Примеры работы с высказываниями
1. ЦИТАТА | «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский) |
2.Проблема, поднятая автором, ее актуальность | Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом. |
3. Смысл высказывания | Главным проявлением сознательного поведения Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способы воздействовать на индивида. |
4 Собственная точка зрения | Я согласен с мнением Фомы Аквинского | |
5.Теоретическая аргументация Необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека; Свобода и ответственность в поведении человека; Пределы, в которых осуществляется выбор Роль социальных санкций в формировании определенного типа поведения людей в обществе | 6. Фактическая аргументация 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности |
7. Вывод | Все социальные санкции имеют смысл, если деятельность человека подчинена его разуму и воле |
Задание, которое связано с написанием эссе или мини – сочинений, по мнению большинства учащихся и педагогов, вызывает наибольшие затруднения, так как требует специальных знаний и компетенций. Данное задание является альтернативным, поскольку учащимся обычно предлагается пять тем на выбор, соответствующих разделам обществоведческого курса: философия, экономика, социология, социальная психология, политология, правоведение. На самом деле это очень интересное задание, потому что в нем можно высказать свое мнение по актуальной проблеме, проявить свои творческие способности, продемонстрировать уверенные знания обществоведческого материала. Несмотря на все трудности написанию мини – сочинений можно научиться. Для этого необходимо уяснить основные требования, предъявляемые к выполнению данного задания, усвоить особенности его структуры, проявить настойчивость в работе над формированием и развитием специальных знаний, умений и компетенций. Вашему вниманию мы предлагаем специальный тренажер, который может стать помощником для учащихся в этом нелегком, но очень полезном занятии. Выполнение заданий на основе выработанных рекомендаций поможет научиться понимать требования и правильно писать мини – сочинения.
Мини – сочинение – это прозаическое небольшого объема и свободной композиции произведение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Оно не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предметов, его задача - высказать аргументированное мнение.
Мини - сочинение характеризуется следующими признаками:
Наличием конкретной темы или вопроса;
Личностным характером восприятия проблемы и ее осмысления;
Небольшим объемом
Свободной композицией
Внутренним смысловым единством
Открытостью (работа, при всей своей завершенности должна оставлять вопросы, на которые можно было бы ответить, располагая большим количеством времени)
Форма мини – сочинения дает простор для творчества, субъективности, открытости, образности высказываний, художественной выразительности.
Мини – сочинение выступает одновременно и в качестве измерителя знаний, умений, компетенций учащегося, и в качестве инструмента, позволяющего выполнить задание на основе привлечения личного социального опыта, обществоведческих знаний и знаний по другим предметам.
Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания мини – сочинения, проявляется в том, что учащиеся:
На осознанном уровне владеют теоретическими знаниями и понятийным аппаратом в области обществознания;
Владеют на высоком уровне приемами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;
Знают и понимают особенности мини – сочинения по обществознанию;
Владеют практическими навыками: могут адекватно оценивать содержание социальной информации, преобразовывать проблему, раскрывать ее на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, в том числе стилем, присущим мини – сочинению по обществознанию.
Предлагаемые в заданиях цитаты носят проблемный характер, что дает возможность неоднозначной интерпретации и оценки. Обозначенная в формулировке темы проблема должна быть решена с опорой на понятийный аппарат и теоретическое содержание конкретной науки. Это принципиальный аспект системы оценивания задания.
При всем разнообразии подходов к технологии написания мини – сочинений по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:
Адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;
Соответствие содержания мини – сочинения заявленной проблеме;
Выделение и раскрытие в мини - сочинении основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;
Раскрытие аспектов проблемы в заданном контексте;
Четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;
Обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
Подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
Логичность рассуждений;
Отсутствие обществоведческих и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
Соответствие мини – сочинения требованиям жанра и нормам русского языка;
К объему мини – сочинения по обществознанию не предъявляется строгих требований, тем не менее рекомендуется ориентироваться приблизительно на 1.5 – 2 страницы текста. Главное, чтобы работа соответствовала представленным критериям.
