СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Жизнь пресного водоёма" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс по теме "Жизнь пресного водоема".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Жизнь пресного водоёма" 4 класс»

Урок по окружающему миру Гавриной Надежды Ильиничны,

учителя начальных классов МКОУ «СОШ № 4 р.п. Линёво»


Тема. «Жизнь пресного водоема» 4б класс.

Цель: формировать представления учащихся о жизни пресного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресного водоема, с ролью человека в бережном отношении к природе. Познакомить с тем, как охранять водоёмы и для чего нужно их охранять.

Планируемые результаты:

Формирование УУД:

П – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать извлекая нужную информацию

К – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Л – приобретать новые знания, умения.


Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа, индивидуальная работа, творческая работа, самостоятельная работа.



Оборудование:

  1. Компьютер, экран.

  2. Презентация «Жизнь пресного водоёма».

  3. Аудиозапись голосов животных пресных водоёмов.



Используемые программы: PowerPoint, Audacity.







Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Хорошо запоминать


Включаются в деловой ритм урока.




1

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.























Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.

Ребята, назовите тему прошлого урока


Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме:

  1. Проживая совместно, что образуют живые организмы луга?

  2. Когда мы говорили про лес, то выяснили, что главными в лесу являются деревья.

А на лугу, какие растения являются главными?


Назовите некоторые из них.



Какова особенность растений на лугу?




  1. Почему на лугу не живут крупные животные?


  1. Зато много кого?



Работаем в парах. Для этого откройте тетради на с. 79. №4, выполните задание. Поменяйтесь, и проверти друг друга, верно ли выполнил сосед задание.

Кто будет готов, поднимите руки.

  1. Кто изображен на рисунках? Назовите, одним словом.


  1. Чем питаются насекомые на лугу?



  1. Какую работу они выполняют?



  1. Ребята, сравните попарно насекомых, выделите признаки, по которым их можно различить в природе.



  1. Кроме растений, насекомых мы говорили, что живут еще мелкие животные. Какие?

Чем они питаются?





Откройте с. 80 задание № 5.

Я задаю вопрос, вы отвечаете вместе.



  1. О чем еще я не спросила вас?



  1. Без чего невозможна жизнь на лугу?



  1. Нужно ли человеку беречь и охранять луг?

Как вести себя на лугу?

С. 81 тетради.

Ответы детей: Жизнь луга.




  1. Природное сообщество.






  1. Травы.




Тысячелистник, нивяник, мышиный горошек, клевер и др.


Все эти растения любят солнечный свет.



  1. Им негде прятаться.



  1. Насекомых.





Ребята проверили друг друга, вернули тетради.


  1. Насекомые.




  1. Нектаром.


  1. Опыляют цветки.



  1. Ответы детей.






  1. Жабы и ящерицы – насекомыми.

Мыши и полевки – растительной пищей.

Перепелка, коростель и трясогузка – насекомыми.



Ответы детей.



  1. О грибах.

Опята луговые, дождевики и шампиньоны.


  1. Без неживой природы и почвы.



  1. Ответы детей, о том как нужно вести себя на лугу и как мы можем беречь и охранять жизнь на лугу.

10

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.


















Ребята, переходим к изучению новой темы.

Читаю со слайда(№1) стихотворение.

О чем будем говорить сегодня?

Называю тему – Жизнь в пресных водоемах.

Слайд№2

Как вы думаете, что нам нужно будет узнать?





Познакомьтесь с планом работы

читаю со слайда № 3




О водоёмах.





Что такое пресный водоем, кто там живет, чем питаются. Какие растения там растут. Узнать о взаимосвязи всего живого пресных водоемов.

2

  1. Открытие новых знаний

Формировать представления учащихся о жизни пресного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресного водоема, с ролью человека.

Вспомните, что такое водоём?


По своему происхождению, на какие группы делятся водоемы?

Показываю на слайде № 4


Откройте учебник с.178, можно посмотреть на слайд № 5


Кто из вас, поднимите руки, был у пресного водоема?

Опишите водоем.


