СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология Виммельбух, как инновационное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы когда-нибудь замечали, КАК дети любят рассматривать книги? Мы хотим поделиться с вами своими поисками в применении технологии Виммельбух, с книгами, которые нужно именно рассматривать, а не читать.Слышали ли вы об этой технологии?

Просмотр содержимого документа
«Технология Виммельбух, как инновационное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»



«Технология Виммельбух, как инновационное средство

развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Ворошко Ирина Евгеньевна, воспитатель,

Сидорова Елена Николаевна, учитель- логопед

ГБОУ СОШ №8 СПДС №4, г. Отрадный, Самарской обл.

«Присмотрись к чему-нибудь повнимательнее – хотя бы вот к травинке, и она превращается в целый мир, загадочный, поражающий воображение и неописуемо прекрасный»

Генри Миллер.

Согласитесь, что развивая внимание и наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы. В условиях введения ФГОС необходимо развивать у дошкольников именно познавательные компетенции. А познавательное развитие, по ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Как же можно их развивать с помощью рассматривания? Какая же книга сможет увлечь ребёнка с его «клиповым» мышлением?

Вы когда-нибудь замечали, КАК дети любят рассматривать книги?

Мы хотим поделиться с вами своими поисками в применении технологии Виммельбух, с книгами, которые нужно именно рассматривать, а не читать.

Слышали ли вы об этой технологии?

Что такое виммельбух? Следуя последним исследованиям - для лучшего развития ребенка ему необходимо рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать интересные истории. Раньше это были отечественные издания, где картинок много, а текста – минимум. Например такие, как: журнал «Весёлые картинки», книга «Рассказы в картинках» с иллюстрациями Николая Радлова.

Но, на смену этим книгам пришли книжки-картинки для разглядывания – виммельбухи, которые появились в Германии около сорока лет назад. Они так полюбились детям и их родителям, что вскоре этот жанр получил своё название «Wimmelbilderbcher» (то есть книжка-картинка, кишащая подробностями). Иными словами, это книги с большим количеством детально прорисованных картинок. Они весёлые, увлекательные и могут занять внимание ребёнка.

Придумали этот жанр книг более 50 лет назад в Германии, в конце 60-х годов, художник Али Митгуш - один из самых известных немецких детских авторов книг с картинками. Из-под пера Али Митгуша вышли виммельбухи: «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. В виммельбухе «Найди и покажи в океане», придуманном и нарисованным норвежской художницей Анной Фиске, мы становимся свидетелями заселения планеты. Знаменитая немецкая художница Карьяд придумала и нарисовала виммельбух «Жизнь Динозавров».

На нашем книжном рынке виммельбухи появились сравнительно недавно, но завоевали нашу любовь очень быстрыми темпами.

Эта технология позволяет увлечь любого современного ребенка (нормотипичного, с ограниченными возможностями здоровья и даже одаренных детей) процессом познания и создает предпосылки для развития восприятия, коммуникации и самостоятельности, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе.

«Виммельбух» имеет свои отличительные особенности: «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, такие книги имеют до 10 разворотов, напечатанных на плотном картоне, и большой формат. Однако существуют и более компактные книжечки, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало - чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). Иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.

Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые жизненные ситуации, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями. Это тренирует внимательность, способность к концентрации и память, расширяет словарный запас, развивает кругозор, улучшает фантазию.

Используя, виммельбух можно непринуждённо познакомить ребёнка с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, правилами движения, с эмоциями человека, с деятельностью человека, многое другое.

Как же читать такие книги? Включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать, и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами. Можно и не сидеть близко с ребёнком, достаточно быть рядом и задавать ему наводящие вопросы к его исследовательской деятельности, это надолго займёт ребёнка и позволит взрослым заниматься своими делами.

Вот несколько вариантов игр с виммельбухами:

• находить знакомые предметы, можно устроить соревнование "кто быстрее";

• искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

• составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

• сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;

• закрыть разворот после рассматривания и предложить ребёнку назвать то, что там было изображено.

Целью нашей педагогической деятельности является развитие и коррекция речи дошкольников, в том числе, с помощью книг-виммельбухов.

