Тема: Закрепление первоначальных орфографических навыков. Составление текста «Весна»
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок № 13 в послебукварный период.
Цель: Учить различать слово, предложение и текст, составлять предложения по опорной схеме и тренироваться в написании текстов с изученными орфограммами
| **Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный этап | Организовать самоопределение учащихся к учебной деятельности | Фронтальная | Учитель организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку, обеспечивает включение в деловой ритм, настраивает учеников на успешную работу. Организационный момент. - Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу. На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает). Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! | Регулятивные: приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Подготовка класса к работе | Фиксация положительного настроя на обучение |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. | Подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности | Фронтальная | Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. -Сели те дети, чье имя начинается с гласного звука(Ольга, Олег, Елизаветы, Анастасия, Юсиф) -А теперь сели те, чье имя начинается с мягкого согласного(Михаил, Георгии, Виктор, Виктория, Диана, Тимофей, Кирилл, Денис) -А ваши имена начинаются с какого звука?(С твердого согласного)(Данила, Рузиля, Валерия, Владислав, Полина, Матвей, Камила, Давид, Каролина) | Личностные: мобилизация внимания. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Предметные: признаки гласных и согласных звуков | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Активизация имеющихся знаний |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивировать учащихся к учебному действию. | Фронтальная | Учитель актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия материала, создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации .Игра «Я беру с собой в путешествие» Дети в произвольном порядке выбирают карточки, читают слова, получают ответ «Я не беру или беру тебя с собой». Постепенно на доске появляются элементы букв и слова. Расписание, имя, кличка, фамилия, отчество, название, корень, многоточие, заглавные и строчные буквы, Ии, Аа, Уу, точка, предлог, ЧК, март, апрель, май. Подумайте, почему именно эти буквы, слова я выбрала и, исходя из этого, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Дети формулируют тему урока. Мы в самом деле продолжим писать слова и предложения с изученными буквами и правилами. | Регулятивные: формулирование темы и целей; познавательные общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; познавательные логические: формулирование проблемы Предметные: расширение лексического запаса слов. | Постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока | Наличие целеполагания |
4 | Актуализация знаний. | Воспроизведения учащимися уже имеющихся знаний, умений и навыков для открытия «новых» знаний (повторение пройденного, выполнение заданий) | Фронтальная | Учитель побуждает к построению проекта выхода из затруднения. Реализация плана деятельности. Посмотрите на план нашей работы на уроке. Соответствует ли такой план теме нашего урока? План. Письмо заглавных и строчных букв. Письмо предложений. Письмо слов. Заучивание наизусть стихотворения. Перевод печатного текста в письменный. Звуковой анализ слов Диктант. Дети высказывают свое мнение. В результате появляется откорректированный план. План. 1) Письмо заглавных и строчных букв 2) Звуковой анализ слов 3) Письмо слов 4) Письмо предложений 5) Перевод печатного текста в письменный Разминка для рук. Для успешной работы на уроке письма необходимо подготовить руку. Выполним подготовительные упражнения: кисть руки вверх-вниз с ручкой в руках, контроль положения ручки в пальцах. Дети получают листы со штриховкой «Солнце». Штрихуют. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Предметные: фиксирование навыков штриховки | Составление плана достижения цели и определение средств (алгоритм, модель и т.д.) | Фиксирование плана деятельности |
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. | Фронтальная | Учитель побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу языкового материала. Письмо букв. Переверните свои листы со штриховкой. Какие элементы букв вы видите? (удлиненная наклонная линия с закруглением внизу влево, удлиненная наклонная линия с закруглением внизу вправо, удлиненная наклонная линия, короткая наклонная линия с закруглением внизу влево, короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо, короткая наклонная линия, петля) Из этих элементов какие буквы состоят? (м, а). Эти буквы мы сейчас запишем в тетрадь. Откройте ее. Запишите сегодняшнее число и вид работы. Прежде чем приступить, проверьте как лежит ваша тетрадь, возьмите правильно ручку, вспомните правила посадки. Письмо строчной и заглавных букв Мм, Аа. мам в соединении Самооценка по линейке Г. Цукерман. Какой пункт плана мы уже реализовали? Письмо слов Обратите внимание на третью строчку. Как эти буквы, а вернее их порядок, последовательность могут быть связаны с изменениями в природе и календаре? (весна, март, апрель, май). Сейчас мы будем работать в учебнике. Откройте страницу 65. Найдите упражнение 120. Выписывают слова Весна, солнышко, тепло, капель, сосулька. Зарядка для глаз Работа в парах. Возьмите доски, выполните звуковой анализ слов, в которых