Откройте тетрадь с. 82 задание № 2. Рассмотрите эти растения, и отметь галочкой те, которые вы видели. Соедините растения и их названия карандашом.

Показываю слайды №6, №7, № 8, № 9

Поднимите руку, кто не ошибся.


Об особенностях этих растений вы узнаете в учебнике с.178 -179 (прочитать до характеристики животных)


Что интересного о них узнали?


Посмотрите на с. 83 тетради. Если растения, которые изображены на с. 82 более заметны и нам знакомы, то эти растения нам не совсем знакомы.

Работа в группах. Возьмите атласы – определители. (Задания в них уже есть).



Скажите о роли растений в водоемах.

Показываю слайд№10



Ребята, я думаю, вы догадываетесь, что обитателями пресных водоемов являются не только растения, но и животные.

Откройте учебник с.180 – 181,

Рассмотрите животных, которые живут в пресных водоемах. Поиграйте друг с другом. Работа в парах.


Прочитайте о жизни животных пресных водоемов в учебнике с. 179- 182.

Что нового для себя открыли?



Происходит ли круговорот веществ в пресных водоемах?

Как?




Водоём – это хранилище воды.


Ответы детей.











Ребята выполняют задание.



Ребята проверяют себя





Ответы учащихся.










Ребята работают в группах, определяя растения. Назначают того, кто будет рассказывать о растении.


Ответы учащихся.









Дети рассматривают картинки, а затем, закрывают по очереди и отгадывают.








Ответы детей.

(Когда растения и животные умирают, то попадают на дно. Под действием бактерий перегнивают и разрушаются.

Из них образуются соли, ими питаются растения.)

23

5. Физминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Показываю видео


Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6. Первичное закрепление.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний

Показываю слайды с загадками и отгадками.

С№12 по №24. Показываю еще картинки животных. № 25по № 35.


Как можно назвать жизнь пресных водоемов?



По нашему плану, нужно сказать ещё о том, как нужно относиться к пресным водоёмам.

Показываю слайды №36, №37.


Учащиеся отгадывают загадки.





Сообществом.




Ответы ребят. (Их нужно оберегать,

мы не должны бросать мусор, рвать растения)


4

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Что запомнили сегодня на уроке?

Что поняли?


Предлагаю нарисовать смайлик (если понравился урок, то смайлик весёлый, если нет, то смайлик грустный).

Ответы ребят.


2

  1. Информация о домашнем задании.

  2. Оценка работы за урок.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Даю комментарий к домашнему заданию

Показываю на слайде №38.

Учащиеся записывают в дневники задание.

1











Методические рекомендации по использованию материалов:

Презентация «Жизнь пресного водоёма» создана в программе PowerPoint. Помогает познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира пресного водоёма, их классификацией по групповым признакам, лучше понять и освоить новый материал.

Презентация используется при первом знакомстве с темой.
Главное в презентации – это тенистость (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация. Использование анимации позволяет управлять появлением объектов, что позволяет концентрировать внимание учащихся.

Audacity является простым удобным звуковым редактором. С помощью данной программы созданы файлы для озвучивания голосов животных: лягушек, уток, что помогает закрепить новый материал. Использование звукового сопровождения позволяет привлечь внимание к изучаемому вопросу, делает материал более ярким и запоминающимся.



Информационные ресурсы:

  1. Учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков М. – 2012г.

  2. Рабочая тетрадь по Окружающему миру 4класс А.А. Плешаков М. – 2016г.

  3. Атлас- определитель А.А. Плешаков

  4. https://yandex.ru/images/search?text.

  5. net/kartinki/okruzhajuschij-mir/Presnye-vodojomy/Presnye-vodojomy.html.

  6. naibolee-rasprostran-nnyie-rasteniya-presnyih-vodoemov.

  7. http://gnilomedova.59313s016.edusite.ru/p11aa1.html.

  8. http://7ya-i-ya.ru/rybalka/8755.html.

  9. https://muzofond.org.

  10. https://muzofond.org.