С помощью технологии «Виммельбух» можно решать множество задач, как общепедагогических, так и специальных коррекционных:

  • коррекция и автоматизация звуков;

  • развитие грамматической структуры и связной речи;

  • обогащение словаря;

  • развитие внимания, логики;

  • улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги;

  • формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации;

  • формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения

  • формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);

  • умение формировать свое отношение к увиденному.

Работа с виммельбухом  объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.

Используя данную технологию, педагог развивает психические процессы детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи.

Виммельбух также является помощником в работе над автоматизацией звуков, лексическими и грамматическими категориями. Поскольку  в нашей группе компенсирующей направленности есть дети с особенностями эмоционально-волевой сферы и преимущественным развитием зрительной памяти, эта технология очень актуальна.

Несмотря на отсутствие текста, любой виммельбух — долгоиграющая книга. В ней отсутствует единый сюжет. Глядя на яркие развороты, можно сочинять столько историй, сколько позволит фантазия. Изучение виммельбухов больше похоже на игру, поэтому является отличным способом провести время всей семьёй.

Для того, что бы "читать" Виммельбух - не нужно знать буквы и владеть чтением. Это ещё одно преимущество для малышей и дошкольников, которые пока не умеют читать.

Виммельбухи по праву считаются семейными изданиями, ведь сюжет создается при совместном просмотре, опираясь на индивидуальный жизненный опыт ребёнка. Недаром психологи так любят книги-картинки, и рекомендуют родителям почаще рассматривать их вместе с детьми.

Примерный план работы с иллюстрациями
 Рассматриваем книгу и говорим в чем ее особенность, чем она отличается от других книг;
 Играем с книгой: предлагаем детям интересные и разнообразные игровые задания. Например, игра "Искалочки" - дети ищут заданный предмет. Здесь учим детей строить сравнительные конструкции, точно обозначать словом черты сходства и различия (по величине, цвету, качествам).
 Знакомим детей с обобщающими понятиями: животные, птицы, игрушки, одежда, транспорт и т.д. - и учим употреблять их в речи.
 Формируем глагольный словарь: "Кто что делает?", "Кто больше назовет слов - действий" и т.д.
 Формируем словарь признаков: "О ком я говорю?" (описать героя словами - признаками), "Скажи, какая, какой".
 Автоматизируем звуки: "Найди все "рычащие" слова", "Найди все слова, в которых есть звук [ш]" и т.д.
 Тренировка счета: "Посчитай сколько собак нарисовано" и т.д.
 Ориентировка на плоскости: "Найди предмет по инструкции - он находится в верхнем левом углу" и т.д.
 Игра "Журналист" - ребенок принимает на себя роль журналиста, а взрослый отвечает на вопросы от имени персонажа. И наоборот. Здесь дети активно включаются в диалог, а взрослый использует такие приемы как добавление, пояснение, возражение.
 Создание ребенком собственной истории. Разглядывая иллюстрации вместе с ребенком, предлагаем ему придумать истории из жизни героев.

Сочиняем совместные истории по цепочке. Сначала сочиняем небольшую историю сами, затем придумываем начало, и просим ребенка продолжить историю с опорой на Виммельбух.
Можно предложить ребенку самому выбрать героя и рассказать про него историю. Задаём наводящие вопросы: почему? откуда? зачем? что произошло дальше? что было до этого? Подобные вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в иллюстрацию, сделать вывод. Они требуют развернутых ответов, а не кратких.

В группе у нас есть небольшая библиотека виммельбухов, это готовые книги или сделанные своими руками, разных лексических тем: «Морские обитатели», «В гостях у фермера», «Городок», «В деревне», «Школа», «Лесные жители», «Домашние животные», «Во дворе». Есть Виммельбухи - искалочки, на полях которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке. Как же работать с виммельбухами? «Ввключаем» фантазию и действуем по ситуации!

Заключение.

Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и становится образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Федерального Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.

Данная технология позволяет объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги). При этом педагог создает такие условия, что ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством учителя-логопеда, он становится исследователем и первооткрывателем. А это важнейшие навыки ребенка 21 века.