В работе над мини – сочинением можно выделить несколько этапов;
Написание мини – сочинения в черновом варианте;
Анализ содержания текста;
Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного;
Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта;
Мини – сочинение по обществознанию - работа творческого характера, а ее результат зависит от литературных способностей учащегося, его образа мышления и устойчивых знаний из курса обществознания. Предлагаемый тренажер создан для того, чтобы научить студентов писать мини – сочинения независимо от их литературных способностей. Исходя из этого, разработан алгоритм структуры выполнения данного задания. Следуя ему, а также обладая необходимыми знаниями соответствующих разделов обществознания можно справиться с данной работой.
Структурными элементами мини – сочинения являются:
Цитата;
Проблема, поднятая автором, ее актуальность;
Смысл высказывания;
Собственная точка зрения;
Аргументация на теоретическом уровне;
Фактическая аргументация - два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающих верность высказанных суждений;
Вывод
Для того, чтобы логически правильно построить работу, не пропустить ничего важного, избежать пространственных рассуждений, при работе с черновиком рекомендуется использовать таблицу, обозначив в ней основные структурные элементы будущего мини – сочинения
1. ЦИТАТА | «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский) |
2.Проблема, поднятая автором, ее актуальность | Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации |
3. Смысл высказывания | Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности. |
4 Собственная точка зрения | Я согласен с мнением В. Г. Белинского | |
5.Теоретическая аргументация Необходимо раскрыть тезисы и понятия: Человек – живой организм Биологические потребности, биологически наследуемые черты; Понятие социализации, ее этапы, механизмы, направления; Агенты социализации; Роль социального контроля в формировании личности | 6. Фактическая аргументация 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.. 2. Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни ребенка может привести к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости, к так называемому «синдрому Маугли». «Синдром Маугли» обычно развивается у детей, брошенных родителями. У ребенка не вырабатывается практика речи, прямохождения, общения и других необходимых человеку навыков. |
7. Вывод | Человеческий ребенок может стать человеком в полном смысле этого слова только в обществе |
1. ЦИТАТА | «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин) |
2.Проблема, поднятая автором, ее актуальность | Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства. |
3. Смысл высказывания | Автор утверждает, что человек абсолютно свободным в обществе быть не может. |
4 Собственная точка зрения | Я согласен с мнением М. Бакунина | |
5.Теоретическая аргументация Необходимо раскрыть тезисы и понятия: Свобода; Границы свободы; Свобода и ответственность; Социальные гарантии свободы; Закон, как ограничитель свободы в правовом государстве; | 6. Фактическая аргументация 1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством(Ко АП РФ вводит ограничение до 22.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдать определенные санитарные правила, установленные законом. |
7. Вывод | В современном цивилизованном обществе нет и не может быть абсолютной свободы |
Цитаты:
«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье» (Дональд Трамп)
«Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком в будущее» (Д. Лихачев)
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по - своему» (Л. Толстой)
Алгоритм написания мини – сочинения по обществознанию
Сделать осмысленный выбор цитаты для работы. Записать ее в первую графу черновика
Сформулировать проблему высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора - это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Необходимо указать ее актуальность в современных условиях.
Можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что….», «Автор обращает наше внимание на то, что …..», «Автор убежден в том, что…..»
Определить свою позицию в отношении высказывания автора. Здесь можно согласиться с автором полностью или частично, опровергнуть определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение
Подобрать теоретические аргументы к собственной позиции по данной проблеме. Для этого необходимо вспомнить основные термины, теоретические положения, вспомнить словарь по обществознанию, тексты параграфов, схемы, изучаемые на уроках. Выписать необходимые понятия, тезисы, обобщения. При этом следует помнить, что они должны раскрывать и подтверждать высказанную автором позицию.
Подтвердить основную мысль фактами и примерами, которые почерпнули из различных источников. Можно использовать сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и т.д.) факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Необходимо привести не менее двух примеров из различных источников. Фактические аргументы должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции. При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, нужно мысленно ответить на вопросы:
А) Подтверждают ли они мое мнение?
Б) Не могут ли они быть истолкованы по другому?
В) Не противоречат ли они высказанному мною тезису?
Г) Убедительны ли они?
7. Сформулировать вывод. Он не должен дословно совпадать с суждением, выбранным для обоснования: вывод сводит воедино в одном - двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность или неверность суждения, ставшего темой мини – сочинения.
8. Затем оформить полученный материал в виде мини – сочинения: составить текст, используя слова - связки, обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов.
