1.Актуализация знаний. Учитель просит назвать изученные отделы растений и выполнить задание на соотнесение их признаков | Примерные ответы учащихся: Отделы: мхи, папоротники, голосеменные. Выполняют задание: Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен. Отдел | Признаки | А)Мхи | 1)Половой процесс не связан с водной средой | Б)Папоротникообразные | 2)Наличие семени | В)Голосеменные | 3)Древесные формы | | 4)Листья - хвоя | | 5)Наличие цветка и плода | | 6)Половой процесс связан с водной средой | | 7)Нет цветков и плодов | | 8)Листья - вайи | | 9)Есть корневища с придаточными корнями | | 10)Тело расчленено на стебель, листья, ризоиды | После выполнения задания проверяют ответы |
2.Изучение нового материала На столах учащихся лежит гербарий. Учитель просит внимательно рассмотреть объекты и систематизировать их на группы Возникает проблемная ситуация, которую пытаются решить учащиеся • Какие из растений не вошли ни в одну группу? Учитель просит учащихся выполнить лабораторную работу на стр.146 учебника • Что у них общего? Кто согласен? Учащиеся сравнивают свои ответы Как мы назовём эту группу растений? Выполните из пластилина обобщённую модель цветкового растения Второе название цветковых –покрытосеменные. А почему покрытосеменные? • Что образуется на месте цветка? • Где располагаются семена? Разнообразен и прекрасен мир растений: Мхи, водоросли, папоротники, плауны И семенные: сосны, туя, пихты, ели, Но властелины царства не они. - Как вы думаете, почему эти растения не господствуют? Тогда кто же будет властелином и почему? | Обучающиеся работают в группах по 4 человека. На столах гербарии: одуванчик, лиственница, кукушкин лён, пастушья сумка, орляк, сосна, щитовник, сфагнум, шиповник, лютик. При внимательном рассмотрении учащиеся видят признаки отделов растений и распределяют их на группы: мхи, папоротники, голосеменные. Остались растения, которые не относятся к этим группам Примерные ответы учащихся: -шиповник -лютик -одуванчик -пастушья сумка Учащиеся выполняют лабораторную работу «Органы цветкового растения». Работают с гербарными экземплярами (у каждой группы учащихся своё растение). Делают рисунки, подписи, выводы в рабочей тетради. Учащиеся справились с задачей, выделили признаки, объединяющие несколько растений в одну группу. - Цветковые. Лепят из пластилина модель цветкового растения. Учащиеся предлагают свои варианты. - семя защищено, а не лежит на поверхности как у голосеменных. -семена и плоды. -окружены или покрыты плодом -устроены просто -цветковые растения -у них более сложное строение -бывают травы, деревья, кустарники -разные места обитания |
3.Закрепление материала. Выполните задания и осуществите взаимопроверку. Задание 1. Вася и Петя при разборе гербарного материала обнаружили растение без названия. Помогите ребятам доказать, что это растение относится к покрытосеменным. Задание 2. Пятиклассники решили посадить растения во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке растений. СПИСОК ДЕРЕВЬЕВ: 1) ель европейская 2) клён красный 3) кизильник черноплодный 4) лиственница сибирская 5) пихта сибирская 6) липа сердцевидная Какие из представленных растений относят к покрытосеменным? Укажите в ответе их номера. Задание 3. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии. Список слов: 1) Лютик едкий 2) Покрытосеменные 3) Растения 4) Лютик Номера правильных ответов занесите в поля таблицы. Царство Отдел Род Вид | Имеют корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод. 2,3,6 3,2,4,1 |