СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроках технологии ( раздел«Черчения») . Стратегия «Зигзаг» . Тема урока: Геометрические построения. Сопряжения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках технологии ( раздел«Черчения») . Стратегия «Зигзаг» . Тема урока: Геометрические построения. Сопряжения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Технология развития критического мышления на уроках технологии «Черчения». Стратегия «Зигзаг» .

Тема урока: Тема урока: Геометрические построения. Сопряжения

Тип урока: Вид: урок –творческие мастерские.


Используемые технологии:

технология развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг».


Стратегия «Зигзаг» на уроках технологии «Черчения»


В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления: 

 

  «Зигзаг 1».

Одним из эффективных приёмов ТРКМ является стратегия «Зигзаг1».

       

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

 

-анализировать текст совместно с другими людьми;

- вести исследовательскую работу в группе;

- доступно передавать информацию другому человеку;

 -самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. 

  Стратегия «Зигзаг 1» используется для изучения и систематизации большого по объему материала.

  Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

  Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. 

1. Стадия вызова - осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе служит вызовом.(на этой стадии могут быть применены приёмы «Кластер» или «Верю – не верю».

2. Стадия осмысления - класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания по пяти основным темам «Зигзага».

Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов.  

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. 

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы. 

3 Стадия рефлексии 

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. (приложение 1) 

Заключение

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Школьники имеют возможность общаться через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками,  ученики развивают навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки самоанализа, критического отношения к себе. 



План-конспект урока

Тема урока: Геометрические построения. Сопряжения

Тип урока: Вид: урок –творческие мастерские.


Используемые технологии:

технология развития критического мышления .Стратегия «Зигзаг».

Приемы: Кластер – графический прием систематизации материала, графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластер может быть ведущим приемом на протяжении всего урока в режиме технологии.



Формы деятельности обучающихся на уроке:

  • индивидуальная (знакомство с новой темой и ее осмысление)

  • фронтальная (коллективная) (общее обсуждение при повторении и при получении

результатов)

  • групповая (составление творческих заданий, работа экспертной группы).



Оборудование: оценочные листы, демонстрационный материал с примерами заданий, листы А3 для выполнения задания.

Метапредметные связи: Геометрия , искусство, архитектура.



Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

(Универсальные Учебные Действия):

Личностные: оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей 

умение формулировать собственную позицию

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения ,работа по алгоритму, промежуточный и итоговый контроль, рациональное использование учебного времени.

Познавательные: постижение речевого высказывания в устной форме

смысловое чтение, раскрытие творческого потенциала учащигося.

Коммуникативные: Развитие собственного сознания при общении с другими учащимися, умение работать в группе, внесение вклада в совместные действия.



Цель урока

Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков по теме Лекальные кривые

Задачи:

   Предметные (образовательные): овладения новыми знаниями и умениями, научиться обобщить материал для формирования целостной системы знаний, понимать применения сопряжения ,проверить способность к творческому мышлению и с деятельности на основе творческих заданий, закрепить умение работать в группах, обучить аргументированному доказательству своей точки зрения.

  Универсальные (развивающие): развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, творческого мышления. Формировать мышление, направленное на выбор оптимальных решений; развивать познавательный интерес у учащихся к предмету черчение, совершенствовать умения коммутативного общения. содействовать развитию у учащихся коммуникативной культуры; развивать рефлексию.

  Метапредметные ( воспитательные): способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявлению наибольшей активность в их выполнении; воспитанию культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени, осознания учениками того, какую роль играет сопряжение в жизни человека, расширению кругозора.





Тезис урока: «Надо учить не мыслям, а мыслить». И. Кант.







Технологическая карта урока



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Прогнозируе-мый результат

Организационный момент. Актуализация




Приветствует учащихся.

Раздает житоны в которых указаны группы «Чертежники-Конструкторы» , « Архитекторы», « Художники-дизайнеры» и соответствующие тексты.

Рассадка по группам 4-5 человек.

Личностные:

познавательная

мотивация


Созданы условия для успешной работы на уроке.

Вызван интерес к уроку.


Мотивация учебной деятельности учащихся.


Предлагает рассмотреть примеры чертежей архитектурных деталей, предметов быта, деталей очерк, которых состоит из сопрягающих линий.

( Приложение2)

Работают с демонстрационным материалом и знакомятся с текстами.

Коммуникативные

точное выражение своих мыслей;

Познавательные

Личностные

адекватное оценивание себя и других.


знаний по теме «Сопряжения».