9. Кроме того, дополнительным, но не обязательным, достоинством мини - сочинения является включение в него:
1. краткой информации об авторе высказывания, например, «выдающийся французский философ – просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века» и т. д., чтобы было ясно, знают ли ребята, выдающихся деятелей науки и культуры прошлого
2. описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению
3. указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в данном сочинении.
4. указание на альтернативные варианты решения проблемы.
Основные фразы - клише по элементам структуры мини – сочинения
Для того, чтобы мини - сочинение приобрело внутреннее единство и стилистическую стройность, в каждом из элементов его структуры целесообразно использовать специальные фразы - клише:
Элементы структуры мини - сочинения | ФРАЗЫ - КЛИШЕ |
Формулирование проблемы, темы, высказывания: актуальность проблемы | В данном высказывании автор рассуждает на тему….. Автор поднимает проблему…. Данная проблема является актуальной в условиях: - глобализации общественных отношений… - формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства….. - обострения глобальных проблем современности….. - развития международной интеграции… - открытой социальной структуры современного общества…. - формирования правового государства….. - необходимости сохранения собственной идентичности… |
Раскрытие смысла высказывания | Автор убежден в том, что Мысль автора состоит в том, что… В своем высказывании автор имел в виду, что… |
Формулирование собственной позиции | Нельзя не согласиться с автором высказывания, потому что… Автор был прав, так как…. Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…. Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…., но не могу согласиться ….. |
Теоретическая аргументация | Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии, социологии, политики и т.д.) Данное высказывание может быть теоретически обосновано как…. В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как ……. |
Фактическая аргументация | Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора…… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной биографии ….. Факты общественной жизни подтверждают (опровергают) мысль автора….. Обратимся к примерам из произведений русской литературы… Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…… |
Выводы | Таким образом, можно сделать вывод….. На основании своих рассуждений подведу итог…. В заключении можно утверждать…. |
| |
Задание 1
Установить соответствие между цитатами и формулировками проблемы (темы) высказываний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЦИТАТА | ПРОБЛЕМА (ТЕМА) ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
А) «Глобализация – это современный способ строительства всемирной Вавилонской башни» (А. Снег) | 1) Соотношение эмпирического и теоретического уровней в познании мира и самого себя |
Б) «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины» (И. Кант) | 2) Противоречивый характер глобализационных процессов |
В) «Чем ярче разгораются костры знания, тем больше тьмы открывается нашим изумленным глазам» (Т. Маккена) | 3) Нравственная и социальная ответственность людей за результаты своей деятельности |
Г) «Единственный способ защититься от внешнего мира - это глубоко его познать» (Дж. Локк) | 4) Сущность морального выбора в поведении человека |
Д) «Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе» (Конфуций) | 5) Бесконечность процесса познания |
Е) «Только там, где мы несем ответственность за свои действия, где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными» (Ф. Хайек) | 6) Достижение истинного знания |
Ж) «Мы не одиноки в мире и, что бы мы ни делали, мы в ответе за происходящее с другими» (Г. Марсель) | 7) Значение знаний в жизни человека |
Установите соответствие между цитатами и формулировками смысла высказываний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 2
ЦИТАТА | СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ АВТОРА |
А) «Наука – это кладбище гипотез» (А. Пуанкаре) | 1) Человечество должно нести моральную ответственность за результаты своей преобразовательной деятельности, наносящие вред природе |
Б) «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, - не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой) | 2) В качестве критериев прогресса нужно брать внутренние, сущностные, а не поверхностные признаки, позволяющие объективно оценить влияние тех или иных достижений на развитие общества в целом |
В) «Если людоед пользуется вилкой и ножом - это прогресс?» (Т. Ежи Ленц) | 3) Формирование научной теории связано с опровержением многочисленных теорий |
Г) «Пришло несчастье - человек сам его породил, пришло счастье - человек сам его вырастил. У несчастья и счастья одни двери, польза и вред - соседи» (Конфуций) | 4) В природе и в обществе все находится в движении - это естественная форма существования всего на земле. Абсолютного покоя не существует. |
Д) «Движение абсолютно, а покой относителен» (А. Эйнштейн) | 5) Жизнь человека не предопределена судьбой, она зависит от его собственных поступков, характера взаимоотношений с другими людьми |
Заполните таблицу, воспользовавшись вспомогательными фразами - клише. К каждому из высказываний подберите соответствующее определение проблемы из приведенного выше списка. Сформулируйте смысл каждого высказывания.
