Формирование знаний и умений учащихся по теме: « Деление с остатком»; познакомить детей с приёмом деления с остатком, подвести к выводу, что при делении остаток всегда меньше делителя.
Тренировать мыслительные операции; развивать логическое мышление, речь, познавательный интерес.
Создание условий, обеспечивающих формирование у учащихся навыков самоконтроля; воспитывать самостоятельность, трудолюбие; привить любовь к математике.
Этап урока | Время, мин. | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Учитель читает стихотворение. « Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? (Учитель усаживает детей.) Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счёта.» | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
Проверка домашнего задания. «Взаимная проверка» | 3 | Закрепление навыка табличного умножения и деления | Учитель предлагает детям обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы. | Меняются тетрадями, проверяют выполнение заданий, оценивают работу, обсуждают допущенные ошибки. | Личностные: устанавливают правильность и осознанность выполнения домашнего задания. Познавательные: устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Коммуникативные: совершенствуют при этом ЗУН. |
Актуализация знаний. Устный счёт. | 5 - 7 | Организация устного счёта с целью актуализации знаний. | Учитель читает стихотворение: « Ну-ка, в сторону карандаши, Ни тетрадей, ни ручек, ни мела, Устный счёт… Мы творим это дело только силой ума и души. Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица, Потому что считаем в уме.» 1) На доске – столбики выражений. - предложите свои задания к каждому столбику выражений. - найдите «лишнее» выражение в каждом столбике и объясните свой выбор: 42 : 6 45 : 5 2 х • 8 = 32 49 : 7 24 : 4 • 3 9 • х = 36 24 : 6 3 • 3 • 2 х • 8 = 16 35 : 5 28 : 4 • 3 5 х = 20 14 : 2 12 : 4 • 6 16 : х = 4 2) - найдите выражение, значение которого на 60 меньше 100; - найдите пример, ответ которого на 1 ед. больше, чем 8 дес. 6 ед.; - увеличьте 7 в 3 раза и найдите выражение с таким значением; - к оставшимся выражениям придумайте свои задания; 54 : 9 • 6 49 + 38 51 - 24 8 • 5 48 : 6 100 – 79 Вычислите выражение по действиям, тогда сможете прочитать закрытое слова 63 : 7 : 3 • 4 : 2 • 3 : 9 • 5 • 3 : 5 • 4 : 3 : 4 • 8 И с с л е д о в а т е л ь Чем, по-вашему, занимается исследователь? ( Ответы детей). Сегодня мы с вами исследуем одну важную тему. Позже вы попробуете сами её сформулировать. | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. выполняют задания устного счёта. Учащиеся по одному выбегают к доске, «по цепочке» решая пример). | Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу. |
Постановка учебной задачи. | 3 - 4 | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся | Решите такую задачу. (Текст на доске). «Четверым ученикам купили в подарок 8 календариков, 12 карандашей, 9 тетрадей- поровну каждому. По сколько календариков, карандашей и тетрадей получил каждый?» 8 : 4 = 2 (календ.) 12 : 4 = 3 (каранд.) 9 : 4 = …. - Вы встречались раньше с таким случаем деления? (нет) - Но мы же исследователи. Давайте, практически разделим эти тетради. (К доске выходят четверо учеников, пятый – раздаёт им тетради.) - Сколько тетрадей досталось каждому ученику? - Сколько тетрадей осталось? - Почему? Образец записи деления с остатком на доске: 9 : 4 = 2 (ост.1) | Решают задачу, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: иметь желание учиться. Познавательные: общеучебные – умение находить необходимую информацию в учебнике, логические – проводят анализ задачи с целью выявления сложности при её выполнении. Регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Открытие детьми нового знания. | 4 -5 | Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала, понимание практической значимости изучаемого материала. | 1) - Начертите отрезок длиной 11см. Разделите его на части, равные 3см. - Сколько таких частей получилось? - Сколько сантиметров осталось? - Составьте выражение. 11 : 3 = 3 (ост.2) - Какое число, ближайшее к 11, разделилось на 3 без остатка? - Как получили остаток? 2) Практическая работа в парах. - Разделите фигуры, лежащие у вас на партах, поровну между собой. Запишите получившиеся выражения. 7 : 2 = 3(ост.1), 13 : 2 = 6 (ост.1), 15 : 2 = 7(ост.1). Для проверки выражения записываются детьми на доске. 3) – Можно ли теперь ответить на вопрос : с каким новым случаем деления вы познакомились? После ответов детей, учитель открывает тему урока на доске: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ» | Выполняют задания в тетради, отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическое задание. Формулируют тему урока. | Регулятивные - определяют тему и цели урока, составляют план и последовательность действий, корректируют выполнение задания в дальнейшем. Коммуникативные – участвуют в диалоге. |