Постановка цели и задач урока.

Предлагает определить тему урока.

Знакомятся с текстом, отгадывают название темы, записывают в тетрадь.

Самостоятельно осмысливают новую тему выполняют собственный кластер и придумывают эскиз будущей работы.


Личностные

познавательная мотивация;

адекватное оценивание себя

Определена тема урока. Выполнен собственный кластер и эскиз по заданию.

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (выполнения творческих заданий).

Контролирует работу экспертных групп.

Делают переход в экспертные группы. Организуют работу по выполнению общих кластеров и творческих заданий в экспертных группах, распределяя роли и ответственность за выполнения заданий-«Архитекторы»

«Чертежники-конструкторы»

«Художники-дизайнеры»




Познавательные:

работа с информацией, логические – анализ информации

Регулятивные:

самостоятельность

Коммуникативные взаимодействие с учителем;

участие в диалоге,

навыки работы в группе;

точно выражать свои мысли


Практическая

работа выполнена. Материал урока усвоен.

Закрепление знаний по теме урока.


Предлагает на доске продемонстрировать кластер по теме « Сопряжения» и творческое задание.

Возвращаются в свои группы и поочередно делятся полученными знаниями-алгоритмом выполнения смопряжения.

Вклеивают конспекты по уроку.

Логические:

анализ информации.

Коммуникативные

точно выражать свои мысли;

участвовать в диалоге.

Знания закреплены.




Самооценка деятельности






Предлагает

оценить работу на уроке при помощи листов самооценки



Оценивают свой труд.



Личностные:

адекватное оценивание себя




Проведена самооценка.




Работа с тезисом






Организует работу с тезисом.



Высказывают свою точку зрения.



Коммуникативные

точно выражать свои мысли;

слушать и слышать других.



Работа с тезисом закончена.

Домашнее задание

Предлагает

выполнить в тетради кластер по видам сопряжения


Личностные:

адекватное оценивание себя


ХОД УРОКА

1. Организационно-мотивационный этап.

1.1. Мотивация учащихся:

  • связь с другими предметами;

  • рассмотрение чертежей предметов и деталей, геометрических тел из которых состоят детали и сопряжения между ними (плавные переходы одной лини в другую);

1.2. Деление группы на подгруппы по 4-6 человек (на три подгруппы)


Знакомятся с текстом, обсуждают название темы в группе, записывают в тетрадь.

2. Организация самостоятельной деятельности учащихся по теме урока.

Самостоятельно осмысливают новую тему: учащимся предстоит изучить новый материал, познакомиться с правилами построения сопряжений, которые помогут им понять, как строятся плавные переходы (сопряжения). Выполняют собственный кластер и придумывают эскиз будущей работы.

2.1. Понятие сопряжения.
2.2. Общий алгоритм построения сопряжений.
2.3. Виды сопряжения. Правила их построения.
2.3.1. Сопряжение между двух прямых.
2.3.2. Сопряжение внутреннее и внешнее между прямой и дугой окружности.
2.3.3. Сопряжение внутренне и внешнее между двух дуг окружностей.












1 группа «Чертежники-Конструкторы».

Задание: Придумать очерк автомашины, самолета и т.п., применяя сопряжения двух сторон угла окружности заданного радиуса

Сопряжение – это плавный переход одной линии в другую.

Общий алгоритм построения сопряжения:

1. Необходимо найти центр сопряжения.
2. Необходимо найти точки сопряжения.
3. Построить сопряжение (плавный переход одной линии в другую)
2. 3.1. Построение сопряжения двух сторон угла окружности заданного радиуса.

Сопряжение двух сторон угла (острого и тупого) дугой заданного радиуса R выполняют следующим образом:

Сопряжение двух пересекающихся прямых 

Даны пересекающиеся  под прямым, острым и тупым углами прямые линии.

Требуется построить сопряжения этих прямых дугой заданного радиуса R.

рис. 4

  1. Для нахождения центра сопряжения проводят вспомогательные прямые, параллельные данным на расстоянии равном радиусу R. Точка пересечения этих прямых т.О и будет центом дуги сопряжения (рис. 4).

  2. Перпендикуляры, опущенные из центра дуги сопряжения т.О на данные прямые, определяют точки касания К и N.

  3. Из точки О, как центра, описывают дугу заданного радиуса R.

 

рис. 5



Примечание. Для прямых углов центр сопряжения удобнее находить с помощью циркуля (рис. 5).

2 группа «Архитекторы».

