2017/2018уч. г.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение обучающихся в учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята! - Проверьте, все ли готово для урока. Давайте подарим друг другу настроение и тихонечко сядем. | Приветствуют учителя, улыбаются друг другу. | Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения |
Актуализация знаний и мотивация на деятельность (4 мин) | Актуализировать знания об изученном материале | 1) Игра «Птичьи рифмы». В забавные рифмы со мной поиграйте, Я начинаю, а вы продолжайте: Сегодня дятел без очков, Не видит дятел… (червячков). (слайд 1 презентации 1) Тает снег, бегут ручьи, В гости к нам спешат… (грачи). (слайд 2 , презентации 1) От важности слегка надут, Гуляет по двору… (индюк). ( слайд 3 , презентации1) На кур он смотрит с высока, Не замечает … (петуха). (слайд 4, презентации 1) Слетелись к кормушке разные птички, Среди них есть и … (синички). ( слайд 5, презентации 1) | отгадывают загадки | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи |
Постановка учебной задачи (10 мин) | Выявление цели, задачи урока | - Отгадайте загадку: Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? - Воробей. (слайд 4 ) — Посмотрите, сколько воробьев к нам прилетело! (слайд 5 ) — Как вы думаете, зачем они прилетели к нам на экран? (Наверное, хотят что-то рассказать) — Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма) — Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно) — Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться? 2) Работа со скороговоркой. Три вороны спозаранку подрались из-за баранки. (Картина вороны) • Чтение про себя • Чтение хором • Чтение по рядам -Почему мы начали говорить о воробье и вороне? Определите тему урока. Да, действительно, мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей»(слайд 5) -Как вы понимаете это выражение? Найдите в словаре значение слова «Растрепанный» (Взъерошенный, нахохленный, пёрышки распушил) -Когда птички становятся такими? ( Когда голодные или когда им холодно) | отгадывают загадку, рассматривают изображение воробьев Высказывают своё мнение работают со скороговоркой выполняют речевые упражнения. называют тему урока работают со словарем отвечают на вопросы | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать |
Работа по теме урока (10 мин) | Усвоение новых знаний и способов действий | Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю вам составить характеристики воробья и вороны. | Отвечают на вопросы. | Познавательные: структурирование знаний; Коммуникативные: планирование сотрудничества и способов взаимодействия |
Характеристика героев(10 мин) | | -Мы будем работать в парах: Каждая пара будет выполнять своё задание: 1 - описывает внешний вид 2 - вид характер 3 - поступки Пользуясь текстом учебника, вы составляете сравнительную характеристику и затем представите свои результаты. Работа в группе (охарактеризовать ворону и воробья): Выбрать подходящие прилагательные и объяснить, почему вы так считаете | Работают в парах работают в группе | Познавательные: формирование умения работать с текстом, находить нужные фразы. Коммуникативные: Развитие умений работать в паре, группе. Формирование умения слушать и слышать. Регулятивные: развитие умения оценивать работу других учащихся, аргументировать своё мнение. |
Физкультминутка (3 мин) | Снятие статистического напряжения | - Давайте мы с вами немного отдохнем. Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте – левой, правой, Раз два, раз и два. Прямо спину все держите, Раз, два, раз, два! И под ноги не смотрите, Раз, два, раз, два. Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите, Раз, два, раз, два! Опустили руки вниз, И на место все садись! - Молодцы! Садитесь. | Выполняют физкультминутку. | |