Физкультминутка. | 1 - 2 | Расслабиться, отдохнуть, собраться с мыслями. | Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши) Отдыхать умеем тоже ( Прыжки на месте) Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину) Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше) И легко – легко подышим (Громкий вдох – выдох.) Класс наш прыгает опять- Раз – два – три – четыре – пять. (Прыжки на месте) А потом у нас прогулка, Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте) Мы учиться все готовы И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты) | Выполняют физические упражнения. | |
Первичное закрепление. | 6 – 7 | Научиться решать примеры на деление с остатком. Проверка глубины понимания учащимися нового материала. | - Потренируемся делить с остатком и ответим на вопрос, как и в какой последовательности производить это действие. - Рассмотрите выражения. - Чем они похожи? (во всех примерах делитель 6) - Чем отличаются? (есть примеры на табличное деление, а есть примеры на деление с остатком) 12 : 6 56 : 6 42 : 6 15 : 6 54 : 6 43 : 6 13 : 6 55 : 6 44 : 6 - Давайте выделим примеры - «помощники». Подчеркнём их. 12 : 6 56 : 6 42 : 6 15 : 6 54 : 6 43 : 6 13 : 6 55 : 6 44 : 6 - Теперь найдите значения выражений, которые делятся с остатком. (Запись выполняется на доске). - Подчеркните делитель и остаток. Понаблюдайте, какая связь между ними? Какой вывод можно сделать? Вывод (вывешивается на доску): Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные - отвечают на простые и сложные вопросы учителя, определяют в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения заданий, логические – сравнивают примеры по нескольким основаниям, находят закономерности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Составление алгоритма. | 2 - 3 | Расположение этапов деления с остатком в нужной последовательности (работа в парах) | Учитель предлагает расположить этапы деления с остатком в нужной последовательности. (Все учащиеся выполняют задание в парах, один ученик – у доски. ) Проверка. Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка. Находим частное. Находим остаток. | Работают в парах. | |
Закрепление нового материала. | 6 - 7 | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Наблюдение за работой учащихся. Помощь при необходимости. | Самостоятельная работа с самопроверкой. Тест. Вариант 1. 1. Вычисли значение выражения 8 : 3. а) 2(ост.2); б) 2(ост.1); в) 2(ост.3). 2. Вычисли значение выражения 14 : 7. а) 2(ост.0); б) 2(ост.3); в) 2(ост.2). 3. Какой из этих примеров решён верно? а) 15 : 7 = 2 (ост.1); б) 15 : 7 = 2 (ост.2); в) 15 : 7 = 3 (ост.1). 4. Впиши остаток: 21 : 5 = 4 (ост. …); 31 : 7 = 4 (ост. …); 49 : 8 = 6 (ост. …) 5. Одна тетрадь стоит 8 рублей. Сколько таких тетрадей можно купить на 50 рублей? Сколько рублей останется? ______________________ Вариант 2. 1. Вычисли значение выражения 9 : 4. а) 2(ост.2); б) 2(ост.1); в) 2(ост.3). 2. Вычисли значение выражения 16 : 8. а) 2(ост.0); б) 2(ост.3); в) 2(ост.1). 3. Какой из этих примеров решён верно? а) 18 : 7 = 2 (ост.5); б) 18 : 7 = 2 (ост.4); в) 18 : 7 = 3 (ост.1). 4. Впиши остаток: 31 : 5 = 6 (ост. …); 25 : 4 = 6 (ост. …); 50 : 8 = 6 (ост. …) 5. Один пирожок стоит 6 рублей. Сколько таких пирожков можно купить на 50 рублей? Сколько рублей останется? ______________________ | Выполняют самостоятельно каждый свой вариант. | Личностные: осуществляют ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: используют знаково – символические средства для решения задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров, понимают содержание задач. |
Информация учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | 2 – 3 | Провести инструктаж по выполнению домашнего задания с целью проверки понимания учащимися содержания работы и способов её выполнения. | - Запишите в дневниках домашнее задание: это № 3 и №5 на стр 94. Решим один пример из №3 на стр.94, используя алгоритм, комментируя в громкой речи. Пример: 17:3= Рассуждение : Найдём наибольшее число до 17, кратное 3. Это 15. Разделим 15 на 3, получим частное 5. Вычтем 15 из 17, получим остаток 2. Остаток меньше числителя. Деление выполнено верно: 17:3=5(ост.2) Остальные примеры дети комментируют с места. | Записывают домашнее задание в дневники. Рассуждают над решением задания. | Регулятивные: Умение дать в коротких указаниях порядок выполнения, правильность выполнения. |
Рефлексия урока ( подведение итогов). | 2 - 3 | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | - О каком новом случае деления вы узнали? - Кто затруднялся на уроке? Кому было легко? | Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку и оценку класса и отдельных учащихся, аргументируютотметки, замечания по уроку. | Личностные: высказывают личное мнение об уроке и способах работы на уроке, структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения, оценивают результаты работы. |