Задание 3
ВЫСКАЗЫВАНИЕ | ПРОБЛЕМА Вспомогательное клише Автор поднимает проблему…… Автор рассуждает на тему…….. | СМЫСЛ Вспомогательное клише Автор убежден в том, что…….. |
«Ответственность - мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел» (А. Круглов) | | |
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит практика» (Л. Фейербах) | | |
«Не в бороде честь – борода и у козла есть» (Русская народная пословица) | | |
«Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса: она лишена смысла» (А. Маслоу) | | |
«Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. И. Пирогов) | | |
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (М. Монтень) | | |
«Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно» (Аристотель) | | |
«Прогресс не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер) | | |
«Наша жизнь - следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброй мыслью - радость следует за ним как тень, никогда не покидающая» (Дхаммапада) | | |
«Наука - это истина, помноженная на сомнения» (П. Валери) | | |
«Каждый должен обладать мужеством отстаивать свои убеждения» (А. Гумбольдт) | | |
«Долг и право - братья; у них одна мать - свобода. Они рождаются в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе» (В. Кузен) | | |
«Если свободный человек падает, он никого в этом не винит» (И. Бродский) | | |
«Чем гуще тень атомной бомбы ложилась на всех, тем больше люди стали понимать, что все они - братья» (А. Эйнштейн) | | |
«Жизнь – это миг. Её нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик» (А. П. Чехов) | | |
Работа по конструированию мини – сочинения
Задание 4
ЦИТАТА | «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно» (П. Лаплас) |
Проблема, поднятая автором, ее актуальность | Выберите правильный ответ: А) Проблема познания человеком мира и самого себя Б) Проблема установления критериев истинности знания В) Проблема средств и способов познания Г) Проблема роли абсолютных и относительных истин в процессе познания Проблема актуальна в условиях информационного общества, предоставляющего человеку широкие возможности познания. |
Смысл высказывания | Выберите правильный ответ: А) большая часть сведений о мире человеку уже известна Б) процесс познания мира будет продолжаться бесконечно, обогащая людей новыми знаниями В) процесс познания мира является бессмысленным, потому что он постоянно меняется Г) на сегодняшний день основные вопросы познания мира решены |
4. Собственная точка зрения | Сформулируйте свою точку зрения по данному высказыванию Используя справочный материал, подберите аргументы для подтверждения своей позиции Познание - …… Познание проходит путь от…… Предметы внешнего мира - …… Следовательно, потребности практической деятельности определяют направление развития познания…….. Таким образом, процесс познания не заканчивается, он развивается в соответствии с потребностями и интересами общества….. |
Теоретическая аргументация | Процесс познания - Истина абсолютная и относительная - Необходимость познания состоит в том, что….. Бесконечность познания …….. |
Фактическая аргументация | Бесконечность математического счета: всегда к последнему полученному числу можно добавить единицу и так далее….. Бесконечность исследований космоса: сделанные на сегодняшний день открытия ставят перед нами новые вопросы, ответы на которые пока еще не известны Остаются научными загадками вопросы появления жизни на Земле и что есть после жизни человека. Пока без ответа. |
Вывод | Процесс познания будет продолжаться на всем протяжении существования человечества. Это вызвано, с одной стороны ограниченными возможностями познания в каждый конкретный момент времени, а с другой стороны, изменчивостью объекта познания - окружающего нас мира. |
Заполните таблицу, самостоятельно сформулируйте основные структурные элементы мини – сочинения по предложенной теме
Задание 5
1. ЦИТАТА | «Изменяться, сохраняясь, или продолжаться, меняясь – вот что поистине составляет нормальную жизнь человека и, следовательно, прогресс» (П. Леру) |
Проблема, поднятая автором, ее актуальность | |
Смысл высказывания | |
Собственная точка зрения | |
5. Теоретическая аргументация | |
6.Фактическая аргументация | |
7.Выводы | |
Работа по конструированию мини – сочинения
1.ЦИТАТА | «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по – своему» (Л. Н. Толстой) |
Проблема, поднятая автором, ее актуальность | Выберите правильный ответ: А) проблема функционирования семьи в современном обществе Б) проблема происхождения семьи, частной собственности, государства В) проблема справедливого распределения обязанностей между членами семьи Г) проблема возникновения новых форм семьи в обществе Актуальность проблемы: состоит в том, что семья является важным социальным институтом, ячейкой общества. От ее благополучия зависит состояние всего общества |
Смысл высказывания | Выберите правильный ответ: А) автор убежден в том, что главная роль в семье традиционного типа принадлежит мужчине Б) автор определяет семьи как счастливые и несчастливые и характеризует их…. В) автор утверждает, что постепенно семья передает некоторые свои функции другим социальным институтам Г) автор выступает за государственную поддержку семьи |
