Урок «Повторение и расширение сведений о функции» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне нравится, как вы относитесь к урокам алгебры! – Кто объяснит, почему у нас на уроках не принято проявлять неуважение друг к другу? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. Отвечают на вопросы: – Где я? Зачем я здесь? – Что мне нужно делать? | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся вспомнить, что им известно о понятии «функция». – Какие функции вы изучали в 7 и 8 классах? Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о понятии «функция»? Формулирует учебную задачу: – Исследовать понятие «функция». | Выступают перед классом или в группах. – О понятии «функция» я помню… – Мы изучали … – Мы разбирали … – Мы выполняли задания… – У меня получалось… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что такое функция; – научиться находить область определения функции и множество значений функции | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Насколько мне интересно разобраться в теме «Функции»? – Что я ожидаю от сегодняшнего урока? – Почему для меня важно достигать успеха в изучении алгебры? – Какова моя личная цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Что нужно узнать, чтобы расширить свои знания о функции? – Какую информацию о понятии «функция» необходимо повторить? Организует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Обращает внимание обучающихся, что важно выяснить, что такое функция, аргумент функции, область определения функции, значение функции, область значений функции. Предлагает обучающимся проанализировать информацию о понятии «заданная функция». Отвечает на вопросы Объясняет обучающимся, что функцию можно задать одним из следующих способов: – описательно; – с помощью формулы; – с помощью таблицы; – графически | Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Проводят поисково-исследовательскую деятельность. Работают с разными источниками информации. Заполняют таблицу. Объект исследования | Найденная информация | Функция | Функция – это правило, с помощью которого по каждому значению независимой переменной из множества Х можно найти единственное значение зависимой переменной из множества Y | Аргумент функции | Независимую переменную называют аргументом функции | Область определения функции | Множество всех значений, которое принимает аргумент, называют областью определения функции | Значение функции | Значение зависимой переменной называют значением функции | Область значения функции | Множество всех значений, которое принимает зависимая переменная, называют областью значений функции | Анализирую информацию. Выясняют что им непонятно. Задают вопросы учителю. Информация для анализа | Мне непонятно… Вопросы учителю | Функцию считают заданной, если указаны ее область определения и правило, с помощью которого можно по каждому значению независимой переменной найти значение зависимой переменной | Как…? Почему…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы. Планируют дополнительные исследования | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей Умение проводить исследования |
VI. Решение заданий | Задания: 1. (№ 226) Функция задана формулой 1) Найдите: 2) Найдите значения аргумента, при которых значение функции равно: 0; 2; 3) Верно ли равенство: 2. (№ 228) Каждому натуральному числу, которое больше 10, но меньше 20, поставили в соответствие остаток при делении этого числа на 5. 1) Каким способом задана эта функция? 2) Какова область значений этой функции? 3) Задайте эту функцию таблично | Решения: 1. 1) 2) D = 25 + 24 = 49 Ответ: 0; 2,5. Ответ: D = 25 16 = 9 Ответ: 2; 3) неверно. верно. 2. 1) функция задана описательно. 2) Е(у) = [0; 4]. 3) х | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | у | 1 | 2 | 3 | 4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | | Умение самостоятельно принимать решения |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Что нового я узнал на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – С какими трудностями я столкнулся при изучении нового материала? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
VIII. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |