СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе по теме "М. М. Пришвин «Выскочка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока отображает подробную работу над содержанием произведения М..Пришвина " Выскочка"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе по теме "М. М. Пришвин «Выскочка».»

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе

по теме "М.М.Пришвин «Выскочка».

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Тема:М.М.Пришвин «Выскочка».Работа по содержанию. Характеристика героя

Тип урока:открытие новых знаний

Цель: создание условий для расширения знаний о творчестве М.М.Пришвина, знакомства с произведением «Выскочка»

Задачи:

-дидактическая: продолжить знакомство обучающихся с произведениями о природе; знакомство с произведением «Выскочка»; раскрытие смысла рассказа «Выскочка»

-развивающая: развитие интереса к чтению; совершенствование навыка чтения; развитие памяти, воображения, речи, мышления;

-воспитательная: воспитание стремления к доброте, дружбе, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Формирование умения определять тему читаемого произведения.

-Развитие умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по содержанию.

Метапредметные:

Регулятивные

-Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

-Развитие способности к организации своей деятельности.

Коммуникативные:

-Развитие умения отвечать на вопросы.

-Развитие умения вступать в диалог с учителем.

-Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.

Познавательные:

-Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

-Формирование умения работать с информацией.

Личностные:

-Развитие дружелюбности, познавательных интересов.

Оборудование: учебник, презентация, интерактивная панель.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Планируемые результаты


1.Организационный момент (1 минута).

-Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные

- Развитие способности к организации своей деятельности.

2.Мотивация к учебной деятельности (1 минута).

-Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

-С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И продолжим знакомство с произведениями, которые входят в раздел «Природа и мы».

-Посмотрите внимательно на портрет писателя.

-Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина?

-Спасибо!

Читают предложения.





Выполняют задание учителя.

Регулятивные

-Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

- Развитие способности к организации своей деятельности.

3.Актуализация знаний (6 минут).

-Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

-Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

-Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Слушают рассказ учителя.

Регулятивные

-Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

- Развитие способности к организации своей деятельности.

Личностные:

-Развитие дружелюбности, познавательных интересов.

4.Постановка учебной задачи (2 минуты).

-Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими?

-Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

-Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.



-Познакомиться с произведением «Выскочка» и т.д.


5.«Открытие» нового знания (10 минут).

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).

-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

-А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас.

Посмотрите на слайд, вам нужно разгадать ребусы.

-Перед чтением проведём словарно-лексическую работу.

-Работать будете в парах. Положите листы перед собой. Первое задание: соедините слова с их значениями. Давайте проверим! Второе задание: подберите синонимы к словам. Давайте проверим!

-Открываем учебники стр. 92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу.

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки».

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

- Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок».

Вопросы после 2 остановки.

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят?

-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?


Предположение детей.






-предполагает тот, кто не читал рассказ;


Разгадывают ребусы.




Работают в парах.

Регулятивные

-Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

- Развитие способности к организации своей деятельности.

Коммуникативные:

- Развитие умения отвечать на вопросы.

- Развитие умения вступать в диалог с учителем.

- Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.

Познавательные:

- Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- Формирование умения работать с информацией.

Личностные:

-Развитие дружелюбности, познавательных интересов.

Физкультминутка

(1 минута).

Игра «Кошка беспородная».



6. Первичное закрепление (10 минут).

-Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка?

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки?

- Как автор относится к Вьюшке?

- Как автор описал Выскочку?

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

- Как автор относится к Выскочке?

- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?

Отвечают на вопросы учителя.




-Сравнение.


-С любовью, с нежностью.

-Он использовал народную мудрость.





-Стыда.

Коммуникативные:

- Развитие умения отвечать на вопросы.

- Развитие умения вступать в диалог с учителем.

- Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.

Познавательные:

- Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- Формирование умения работать с информацией.

7.Включение новых знаний в систему (11 минут).

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

-Вам, нужно работая в группе- составить Синквейн «Выскочка»

Вспомним правила работы в группе.

Активность всех членов группы

Выслушивание точки зрения каждого

Взаимоуважение и вежливость

- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.

-Приступайте к выполнению задания.

Выступление групп.

Дети, распределяют обязанности, выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика», учитель выступает в качестве консультанта – фасилитатора.

Коммуникативные:

- Развитие умения отвечать на вопросы.

- Развитие умения вступать в диалог с учителем.

- Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.

8. Рефлексия урока (2 минуты).

- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?


-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки.

Оценивание детей.



-быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал».

Некоторые дети зачитывают свои листы.

Познавательные:

- Формирование умения работать с информацией.

Личностные:

-Развитие дружелюбности, познавательных интересов.

9.Домашнее задание (1 минута).

-Откройте свои дневники, запишите домашнее задание: обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.

-попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.М.Пришвин.

-Всем большое спасибо. Вы меня сегодня очень порадовали своей работой.

Урок закончен.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Личностные:

-Развитие дружелюбности, познавательных интересов.