Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент. Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные: умение слушать других. |
II.Сообщение темы и цели урока. Цель: - определить тип урока, цель учебной деятельности. | Наш урок мне хочется начать со стихотворения М.Данилова. Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. – Скажите, что значит владеть русским языком? - Сегодня на уроке мы будем повторять изученную нами на последних занятиях часть речи – деепричастие. Наша задача повторить, обобщить и систематизировать знания о деепричастии и деепричастном обороте. – Откройте тетради. Запишите число и тему урока. - Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Необычный, потому что мы отправляемся в виртуальное путешествие в резиденцию к самому Деду Морозу, для того чтобы передать ему письма с новогодними пожеланиями ребят. Слайд 1. Виртуальное – несуществующее, воображаемое. Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица. Но так как у нас продолжается учебный год и каникулы ещё не скоро, то представляю Вам нашего помощника-почтальона Снеговика. Он-то и отправится в гости к Деду Морозу. Путь его будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы поможем ему преодолеть. - Но вначале давайте вспомним и объясним почтальону, как пишутся некоторые слова, чтобы он смог помочь в трудную минуту другим ребятам. | Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему урока в тетради. | Познавательные: уметь осознавать учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: уметь планировать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. Личностные: уметь положительно относится к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
III. Повторение материала по теме урока. 1) Объяснительный диктант Цель: - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; - повторить правило написания НЕ с разными частями речи. | Неотправленное письмо, не дожидаясь ответа, никем не замеченный, не дошёл до ручья, не беспокоясь о себе, не зная дороги, не глубокая, а мелкая река. – Как пишется НЕ с деепричастиями? Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. | Пишут объяснительный диктант. Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. |
2) Опрос по теории. Цель: - повторить сведения о деепричастии и деепричастном обороте. | – Без чего не бывает ни один Новый год? Конечно, без нарядной ёлки. У нас есть с Вами ёлка и игрушки. Давайте, украсим. Игрушки у нас не простые. На их обратной стороне записаны вопросы, поэтому, чтоб украсить ёлку, выбранной вами игрушкой, надо ответить на вопрос. Посмотрим, кто лучше всех справится с этим заданием. Вопросы: Что такое деепричастие? Назовите грамматические признаки деепричастия. Как образуются деепричастия? Что обозначают деепричастия несовершенного вида? Что обозначают деепричастия совершенного вида? Что такое деепричастный оборот? Каким членом предложения является деепричастие и деепричастный оборот? На какие вопросы отвечают деепричастия совершенного вида? На какие вопросы отвечают деепричастия несовершенного вида? (Ребята украшают ёлку) - Мы с вами знаем, что некоторые ученые-лингвисты, рассматривают деепричастие как особую форму глагола. Почему? | Отвечают на вопросы, приводят примеры. | Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в устной форме. Личностные: устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
3) Динамическая пауза. Цель: - проверить умение отличать деепричастие от других частей речи; - сменить вид деятельности. | - Давайте проверим, как вы умеете отличать деепричастие от других самостоятельных частей речи, от глаголов и причастий. - Если я называю деепричастие, вы хлопаете в ладоши. Если же другую часть речи, топаете ногами. Отъезжавшие, отъезжая, отъезжать, минувший, миновав, играя, играющий, открывая, открыть, открывшийся, изумляя, изумлять. | Выполняют задание учителя: деепричастие – хлопают в ладоши, другая часть речи – топают ногами. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье; устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
4) Разгадывание кроссворда. Цель: - повторить сведения об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. | - Ребята, Снеговик забыл узнать короткую дорогу, и сейчас он, наверное, стоит, задумавшись, и не знает, куда ему идти. Разгадав ключевое слово в кроссворде, вы поможете ему узнать название поляны, где живёт Дед Мороз. Давайте его разгадаем. Слайд 2. (Анимированный кроссворд) Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов. 1. Оглядываться (несов.) 2. Сверкать (несов.) 3. Спешить (несов.) 4. Купить (сов.) 5. Прыгать (несов.) 6. Увидеть (сов.) 7. Распечатать (сов.) 8. Оторваться (сов.) 9. Остановить (сов.) 10. Стучать (несов.) 11. Играть (несов.) 12. Шествовать (несов.) | 1. | О | Г | Л | Я | Д | Ы | В | А | Я | С | Ь | | | | | 2. | С | В | Е | Р | К | А | Я | | | | | | | 3. | С | П | Е | Ш | А | | | | | | | | | 4. | К | У | П | И | В | | | | | | | | | | 5. | П | Р | Ы | Г | А | Я | | | | | | | 6. | У | В | И | Д | Е | В | | | | | 7. | Р | А | С | П | Е | Ч | А | Т | А | В | | | | 8. | О | Т | О | Р | В | А | В | Ш | И | С | Ь | | | | | | | 9. | О | С | Т | А | Н | О | В | И | В | | | | | 10. | С | Т | У | Ч | А | | | | | | | | | | 11. | И | Г | Р | А | Я | | | | | | | | 12. | Ш | Е | С | Т | В | У | Я | | | - Как же называется поляна, где живет Дед Мороз? | Разгадывают кроссворд, образовывая от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. | Познавательные: учатся работать с кроссвордом. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с классом. Личностные: устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