Смысл высказывания | Сформулируйте собственную точку зрения по данному высказыванию. Используя справочный материал, подберите аргументы для подтверждения своей позиции Семья - основной социальный институт, способный удовлетворять важнейшие человеческие потребности Семья - малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве Функции семьи - репродуктивная, социализации личности, хозяйственно – бытовая, экономическая, социально – статусная, психологическая, досуговая. Основные тенденции в развитии современной семьи: - преобладание нуклеарных, малодетных семей - распространение семей партнерского типа - повышение среднего возраста вступления в брак - сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивида (связано с активным участием женщин в общественных отношениях: карьера, бизнес, политика, работающие бабушки) |
5 Теоретическая аргументация | |
6 Фактическая аргументация | В семьях, где нет любви и уважения друг к другу, дети чувствуют дискомфорт, они часто убегают из дома, попадают в различные сомнительные компании Анна Каренина в одноименном романе Л. Н. Толстого испытывала трагедию несчастливого брака без любви. |
Вывод | Счастливые семьи в полном объеме реализуют свои важнейшие функции, именно поэтому они похожи. А в несчастливых семьях не выполняются разные функции, поэтому «каждая несчастливая семья несчастна по - своему» |
Высказывания для написания мини – сочинений по разделу «Правоведение»
«Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма: в ней пленники - народы» (Ф. Глинка)
«Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов, не в пользу законов» (П. Буаст)
«Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао – цзы)
«Жестокость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк)
«Один несправедливый приговор влечет большее бедствие, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник» (Ф. Бэкон)
«Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (Принцип римского права)
«Закон для всех должен иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье)
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
«Задуманное пусть и не осуществленное преступление, все же есть преступление» (Сенека)
«Самым надежным гарантом прав человека выступает разветвленная система правосудия» (А. Кравченко)
«Государство находит в праве порядок, а право в государстве - власть, которую оно утверждает» (А. Кененов)
«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд)
«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм)
«Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон)
«Самое большое преступление - безнаказанность» (Б. Шоу)
«Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк)
«Правозаконность - одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф. Хайек)
«Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти» (И. Кант)
Высказывания для написания мини - сочинений по разделу «Политология»
«Политика требует от людей занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил….» (В. Ключевский)
«Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (Г. Мабли)
«Руководитель не должен наперед считаться с возможностью как успеха, так и неудачи» (П. Сир)
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер)
«Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена о власти законодательной и исполнительной» (Ш, Монтескье)
«Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон 1)
«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади)
«Правителями становятся ловкие подбиратели голосов» (К. Победоносцев)
«Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале» (Н. Макиавелли)
«Законодательная власть - сердце государства, власть исполнительная - его мозг» (Ж. Ж. Руссо)
«О будущем демократического общества не нужно узнавать по звездам, его можно прочесть на лицах избирателей» (В. Швебель)
« Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (У. Черчилль)
«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо)
«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин)
«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель)
Высказывания для написания мини - сочинений по разделу «Экономика»
«Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин)
«Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять существа деятельности вашего предприятия» (Т. Питерс, Р. Уотерман)
«Наилучшая экономическая система - это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше всего нуждаются» (Дж. Гэлбрейт)
«Если бы все цены и доходы росли в равной мере, то никто бы не пострадал. Но этот рост не одинаков. Многие теряют, и лишь немногие выигрывают» (И. Фишер)
«Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то. что покупается ежедневно» (Б. Шоу)
«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж. Дроэ)
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс)
«Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев)
«Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить» (А. Смит)
«Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон)
«Если все думают, что цены поднимутся, - цены поднимутся» (Первый инфляционный закон)
«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн)
«Дайте мне хорошую политику, и я вам дам хорошие финансы» (А. Тюрго)
«Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер)
«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (П. Буаст)
«О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Дж. Коулман)