звуков меньше, чем букв. Сравнение с эталоном. Разделите эти слова на слоги. Поставьте ударения. Сравнение с эталоном. Самооценка по линейке Г. Цукерман. Какой пункт плана мы уже реализовали? Физминутка. Игра «Лови ошибку». Поднимаем руки вверх –да, вниз -нет Слово Алёнушка пишется со строчной буквы. В слове мыши 2 буквы Ы (2 звука) В слове день 3 звука и 4 буквы. Звуки бывают гласные и зеленые (гласные и согласные) Буквы Ч, Щ обозначают всегда твердые звуки (мягкие) Буква ц обозначает всегда твердый звук Буквы ж,ш обозначают всегда мягкий звук (твердый) Буква ь не обозначает звука Буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова. В слове мёд буква ё указывает на твердость согласного звука (мягкость) Сегодня праздник День защитников Отечества Весна и веснянка - родственные слова. Молодцы, вы были очень находчивы и внимательны! Работа с предложениями. -Продолжаем работать на странице 65 упражнение 120. Какое задание мы еще не выполнили? Составьте предложения с использованием этих слов по схеме. Светит солнышко. На улице тепло. Звенит капель. Тают сосульки. Анна и Миша любят весну. Два-три варианта слушаем. Запишите предложение, в котором есть имена собственные. Сравнение с эталоном. Самооценка по линейке Г. Цукерман. Какой пункт плана мы уже реализовали? | Познавательные: -извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного. -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации, - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью. Предметные: фиксирование написания букв и слов, выполнение звуко -буквенного анализа слов | Работа по теме урока индивидуально и в парах. | Наличие первичного закрепления |
6 | Обобщение и систематизация знаний | Реализовать построенный проект | Фронтальная Групповая | Учитель организует работу в микрогруппах. Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе. Работа с текстом. -Работа в группах. Сейчас вам предстоит работать по группам. У каждой группы будет свое предложение. Но прежде чем его записать, вам предстоит найти границы слов в нем, поставить на конце предложения нужный знак, грамотно оформить начало предложения. Последнее предложение пишем все. В марте звенит капель. В апреле появляются первоцветы. В мае - чудесные ландыши. Повсюду звучат веснянки. Проверка по эталону. Самооценка по линейке Г. Цукерман. Какой пункт плана мы уже реализовали? А кто знает что такое веснянки? Уже скоро! Очень скоро волшебница весна станет полноправной хозяйкой нашей земли, и не только в календаре, но и на дворе. Поэтому давай призывать ее солнечными веснянками –закличками. Чаще всего молодые девушки пели веснянки на площадях под церквями, в лесу или в поле, на лугах вблизи реки, или просто на сельских улицах. Одевшись в белые рубашки и украсив головы венками, девушки водили хороводы, танцевали и пели, призывая весну. К пению веснянок парней не допускали. Они лишь иногда неожиданно подбегали к девушкам, нарушая хоровод и «пугая» их. Исполняя веснянки, девушки брались за руки и, образовывая круг, полукруг, или ключ, двигались в ритме песни Слушаем веснянки-аудио и в исполнении Лизы Дружининой. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Предметные: признаки предложения и текста | Решение типовых заданиий с проговариванием алгоритма вслух Работа по теме урока индивидуально и в группах. | Реализация построенного проекта. Обобщение и систематизация полученных знаний. |
7 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых задачах. | Индивидуальная | Учитель организует самооценку Положите перед собой линейки Г. Цукерман. Кто выполнил все задания без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки? Вы –молодцы! | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. | | Развитие учебно –языковых умений. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний. | Индивидуальная Фронтальная | Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания Текст еще одной весенней заклички есть в ваших учебниках на стр 64 в упражнении 118. Познакомьтесь, пожалуйста, с этой веснянкой дома. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. | Фиксация задания | Обеспечения содержательной непрерывности обучения |
9 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке. | Индивидуальная Фронтальная | Учитель организует рефлексию. Настало время завершить урок, Пора нам подвести итог. Ну что, ребята, получился наш урок весенним? Докажите. Какие учебные действия выполняли? Мы закрепляли навыки письма. Учились рассуждать, наблюдать, доказывать, развивали речь и расширяли кругозор. Каждый урок - это новые открытия. Они были сегодня? Какие? Дети называют свои «открытия». Вы хотите открывать мир и дальше, узнавать новое, постигать неизведанное ? Значит нам по пути! Спасибо за урок! – Удалось ли выполнить задание полностью? – Что получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Уроку нашему конец, Кто не ошибся – молодец! Отдыхать идите смело, А потом опять за дело -Не забудьте сделать отметку на экране деятельности (дети при выходе на перемену прикрепляют стикер на части экрана: 1.Я со всем справился. Могу научить другого. 2. Было трудно, но я справился. 3. Я не справился. Мне требуется помощь) Учитель организует и контролирует запись домашнего задания Упр. 151 на стр. 130 | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. | Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов. | Высокая степень соответствия целей и результатов |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.