СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние десятилетия, на мой взгляд, четко обозначилось тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности младшего школьника; - раскрытие его индивидуальных возможностей. Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного обучения».

Просмотр содержимого документа
«Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников (из опыта работы)»

Муниципальное образовательное учреждение «Ревякинская средняя школа»  Ясногорского района Тульской области Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Из опыта работы учителя начальных классов Кузнецовой Н.Г. 2020

Муниципальное образовательное учреждение «Ревякинская средняя школа» Ясногорского района Тульской области

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов

Кузнецовой Н.Г.

2020

 АКТУАЛЬНОСТЬ  За последние десятилетия, на мой взгляд, четко обозначилось тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.  В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:  - становление личности младшего школьника;  - раскрытие его индивидуальных возможностей.  Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного обучения».

АКТУАЛЬНОСТЬ За последние десятилетия, на мой взгляд, четко обозначилось тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности младшего школьника; - раскрытие его индивидуальных возможностей. Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного обучения».

Деятельностный подход – это главное условие реализации ФГОС.  В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.

Деятельностный подход – это главное условие реализации ФГОС. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.

Системно-деятельностный подход  - это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.  Главная цель системно-деятельностного в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Системно-деятельностный подход - это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

 ПРОБЛЕМА ОПЫТА   В процессе работы я пришла к выводу, что ребенок, не овладевший приемами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств личности.

ПРОБЛЕМА ОПЫТА В процессе работы я пришла к выводу, что ребенок, не овладевший приемами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств личности.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЦЕЛОСТНОСТИ МИНИМАКСА КОМФОРТНОСТИ ВАРИАТИВНОСТИ ТВОРЧЕСТВА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • НЕПРЕРЫВНОСТИ
  • ЦЕЛОСТНОСТИ
  • МИНИМАКСА
  • КОМФОРТНОСТИ
  • ВАРИАТИВНОСТИ
  • ТВОРЧЕСТВА
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.    Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие    Чему учить? Ради чего учить? Как учить?   Обновление ценности обновление средств  содержания  образования обучения  (обновление цели ) (обновление методики )

Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? Ради чего учить? Как учить? Обновление ценности обновление средств содержания образования обучения (обновление цели ) (обновление методики )

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока :   1. Мотивирование к учебной деятельности  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии  3. Постановка учебной задачи  4. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)  5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке . Итог

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока : 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Постановка учебной задачи 4. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке . Итог

Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:      - использование активных  и интерактивных методик;  - участие в проектной деятельности;    - владение приёмами  исследовательской деятельности;  - вовлечение обучающихся в игровую деятельность;  - вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность;  - вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность;  - работа с источниками  информации;  - решение познавательных и практических задач;  - анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуаций;  - выполнение творческих работ и исследовательских проектов.

Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:   - использование активных и интерактивных методик; - участие в проектной деятельности;   - владение приёмами  исследовательской деятельности; - вовлечение обучающихся в игровую деятельность; - вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность; - вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность; - работа с источниками  информации; - решение познавательных и практических задач; - анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуаций; - выполнение творческих работ и исследовательских проектов.

 УСЛОВИЯ УСПЕХА   - есть возможности для двигательной активности;  - много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами, моделями, макетами;  - учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся;  - на уроке обеспечена частая смена деятельности.

УСЛОВИЯ УСПЕХА - есть возможности для двигательной активности; - много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами, моделями, макетами; - учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся; - на уроке обеспечена частая смена деятельности.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ: Готовность к разрешению проблем Готовность к социальному взаимодействию Технологическая компетентность Готовность к самообразованию Коммуникативная компетентность Готовность к использованию информационных ресурсов

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ:

Готовность к разрешению проблем

Готовность к социальному взаимодействию

Технологическая компетентность

Готовность к самообразованию

Коммуникативная компетентность

Готовность к использованию информационных ресурсов

 «Мои ученики будут узнавать новое не от  меня, они будут открывать это новое  сами. Моя главная задача – помочь им  раскрыться, развить собственные идеи»   ( И. Г. Песталоцци).

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ     «Моя родословная» ПРОЕКТ «Чем полезны жители водоемов» «Безопасность на дорогах»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Моя родословная»

ПРОЕКТ «Чем полезны жители водоемов»

«Безопасность на дорогах»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Экология и энергосбережение» 1 класс  «Кормушки для птиц»  4 класс

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Экология и энергосбережение»

1 класс

«Кормушки для птиц»

4 класс

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ  Первоклассники Ревякинской средней школы смогли оценить силу леса на интерактивном уроке, рассказывающем о роли деревьев в жизни планеты и человечества.  Педагог Наталья Геннадиевна Кузнецова разъяснила первоклашкам, что может сделать каждый школьник, чтобы помочь родной природе.  С помощью интерактивного урока, в игровой форме, ребятишки сберегали лес от пожара, спасали урожай с полей.  Также первоклассники вспомнили о лесных обитателях и о том, что птицы уничтожают вредных насекомых, узнали, как получается кислород и обсудили множество интересных и важных вещей.  Всероссийский экологический интерактивный урок «Сила леса» разработан Зеленым движением России «ЭКА» с целью ознакомления подрастающего поколения с ролью и функциями леса в жизни природы и человека.    Газета «Ясногорье» 22 сентября 2020г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ Первоклассники Ревякинской средней школы смогли оценить силу леса на интерактивном уроке, рассказывающем о роли деревьев в жизни планеты и человечества. Педагог Наталья Геннадиевна Кузнецова разъяснила первоклашкам, что может сделать каждый школьник, чтобы помочь родной природе. С помощью интерактивного урока, в игровой форме, ребятишки сберегали лес от пожара, спасали урожай с полей. Также первоклассники вспомнили о лесных обитателях и о том, что птицы уничтожают вредных насекомых, узнали, как получается кислород и обсудили множество интересных и важных вещей. Всероссийский экологический интерактивный урок «Сила леса» разработан Зеленым движением России «ЭКА» с целью ознакомления подрастающего поколения с ролью и функциями леса в жизни природы и человека.

Газета «Ясногорье» 22 сентября 2020г.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Проект «Последний звонок»

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Проект «Последний звонок»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

ВЫВОД Технология деятельностного подхода обучения создает необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. В результате использования этого метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Все это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умение формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

ВЫВОД

  • Технология деятельностного подхода обучения создает необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
  • В результате использования этого метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.
  • Все это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умение формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.