СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология сотрудничества через обучение в группе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества через обучение в группе»

Технология сотрудничества через обучение в группе на примере темы «Политическая раздробленность»

Политическая раздробленность – неизбежные этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие – выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование.

Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.

Первая группа работает п.2 # 12 учебника и характеризует систему земель как основную причину политической раздробленности.

Вторая группа работает п.3 # 12 учебника и характеризует роль Церкви в условиях распада Руси.

Третья группа работает п.4 # 12 учебника и анализирует идею единства Руси в условиях распада русских земель.

Четвертая группа работает п.5 # 12 учебника и исследует отношения Руси с кочевниками.

Пятая группа работает п.6 # 12 учебника и анализирует систему государственного управления в период раздробленности.

Шестая группа работает п.7 # 12 учебника и исследует характер международных связей русских земель в период раздробленности Руси.

Седьмая группа работает п.8 # 12 учебника и характеризует развитие русской культуры в период раздробленности Руси

2. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.

- Исследуем процесс формирования системы земель.

(Первая группа представляет свою работу в форме диспута между князьями.)

Вопросы для первой группы

- Когда наступила раздробленность на Руси?

- К чему привели усобицы между князьями?

- Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?

- Как изменился порядок владения землей?

- Что стало основой богатства бояр?

- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?

- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?

- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?

- Каким образом факт отсутствия твердого и определённого порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Роль Церкви в условиях распада Руси

- Определим роль Церкви в условиях распада Руси.

(Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения)

Вопросы для второй группы

- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединяла страну?

- Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательстве полноты его власти.

- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?

- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу).

4. Идея единства Руси.

- Исследуем идею единства Руси.

(Третья группа представляет свою работу в форме обращения сторонника идеи единства Руси к своим согражданам.)

Вопросы для третьей группы

- Привет ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?

- Когда у русских людей появились чувства принадлежности к одной Русской земле?

- Что стало выражением народного стремления к единению?

- Какие события легли в основу «Слово о полку Игореве»?

- Какие важны вопросы ставит автор этого произведения?

- В чем он видит главную причину несчастий Руси?

- К кому он обращается?

- Кого приводит в качестве примера для подражания?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

5. Отношения Руси с кочевниками.

- Обсудим, как складывались отношения Руси с кочевниками. (Четвертая группа представляют свою работу в форме рассказа русского воина о борьбе с кочевниками.)

Вопросы для четвертой команды

- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?

- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?

- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?

- Какая земля особенно страдала от половцев?

- Каковы были последствия их набегов?

- Какова была судьба Киева – «матери городов русских»?

- Какова роль степняков в распаде Руси?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу)

6. Государственное управление в период раздробленности.

- Рассмотрим, как осуществлялась государственное управление в период раздробленности.

(пятая группа представляет свою работу в схематичной форме.)

Вопросы для пятой группы

- На сколько частей распалась Русь в середине XIIв.? Назовите наиболее крупные из н з и покажите по карте.

- Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?

- Что такое удел?

- Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?

- Как изменились цели участников княжеских усобиц?

- Как проходил процесс распада страны?

- Как отличились системы государственного управления на Руси и в Западной Европе?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу).

7. Международные связи русских земель.

- Проанализируем международные связи русских земель.

(Шестая группа представляет свою работу в форме путевых заметок русского торговца.)

Вопросы для шестой группы.

- Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?

- Как шла торговля между соседними княжествами?

- Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?

- какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, Германскими городами?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

8. Развитие русской культуры: формирование региональных центров

Обсудим, как развивалась русская культура в период раздробленности.

(Седьмая группа представляет свою работу в наглядной форме, используя иллюстративный материал.)

Вопросы для седьмой группы

- Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности? Дайте им характеристику. Докажите, что многие из ни х становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.

- Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?

- Какие памятники культуры появились в этот период?

- Какую роль в истории Русской земли играли летописи?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по вопросу.)