни: вы получаете возможность увидеть главные процессы развития, такие как глобализация и создание информационного общества. Вы можете дать им оценку, но и осознанно выбрать стратегию своей деятельности, например, профессию, отражающую реальные потребности общества.

Домашнее задание:

§8 прочитать, написать эссе на одну из тем «Может ли существовать информационное общество без государства?», «Кто владеет информацией, тот владеет миром».