ТРКМЧП | Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Вызов | 1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности: - Наш урок я бы хотела начать с высказывания: «Умный ошибётся и исправится». - Как вы понимаете это высказывание? - Но прежде, чем мы начнём урок, скажите к чему нам нужно стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Мотивируются к учебной деятельности. - Пока человек учится, он будет ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ошибка не так страшна; плохо, если её не исправить. Умный человек это понимает. Высказывают своё мнение. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
Вызов | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Приём: «Мозговой штурм» Словесный (беседа) | - Открываем тетрадки, записываем число, классная работа. Организует минутку чистописания. - Ребята, давайте подумаем: как мы можем сделать согласный звук мягким? Какие "помощники" нам уже известны? Учитель записывает все идеи детей (даже ошибочные) на доске. Учитель показывает карточки со словами: лес, лён, мяч, лист, конь. - Давайте проверим ваши идеи! Посмотрите на эти слова. Какие буквы здесь смягчают согласные? - Итак, мы вспомнили, что согласные смягчают гласные Е, Ё, Ю, Я, И... Но в слове "конь" нет этих букв. Как же здесь получился мягкий звук? | Записывают число и классную работу. Выполняют минутку чистописания. - Буква «Е», «Ё», «И», «Мягкий знак» (если кто-то уже знает), «Когда говорим ласково» и т.д. - Е, Ё, Я, И. - в конце стоит буква «ь». | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Вызов | 3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Практический (демонстрация) | Проводит подводящий диалог: - Верно! Как вы думаете о чём сегодня будет идти речь на уроке? - Какая тема урока? - А для того, чтобы определить цель нашего урока, посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова. | Выдвигают предположения. Тема: «Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?». Цель: познакомиться со случаями употребления мягкого знака (ь) в словах. | | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагога формулировать цель. | Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Вызов | 4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Практический (демонстрация) | Демонстрирует пункты плана на интерактивной доске, в котором пропущены слова. - Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность. | Читают пункты плана. Составляют правильный план действий. 1. Находить слова с мягким знаком (ь). 2. Произносить слова с мягким знаком (ь). 3. Определять значение мягкого знака (ь) в словах. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
Осмысление | 5. Реализация построенного проекта. | Приём: «Отсроченная догадка» Практический (упражнение) Приём: «Ранжирование». | На доске записаны пары слов: мел — мель угол — уголь ел — ель - Чем отличаются слова в парах? Произнесите последние согласные. Какой звук в словах с «хвостиком»? - Как вы думаете, зачем нужен этот «хвостик»? Все идеи записываются на доске без оценки правильности. Учитель раздаёт детям карточки с парами слов (например, брат — брать, шест — шесть). Задание: Прочитайте слова. Сравните звучание согласных в конце. Поменяйте местами «ь» и посмотрите, что получится (напр., «брать» → «брат»). Изменился ли звук? - Какая гипотеза оказалась верной? - Теперь давайте откроем учебник на стр. 88 и сравним наш вывод с правилом мудрой совы. Организует выполнение упр. 3 на стр. 88 в парах с помощью приёма «Ранжирование». Критерии для ранжирования: Критерий 1: «Разница между буквами и звуками» (от меньшей к большей). Критерий 2: «Наличие мягкого знака» (сначала слова с «ь», потом без). Задача: Разложить слова в два столбика по критерию 2 (с «ь» и без). Внутри столбика с «ь» выстроить слова по критерию 1 (например: день – 4 буквы, 3 звука; конь – 4 буквы, 3 звука; учитель – 7 букв, 6 звуков). | - Мягким знаком во вторых словах. - Мягкий. - «Чтобы слово было длиннее», «Для красоты», «Чтобы звук стал мягким». Выполняют задание. - «ь» не произносится, но делает согласный мягким. Сравнивают вывод с правилом. Выполняют упр. 3 на стр. 88. Классифицируют слова, представленные в упражнении по данным критериям. | Формировать представление об основных случаях употребления мягкого знака (ь) в словах. Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: делать выводы; устанавливать основания для сравнения; находить закономерности; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. | Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Осмысление | 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Практический (упражнение) Приём: «Объясни соседу» | Организует выполнение упр. 4 на стр. 88 в парах с помощью приёма «Объясни соседу». Дети работают в парах. Один ученик называет слово из группы (например, карась), второй объясняет, почему это рыба. Затем вместе ищут мягкий знак и обсуждают его роль: «В слове "карась" мягкий знак делает согласный [с’] мягким». | Составляют алгоритм выполнения упр. 4 на стр. 88. Корректно и аргументировано высказывать своё мнение. Отвечают на вопросы, делают выводы. | Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Осмысление | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (слово учителя) Практический (сам. работа) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся посредством. Объясняет задание. 1. Подчеркни слова, где есть мягкий знак. Слова: конь, стол, дверь, соль, мяч, пень, луна, мышь. 2. Распредели слова в две колонки: С мягким знаком Без мягкого знака Слова: лось, пенал, день, кошка, соль, рыба. 3. Составь предложение с одним из слов: конь, соль, день. Подчеркни мягкий знак. Организует самопроверку по слайду-эталону. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку по эталону. | Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). | П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Рефлексия | 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Приём: «Спаси слово» Словесный (беседа) | Организует включение нового знания с помощью интерактивной игры «Спаси слово». На экране появляются слова с пропущенным мягким знаком: кон_, сол_, пен_, мел_ и т.д. Дети по очереди выходят к доске и перетаскивают «ь» в нужное место. Если ответ верный, слово «оживает» (появляется анимация: конь скачет, соль рассыпается). Задаёт обобщающие вопросы: - Что интересного вы узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? - Какая тема урока была? - Что вызвало затруднение? | Вставляют пропущенный мягкий знак в слова, где он пропущен. Обобщают материал урока. Делают выводы. | Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). | П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Рефлексия | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный (беседа) Приём: «Эмодзи-облако» | Организует возвращение к цели и плану урока. Задаёт вопросы: - Достигли цель? - Выполнили план урока? Организует оценивание учащимися своих действий, через приём «Эмодзи-облако». Выбирают смайлик, который отражает их впечатления: 🚀 — «Было круто!» 🤔 — «Есть вопросы». ❤️ — «Полюбил мягкий знак!» | Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность на уроке. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; | |