Восстановление текста (работа в парах) (5 мин) | | Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя. Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах) 1 . На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв). 2. Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен). 3 . Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость). | | Познавательные: формирование умения работать с текстом, находить нужные фразы. Коммуникативные: Развитие умений работать в группах. Формирование умения слушать и слышать. Регулятивные: развитие умения оценивать работу других учащихся, аргументировать своё мнение. |
Самостоятельная работа с проверкой по образцу (4 мин) | | Тест по рассказу К. Паустовского «Растрёпанный воробей» 1.Как звали нянюшку Маши? А)Ивановна Б)Степановна В)Петровна Г) Кирилловна 2.Что делала мама Маши в театре? А)Пела Б)Играла В)Танцевала Г)Убиралась 3.Кого готовилась танцевать мама? А)Снегурочку Б)Золушку В)Красную Шапочку Г)Белоснежку 4.Из чего был сделан маленький букет цветов? А)Из хрусталя б)Из тонкого стекла в)Из толстого стекла г)Из пластмассы 5.Когда должен был вернуться папа? А)Весной Б)Летом В)Осенью Г)Зимой 6.Чего ждала ворона, сидя на ветке за окном? А)Когда Петровна уйдёт Б)Когда Петровна уйдёт и уведёт Машу В)Когда Петровна откроет форточку и уйдёт с Машей Г)Когда все лягут спать 7.Где жила ворона? А)В ящике Б)В сарае В)В ларьке Г)На чердаке 8.Как звали растрёпанного воробья? А)Пашка Б)Васька В)Борька Г)Тишка 9.Кто подобрал воробья? А)Милиционер Б)Прохожий В)Маша Г)Доктор 10.Зачем Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи? А) Восстановить справедливость Б)Отомстить вороне В) Отблагодарить Машу Г)Забрать себе 11.Зачем Маша открыла форточку? А)Проветрить комнату Б)Выпустить воробья В)Посмотреть, как ворона протискивается в форточку Г)Посмотреть на снег 12.Когда растрёпанный воробей ворвался в зрительный зал? А)Когда спектакль начался Б)Когда Золушка потеряла туфельку В)Когда Золушка танцевала с принцем Г)Когда спектакль кончился Ответы 1 в), 2 в), 3б), 4б), 5а), 6в), 7в), 8а), 9а), 10в), 11в), 12г) | | Познавательные: структурирование знаний; Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Экспресс-диагностика Интерактивный тест (3 мин) | | | выполняют устно | |
Рефлексия. (5 мин) | Проведение рефлексии деятельности обучающихся | - О ком прочитали рассказ? Составьте синквейн о герое сказки, который вам больше всех понравился. Вспомните структуру синквейна. | Отвечают на вопрос вспоминают структуру синквейна. | Личностные: формирование нравственных ценностей учащихся Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. |
Итог урока (5 мин) | | - Вам понравилось произведение? - Всё имеет свойство заканчиваться: «Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. Мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки». Я бы добавила, что если в это верить, то сказки обязательно сбудутся! - Вы верите, что в жизни сказки иногда воплощаются, как у Маши и её мамы? - Я желаю, чтобы у вас в жизни обязательно воплотилась ваша любимая сказка… - Помните, мы с вами говорили, ещё об одном очень интересном явлении в произведениях Константина Георгиевича. У него многие предметы оживают. Давайте попробуем оживить эту веточку, сделать её похожей на хрустальный букетик из рассказа. У вас на парте два цветочка разного цвета. Вам нужно сделать выбор: - Если сегодняшний урок вызвал у вас добрые нежные чувства, то возьмите красный цветок. - Если у вас возникло желание познакомиться с другими, не менее интересными произведениями Паустовского, то возьмите фиолетовый цветочек. | дети по очереди приклеивают цветы на веточку плаката, расположенного на доске Выражают своё настроения через цвет предмета | Личностные: -основы для эмоционального переживания художественного текста; Регулятивные. Учатся анализировать и оценивать собственную работу Коммуникативные Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. |
13.Домашнее задание по выбору (2 мин) | | -Какое домашнее задание вы бы хотели получить? - подготовить выразительное чтение; - краткий пересказ; - нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. | Выбирают задание в соответствии со своим желанием и уровнем | Личностные: -основы для эмоционального переживания художественного текста; – основы для развития творческого воображения |