5) Работа с разноуровневыми карточками (работа в группах). Цель: - проверить уровень усвоения темы урока. | – Снеговику, чтобы взять все письма, необходимо было освободить свою сумку, поэтому часть конвертов он оставил у вас на столах. В них находятся задания. И пока снеговик пытается найти верную дорогу, мы работаем с карточками, которые находятся в конвертах. Учитель раздает конверты с заданиями. Карточка №1. ЗАДАНИЕ: выпишите деепричастия из кроссворда под всеми чётными цифрами в строчку, через запятую. Выделите в них суффиксы. - Какие цифры называются чётными? Сколько слов вы выпишите. А как вы узнали? Выполняете это задание самостоятельно. (Проверка задания №1) _____________________ - Молодцы! Справились с заданием. Теперь Снеговик может спокойно продолжать путь. Дорога к поляне Деепричастие проходит по волшебному Хрустальному лесу. Снеговик идёт по лесу, любуясь красотой природы. - Ребята, а для чего нужны деепричастия? (Ответы учеников) - Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты. Карточка № 2. ЗАДАНИЕ: найдите деепричастия, объясните постановку знаков препинания. Стеклянный, редкий и ядрёный, С весёлым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зелёный Затих, прохладою дыша. (И.Бунин) По лощинам, звёзды отражая, Ямы светят тихою водой. Журавли, друг друга окликая, Осторожно тянутся гурьбой. (И.Бунин) Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой. (И.Бунин) Карточка №3. (Один из учеников у доски, остальные – на местах) ЗАДАНИЕ: выпишите из записанных выше предложений деепричастие (по выбору), выполните его морфологический разбор. Карточка № 4. ЗАДАНИЕ: правильно или нет, расставлены знаки препинания. 1.Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой. 2.Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг. 3. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки. | Выполняют в группах задания, предложенные учителем. | Познавательные: уметь работать с разными по уровню заданиями. Коммуникативные: уметь взаимодействовать с товарищами и уважать их мнение. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия, операции, действуют по плану. Личностные: уметь проявлять инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы знаний. |
6) Работа по развитию речи. Цель: - способствовать развитию умения использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи. | - Сказочная красота зимнего леса поразила нашего помощника, душа его стала переполняться чувствами, ему захотелось свои записи оформить красочно. Только он не знает, как это правильно сделать. Поможем ему?! - Посмотрите на иллюстрации, где изображён зимний сказочный лес, по которому путешествует Снеговик, и составьте предложения, используя деепричастные обороты и существительные, записанные на доске. Слайд 3. Вьюга Снег Сугробы Снежинки (Во время составления звучит музыка «Времена года. Зима») 1. Злая вьюга, заметя все тропинки, успокоилась. 2. Снег падал крупными хлопьями, ложась на землю. 3. Мы идём по сугробам, проваливаясь вниз. 4. Снежинки, кружась в воздухе, медленно ложатся на землю. | Строят предложения с деепричастными оборотами и существительными, предложенными учителем. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать других. Регулятивные: уметь оценивать результаты деятельности своей и товарища. Познавательные: слушают товарищей, извлекая нужную информацию. Личностные: устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
7) Игра «Я редактор». Цель: - проверить умение видеть орфографические ошибки и исправлять их; вспомнить правила. | - Вот Снеговик стоит перед хоромами Деда Мороза. Близится окончание его путешествия, которое зависело не только от его смелости и отваги, но и от ваших знаний. Наконец-то, Снеговик увидел перед собой Деда Мороза, грустно склонившегося над чьим-то письмом. Снеговик прислал нам текст этого письма и просил нас помочь вернуть Деду Морозу хорошее настроение, чтобы он смог выполнить пожелания ребят. Это письмо перед вами, что здесь не так? Привет Дед Мороз! Пришли мне к празднику подарок, обмотав его в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шакалада, которая должна быть молочной и таять во рту. Канфеты, которые должны быть шакаладные, у которых хрустят вафли. Зефира, обсыпанного сахарной пудрой. Для сестры пришли, свиркающую блёсками, герлянду, а для брата – хлапушку, для родителей – жолтый мармилад. Пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника. - Почему же у Деда Мороза плохое настроение? Исправьте ошибки… - Надеюсь, если кто-то из вас надумается писать письмо к Деду Морозу (время ещё есть), то сделает это без ошибок. | Исправляют ошибки в тексте, вспоминая правила. | Коммуникативные: уметь анализировать и исправлять предложения. Познавательные: самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
IV. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). Цель: - подвести итог проделанной работе на уроке. | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.  | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
|
V. Домашнее задание. | … | Записывают в дневник домашнее задание. | Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор. |