Муниципальное образовательное учреждение «Ревякинская средняя школа» Ясногорского района Тульской области
Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Из опыта работы учителя начальных классов
Кузнецовой Н.Г.
2020
АКТУАЛЬНОСТЬ За последние десятилетия, на мой взгляд, четко обозначилось тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности младшего школьника; - раскрытие его индивидуальных возможностей. Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного обучения».
Деятельностный подход – это главное условие реализации ФГОС. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход - это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
ПРОБЛЕМА ОПЫТА В процессе работы я пришла к выводу, что ребенок, не овладевший приемами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- НЕПРЕРЫВНОСТИ
- ЦЕЛОСТНОСТИ
- МИНИМАКСА
- КОМФОРТНОСТИ
- ВАРИАТИВНОСТИ
- ТВОРЧЕСТВА
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? Ради чего учить? Как учить? Обновление ценности обновление средств содержания образования обучения (обновление цели ) (обновление методики )
Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока : 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Постановка учебной задачи 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке . Итог
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через: - использование активных и интерактивных методик; - участие в проектной деятельности; - владение приёмами исследовательской деятельности; - вовлечение обучающихся в игровую деятельность; - вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность; - вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность; - работа с источниками информации; - решение познавательных и практических задач; - анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуаций; - выполнение творческих работ и исследовательских проектов.
УСЛОВИЯ УСПЕХА - есть возможности для двигательной активности; - много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами, моделями, макетами; - учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся; - на уроке обеспечена частая смена деятельности.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ:
Готовность к разрешению проблем
Готовность к социальному взаимодействию
Технологическая компетентность
Готовность к самообразованию
Коммуникативная компетентность
Готовность к использованию информационных ресурсов
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Моя родословная»
ПРОЕКТ «Чем полезны жители водоемов»
«Безопасность на дорогах»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Экология и энергосбережение»
1 класс
«Кормушки для птиц»
4 класс
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ Первоклассники Ревякинской средней школы смогли оценить силу леса на интерактивном уроке, рассказывающем о роли деревьев в жизни планеты и человечества. Педагог Наталья Геннадиевна Кузнецова разъяснила первоклашкам, что может сделать каждый школьник, чтобы помочь родной природе. С помощью интерактивного урока, в игровой форме, ребятишки сберегали лес от пожара, спасали урожай с полей. Также первоклассники вспомнили о лесных обитателях и о том, что птицы уничтожают вредных насекомых, узнали, как получается кислород и обсудили множество интересных и важных вещей. Всероссийский экологический интерактивный урок «Сила леса» разработан Зеленым движением России «ЭКА» с целью ознакомления подрастающего поколения с ролью и функциями леса в жизни природы и человека.
Газета «Ясногорье» 22 сентября 2020г.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Проект «Последний звонок»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
ВЫВОД
- Технология деятельностного подхода обучения создает необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
- В результате использования этого метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.
- Все это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умение формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.