1 урок: Слово учителя «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.» П. Бажов Именно такого человека прославлял в своем творчестве замечательный писатель К. Паустовский Изучение биографии писателя. 2 урок: -Сейчас, мы вспомним сюжет сказки и поиграем в игру «Рассыпанные открытки». 1.Раненый конь, хлеб. 2.Сорока на дереве. 3.Деревня зимой. - Итак, тема нашего урока… -Определите, к какому жанру относится это произведение? -Дайте определение этому понятию. -Для чего человеку во все времена нужна была сказка? - Найдите примеры сказа в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». -Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку? | Записывают в тетрадь. Чтение о писателе Обучающиеся собирают сюжет и показывают, что изображено на открытках. Герои сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». К жанру сказа. Сказ- это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Наш век – век техники, компьютеров, новых технологий. Но никто не может запретить человеку мечтать. В сказках люди выражали свои лучшие устремления, веру в добро, справедливость, в счастье, в любовь. Сказки необходимы, потому что они дают надежду. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование. Логические: подведение под понятие. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
Анализ текста. 1 урок: Вопросы Какой масти был раненый конь? Кто взял себе коня? Какое прозвище имел Филька? Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? Что случилось в природе после этого? Сколько лет назад был такой же мороз? От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? Куда послала бабка Фильку в поисках совета? Что посоветовал Фильке Панкрат? Сколько времени дал Фильке Панкрат? Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Что придумал Филька? Что сделали люди для своего спасения? Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Что принес Филька раненому коню? Что конь сделал после того, как съел хлеб? 2 урок: Проблемные вопросы. -Каким образом конь очутился в деревне Бережки? -Найдите в тексте описание человека, который вылечил коня? - Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться? -Как Филька встретил раненого коня? -Прочитайте отрывок, как Филька закинул хлеб в снег? -Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка? -Когда Филька понял сою вину перед конем и перед всей деревней? -Опишите сцену, как произошло примирение Фильки с конем? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросах, формулируют собственное мнение, анализируют. Ответы на вопросы викторины. Вороной Мельник Ну, тебя Кинул в снег 5. Метель и сильный мороз 6. Сто 7. От злобы 8. К Панкрату 9. Изобрести изобретение от стужи 10. Час с четвертью 11. Сорока 12. Продолбить лед на речке 13. Продолбили лед около мельницы 14. Позвала теплый ветер 15. Буханку свежего хлеба 16. Положил голову на плечо Фильке. Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда. Ученик зачитывает со слов «Панкрат был скорый на работу…» до конца абзаца. Мельнику было трудно его прокормить, поэтому он пустил коня по деревне. Филька встретил коня недружелюбно, обидел его. Обучающиеся зачитывают со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…» до когда рассерженный конь бьет им себя по бокам…». Бабушка рассказала о том, что замерзли колодцы, воды нет, а значит, не будет муки, ни хлеба. Все это приведет к голоду. Ночью Филька пошел на мельницу к Панкрату. Дежурный проводит физкультминутку. | Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии.. Чтение по ролям, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей Коммуникативные: согласованность действий с партнерами. |
1 урок: Ответы на вопросы. - Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в «Теплом хлебе»? - Назовите реалистичных героев? - Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. - Что заставило его измениться? Стали бы вы дружить с таким Филькой, каким он был в начале? -Как вы понимаете название сказки «Теплый хлеб»? -Найдите общее в сказке К.Г.Паустовского с русскими народными сказками? Словарная работа 2 урок: Анализ художественных особенностей произведения. Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость. | Строят речевые высказывания в устной форме, находят информацию. Говорящие сорока, описание природы – возникновение метели. Это Филька, его бабка, Панкратий и т.д. В начале сказки Филька обидел коня, но осознал свою ошибку и они стали друзьями. «Теплый» - значит данный рукой, от души. Погода «отреагировала», метель появилась, птица говорит. Запись в тетради определений «Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка». Зачем помирать? Надеяться надо. Льготного срока не будет. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение. За твою дурь расплачиваться своим горбом? От теплоты лед начал оседать. Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете. Хлеб-соль подносить. Не только человеку извинение требуется. | Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения. Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств. Познавательные: сравнение, оценивание. Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания. |
Рефлексия - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке: 1. На уроке я работал…активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему? 3.Материал урока мне был понятен / не понятен? Домашнее задание: 1 урок: нарисуйте любимого героя сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»? 2 урок: придумать свою небольшую сказку | Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили его, что получилось, и чего не получилось, почему? | Познавательные: сравнение, оценивание. |