Урок «Системы уравнений с двумя переменными. Метод подстановки» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – О чем вы сейчас думаете? Что поможет вам сосредоточить ваше внимание на уроке алгебры? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 454. Определите графически количество решений системы уравнений: 1) | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Решение. График у = х2 сдвинуть на 5 единиц вправо. x | –5 | –2,5 | –2 | –1 | 1 | 2 | 2,5 | 5 | y | –1 | –2 | –2,5 | –5 | 5 | 2,5 | 2 | 1 | Ответ: 2 решения | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся рассказать о своих достижениях в изучении методов решения систем уравнений с двумя переменными Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о методе подстановки для решения систем уравнений с двумя переменными? Формулирует учебную задачу: – Исследовать метод подстановки для решения систем уравнений с двумя переменными | Выступают перед классом или в группах. – Мы уже изучали… – У меня хорошо получается… – Я могу выполнить… – Я знаю… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляет метод подстановки для решения систем уравнений с двумя переменными; – научиться применять метод подстановки для решения систем уравнений с двумя переменными | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Почему нужно еще уделить внимание вопросу методу подстановки для решения систем уравнений? – Насколько для меня интересно достигнуть поставленных целей и задач урока? – Где я смогу использовать знания, приобретаемые на уроке алгебры? – Как алгебра может быть связана с моей будущей профессией? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Можно ли систему решить не только графическим методом? Организует анализ решения проблемного вопроса | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по исследованию проблемного вопроса: а) буду самостоятельно работать; б) буду работать в паре; в) буду работать в группе. Предлагают свои идеи решения проблемного задания. Сравнивают собственные решения с предложенным решением учителя. Решение задания | Сравнительный анализ с собственным решением. Допущенные ошибки | Выразим переменную у через переменную х во втором уравнении системы: | Я сделал… | Подставим в первое уравнение вместо у выражение : | У меня получилось… | Упростив его, получим квадратное уравнение | Теперь стало понятно… | | Почему…? | Значения у, которые соответствуют полученным значениям х, найдем из уравнения . Имеем: | Что…? | Ответ: (1; 0), (4; 3) | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 451) Решите методом подстановки систему уравнений: 1) 4) 2) 5) 3) 6) | Решения. 1. 1) (5; 8), (–3; 0); 4) (–6; –2), (6; 1); 2) (4; 1), (1; 4); 5) (5; 3), (–1,5; –10); 3) (–1; 1), (–3; –1); 6) (2; –2) | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Можно ли сказать, что я чему-то научился на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – В чем мне нужно совершенствоваться? – Что помешало мне работать лучше? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности обучающихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |