Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Технология оценки образовательной деятельности
в детских объединениях
учреждения дополнительного образования»
(для педагогов дополнительного образования)
Составитель:
Надежда Александровна Лакеева,
методист
Инжавино
2020 г.
Данные методические рекомендации составлены для педагогов дополнительного образования для повышения эффективности их работы по отслеживанию результатов их образовательной деятельности. Если в общем образовании процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно чётко определен, то в дополнительном образовании детей он вызывает реальные затруднения у педагогов.
Методические рекомендации
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств учащихся.
Для определения качества учебной и воспитательной работы, т.е. качества образования детей, предлагаются следующие критерии.
Критерии качества на уровне учащегося – это устойчивый интерес к профилю деятельности, динамика достижений детей и ориентированность на выбор профессии (для старшеклассников). Результатом при этом является высокая степень обученности и высокий уровень развития личностных качеств и творческой активности.
Отслеживание качества образовательного процесса основывается на мониторинге результатов обучения детей по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, рамках компетентностного подхода. Данная работа в каждом детском объединении и учреждении в целом должна проводиться планомерно, по единым критериям и показателям и сопровождаться методическим обеспечением диагностической деятельности.
В учреждении дополнительного образования проводится три вида диагностики результативности образовательного процесса: начальная, промежуточная, итоговая. В связи с этим педагогам необходимо:
Реализуемые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее программы) привести в соответствие с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации;
В реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах педагогам отвести часы на проведение начальной, промежуточной и итоговой аттестации;
Разработать критерии освоения реализуемых программ учащимися на каждом этапе обучения (на основе изложенных ниже), которые являются для педагога неким «стандартом» для диагностики реальных достижений учащихся детского объединения в конце учебного года или всего срока обучения:
- предметные результаты (знания, умения и навыки), т.е., что ребёнок будет знать и что будет уметь по годам обучения;
- метопредметные результаты. Какие учебные действия освоят учащиеся: регулитивные, коммуникативные и познавательные;
- личностные результаты.
Для отслеживания уровня усвоения знаний, умений и навыков по образовательной программе рекомендуется использование технологии оценки уровня компетентности учащегося по теоретической и практической подготовке ребенка и по степени сформированности универсальных учебных действий.
Предложенная технология позволяет определять уровень компетентности учащегося (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень: учащийся может применять полученные знания в нестандартной ситуации и успешно осваивает более 70 % содержания учебного материала.
Средний уровень: применяет знания в знакомой ситуации, действует по четко обозначенным правилам, применяет знания на основе обобщенного алгоритма, умеет анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий и успешно осваивает от 50 % до 70 % содержания программы.
Низкий уровень: материал усваивает на уровне запоминания и воспроизводит по образцу и инструкции. Успешно осваивает программный материал менее 50 %.
За единицу измерения рекомендуется взять самостоятельность (как интегральное качество личности ребенка).
Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностических процедур.
Педагогами так же рекомендуется отслеживать и творческие достижения учащихся по результативности их участия в конкурсном движении и оценивать так же по трём уровням:
Низкий уровень – на уровне объединения.
Средний уровень – на уровне учреждения и муниципалитета.
Высокий уровень – на уровне региона и всероссийском уровне.
Данные результаты учитывать при итоговой аттестации по критерию - обученность
Педагогам, реализующим дополнительные общеразвивающие, общеобразовательные программы, необходимо стремиться сформировать ключевые компетенции учащихся, добиться положительной динамики личностного развития детей и подростков. Диагностика личностных результатов - наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Современная жизнь сегодня требует от выпускника не столько умений выполнять указания педагога, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Не так важно, каким видом деятельности занят ребенок. Главное - создать условия, в которых его личный и творческий потенциал получит возможность развития. Задача педагога - помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», научить устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе.
Рекомендуется отслеживать динамику личностного развития детей по следующим направлениям. Каждое направление это соответствующий блок личностных качеств:
организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль);
ориентационные свойства личности (самооценка, интерес к занятиям, творческий потенциал);
поведенческие характеристики (тип сотрудничества, конфликтность).
При ведении данного педагогического мониторинга педагогам необходимо использовать: анкеты и тесты по личностному развитию, метод педагогического наблюдения.
Для проведения диагностических процедур: начальной, промежуточной и итоговой аттестации, наряду с традиционными формами и методами: открытое занятие для родителей и коллег, собеседование, зачет, выполнение итоговых творческих работ, показательные выступления, зачётный поход, сдача контрольных спортивных нормативов, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, выступление на концертах желательно использовать и инновационные: презентации, защиты проектов, персональные выставки, творческие отчёты в зависимости от возраста учащихся, направленности объединения.
При правильной организации педагогической диагностики учащиеся не только не боятся проверки их знаний и умений, но и стремятся проявить себя как можно лучше перед сверстниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.
Полученные результаты на каждого ребенка педагогам необходимо фиксировать, используя: таблицы, карты развития ребенка, дневники наблюдения, зачетные ведомости, карты самооценки учащихся и оценки компетентности учащегося педагогом, зачетные ведомости и т.д. Регулярное отслеживание результатов становится основой для поощрения ребенка за его труд, старание. Такой способ оценивания позволяет сравнивать достижения ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявляя его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Сравнение результатов позволяет определить уровень продвижения учащегося в освоении программы.
При подведении общих итогов диагностики педагогам необходимо обратить внимание, прежде всего, на степень выполнения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учебной группой. Если объективно оценивать результативность реализации любой программы, то 100 % «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновременно занимаются дети с разными способностями, возможностями. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции общеобразовательной общеразвивающей программы: если программу выполнили все дети, то, возможно, она требует некоторого усложнения; и наоборот, если программу выполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в упрощении. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы, используя личностно - ориентированный подход.
Данная система отслеживания результатов по учебному и воспитательному процессу, является основой итоговой аттестации учащихся.
Обобщённые данные итоговой аттестации, по учреждению в целом, служат материалом для анализа и оценки качества образовательной деятельности и выработке предложений по её улучшению в целом по учреждению.
Приложение
Оценка динамики личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Уров-ь ыраженности | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества 1.1.Терпение 1.2.Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки | - терпения хватает меньше чем на половину занятия - терпения хватает больше чем на половину занятия - терпения хватает на все занятие - волевые усилия побуждаются извне - иногда самим ребенком - всегда самим ребенком - постоянно находится под воздействием контроля извне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | низкий средний высо-й низкий средний высо-й низкий средний высо-й | Наблюдение |
2.Ориентационные качества 2.1..Самооценка 2.2.Интерес к занятиям 2.3.Творчес кий потенциал (способности) | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы Креативность в выполнении творческих работ | - завышенная - заниженная - нормальная (адекватная) - интерес к занятиям продиктован извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается самим ребенком. - начальный уровень - репродуктивный уровень - творческий уровень | низкий средний высо-й низкий средний высо-й низкий средний высо-й | Тестирование Анкетирование Анкетирование |
3.Поведенческие качества 3.1.Тип сотрудничест. Отношение к общим делам | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | низкий средний высо-й | Наблюдение |
Используемые источники
Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Педагогика и психология дополнительного образования. М,1996.
Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии. // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.19-30. // Электронный ресурс. http://hpsy.ru/public/x1331.htm
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Н.М. Борытко; под. ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
Газман О.С. Неклассическое воспитание. – М,2002
Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. Ред. О.Е. Лебедева. –М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с
Дополнительное образование детей: Учебн.пособие для студ.высш.учебн.заведений /Под.ред.О.Е.Лебедева. – М,2000.
Управление качеством образования /Под. ред. Поташника М.М. – М, 2000.
10