Задания: Придумать архитектурные формы –арки, купола, элементы карнизов, капителей, используя сопряжения между прямой и дугой окружности.

Сопряжение – это плавный переход одной лини в другую.

Общий алгоритм построения сопряжения:

1. Необходимо найти точку сопряжения.
2. Необходимо найти точки сопряжения.
3. Построение сопряжения (плавного перехода одной линии в другую).
2.3.2 Построение внутреннего и внешнего сопряжения между прямой и дугой окружности.

Сопряжение дуги окружности и прямой линии дугой заданного радиуса.

Внешние.

Дана окружность радиуса R  и прямая АВ. Требуется соединить их дугой радиусом  R1.

  рис. 6 

 

  1. Для нахождения центра сопряжения из центра О заданной окружности проводят дугу радиуса R + R1 и на расстоянии R1 – прямую n // AB. Точка  О1  пересечения прямой и дуги m будет центром сопряжения.

  2. Для получения точек сопряжения: К и К1  проводят линию центров ОО1 и восстанавливают к прямой АВ перпендикуляр ОК1.

  3. Из центра сопряжения О1 между точками К и К1  проводят дугу сопряжения радиусом  R1











  1. Внутреннее касание

 

  1. В случае внутреннего касания выполняют те же построения, но дугу m  вспомогательной окружности проводят радиусом R - R1.

7 рис.



Группа «Дизайнер-художники»

Задание: Придумать форму вазы, чайника, кувшина и построить их изображения. Контур должен состоять из дуг окружностей разного радиуса, плавно переходящих друг в друга.

Сопряжение – это плавный переход одной лини в другую.

Общий алгоритм построения сопряжения:

1. Необходимо найти центр сопряжения.
2. Необходимо найти точки сопряжения.
3. Построение линии сопряжения (плавного перехода одной лини в другую).

2.3.3. Построение сопряжения между двух дуг окружностей. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса

 

Заданы две окружности радиусом R1 и R2. Требуется построить сопряжение дугой заданного радиуса R.

рис. 8



Внешнее касание

  1. Для определения центра сопряжения О проводят вспомогательные дуги: из центра О1окружности радиусом  R + R1  и из центра О2 окружности радиуса R + R2. Точка О пересечения этих дуг является центом сопряжения.

  2. Соединяя центры О и О1, а так же О и О2 , определяют точки сопряжения (касания) К1  и  К2.

  3. Из центра О радиусом R проводят дугу сопряжения между точками  К1  и К2

Внутреннее касание

 

При внутреннем касании выполняют те же построения, но дуги проводят радиусами

R -R1  и R - R2.

рис. 9

 



Смешанное касание

рис. 10

Центр сопряжения О находится в пересечении двух дуг, описанных из центра О1 радиусом R - R1 и из центра О2 радиусом R + R2

Примечание. При смешанном сопряжении центр О1 одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги радиуса R , а центр О2 другой дуги – вне ее.

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (выполнения творческих заданий).Учащиеся делают переход в экспертные группы «Чертежники-Конструкторы» , « Архитекторы», « Художники-дизайнеры» совместно выполняют кластер по определенному виду сопряжения и творческое задание.
4. Просмотр кластеров, выполненных группами по теме и творческих работ на доске.

5. Проверка степени усвоения материала. Учащиеся возвращаются на свое место в группы и делятся изученным материалом. Вклеивают конспекты по уроку.

6. Самооценка деятельности

Каждому по итогам занятия предлагается заполнить дневник.

Для того чтобы получить хороший объем знаний, важно зафиксировать, насколько успешно прошло занятие. Этот дневник дает возможность записывать в течение занятия каждую деталь вашей работы при изучении модуля. Если вы довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как пошло ваше занятие, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке анкеты.

Элементы урока

Довольны

Удовлетворены

Разочарованы

Комментарии

Простота и доступность раздаточного материала.

 

 

 

 

Понятны ли были задания.

 

 

 

 

Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия.

 

 

 

 

Интересен ли был данный урок.

 

 

 

 

Как вы оцениваете свою работу на уроке.

 

 

 

 

В этом месте вы можете сделать любые пометки к уроку ___________________________________________________________________

  1. Работа с тезисом

  2. Подведение итогов занятия, оценка работы учащихся на занятии.













































Приложение 1.





Приложение 2









Список литературы

 

1.  Боганикова Н.В., Муштавинская И.В.  

Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПБ, 2001.

 

2.  Гражданское образование.

Учебно – методическое пособие. СПБ, 2003.

 

3.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. 

Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.

 

4.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998