Организационный этап Задачи: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс; создание доброжелательной обстановки. | Учитель приветствует учащихся. Ребята, у каждого из вас на парте лежит рабочий лист (Приложение 1). Он поможет вам ориентироваться в материале. Ваша задача – в течении урока заполнить. Результат будет зависеть от вас, чтобы его правильно заполнить, вам нужно быть внимательными и активными. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие рабочего листа на парте. | Регулятивные: организует рабочее место, соблюдают режим учебной работы. Личностные: контролирует своё эмоциональное состояние, поведение. |
Мотивационно-целевой (ориентационный) этап Задачи: актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся, организация учащихся к открытию нового знания. | Учитель организует работу с облаком слов (слайд 1). Вы правы, тема сегодняшнего урока: «Основные занятия восточных славян» (Слайд 2). С помощью учителя, учащиеся формулируют цель урока, ставят задачи и формулируют познавательную проблему. | Актуализируют свои знания. Формулируют тему, цель, задачи и познавательную проблему урока. | Познавательные: Умение выделять существенную информацию из текстов задач. Находить и извлекать информацию. Коммуникативные: Учащийся: умение строить монологические высказывания. Класс: умение понимать и воспринимать на слух ответы. Интерпретировать информацию. Личностные: стремится расширить свой кругозор, интересуется историей своей Родины, сопоставляет поступки с моральными нормами. |
Содержательно-операционный этап Задачи: выдвижение модели решения исходной проблемной ситуации, выбор оптимального, фиксируемого в языке вербально и знакового варианта решения проблемы; организация деятельности учащихся по открытию нового знания и побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности; организация ситуации решения учебной задачи, ситуация успеха, систематизация полученной информации. | 1.Восточные славяне заселили в 6-8 вв. обширную территорию Восточной Европы – значительную часть Восточно-Европейской равнины. Сегодня мы познакомимся с основными занятиями восточных славян и заглянем в историю родного края, посмотрим с вами, чем занимались ханты. Перед вами лежит рабочий лист, прочитайте задание 1 (Слайд 3) и выполните его, ответ запишите в таблицу. Учитель: Ребята, как вы считаете все ли занятия славян вы назвали? Учитель: Вы правы, не все занятия мы смогли рассмотреть на картинке. Выполните задание 2, и дополните таблицу (Слайд 4). Теперь мы с вами отправляемся в наш родной край и посмотрим какие главные занятия были у хантов. Учитель: Выполняем задание 3, отгадайте загадки и запишите основные занятия хантов, о которых вы узнали. Первое занятие: Орехи Морошка, ягода (собирательство) Второе занятие: Ходит, а следов не видно. В воде играет, а на земле умирает. (Рыболовство). (Слайд 5). Третье занятие: Прочитайте миф и запишите ответ в таблицу о каком третьем занятие в нем говорится (Слайд 6). Учитель: вы успешно выполнили все задания, заполнили таблицу. Теперь сделайте выводы и ответьте на вопрос: какие сходства и различия существовали в занятиях между восточными славянами и хантами? | Выполняют работу, на отдельно отведенном поле в рабочем листе делают пометки, анализируют, обсуждают и называют основные занятия. Озвучивают ответ: земледелие, скотоводство, ремесло. Думаем, что нет. Отгадывают загадки и ответы вносят в таблицу. Читают миф «Охота на шестиного лося», записывают ответ в таблицу. Анализируют таблицу и делают выводы. | Познавательные: извлекает информацию, перерабатывает информацию (анализирует, обобщает, выделяет причины и следствия) для получения необходимого результата, преобразовывает информацию из одной формы в другую (текст, карта, схема таблица), работая с информацией, передаёт её содержание в сжатом и развёрнутом виде, владеет приемами смыслового чтения, выделяя главное и второстепенное. Регулятивные: самостоятельно устанавливает и соблюдает режим учебной работы; самостоятельно следует за выделенным учителем ориентирам действий в новом учебном материале; понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по её решению; следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи; осуществляет пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с требованиями конкретной задачи; корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, аргументируя её, подтверждая фактами и аргументами, используя приёмы монологической и диалогической речи. Личностные: стремится расширить свой кругозор, активен в поиске новых знаний, интересуется историей своего Отчества, сопоставляет поступки с моральными нормами и стремится их выполнять; принимает социальную роль обучающегося; развивает мотивы учебной деятельности и формирует личностный смысл учения. |