Тема «Методика воспитания физических качеств и двигательных способностей в младшем школьном возрасте».
ЗАДАНИЕ 1
1. Ознакомиться с учебной информацией по вопросу «Теоретические основы воспитания ФК и ДС».
2. Разработать план и конспект по предложенной информации с последующей формулировкой вывода.
ПЛАН.
Соц. обусловленность вос-я физческих качеств.
Основные физические качества:
Виды
Факторы
Закономерности развития физических качеств
Вывод
Соц. обусловленность вос-я физ. кач.
Содействие всестороннему и гармонич. развитию личности
Удовлетворение потребностей об-ва в физические всесторонне
развитых гражданнах
Повыш. физич. и умственной работоспособности, полной реализации творч. сил человека в интересах общества
Достиж. высокой устойчивости организма к соц. и экологич. условиям
Организующая основа вос-я физич. качеств-соц. требования, выраженные в норматив. ФП
Физические качества совокупность биологических и психических свойств человека выражающих его готовность осуществ. Активную двигат. дея-ть.
Основн. физ. качества:
Сила
выносливость
быстрота
ловкость
гибкость
Двигат. способности- функциональные особенности организма, определ. эффективность выполнения двигат. действия.
Виды:
Виды (Ляхов В.Н.)
Кондиционные (энергетические) Силовые способности Выносливость Скоростные способности Гибкость | Координационные (информационные) Способность к равновесию Способность к пространственной ориентировке Способность к дифференцированию параметров движений Способность к ритму |
К факторам определяющим уровень развития двигательных способностей, относят:
- наследственную программу возрастного развития человека
- врожденные задатки: анатомо-физиологические и психодинамические;
- социально-экологическую среду жизнеобитания человека – приобретенные задатки: экологические факторы и социально-педагогические (целенаправленные педагогические воздействия).
Закономерности развития физ. качеств.
1.Гетерохронность (разновременность) развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур (сенситивные периоды). Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то результат совершенствования в развитии соответствующих физических способностей значительно превысит достижения в периоды их относительной стабилизации. Каждая физическая способность имеет свой сенситивный период развития.
2.Этапность развития показывает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне необходимо изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения.
Развитие физических способностей при относительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.
3.Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выделяются четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывания), повышенной работоспособности, относительной стабилизации, временного снижения (эффект последействия).
4.Перенос развития – наличие взаимосвязи между развитием отдельных двигательных способностей.
Вывод:
Основным средством развития двигательных способностей детей являются физические упражнения. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Проблема воспитания физических способностей - одна из наиболее значимых в педагогике и методике физического воспитания. Она становится все более важной для практики воспитания всесторонне развитой личности, так как непосредственно связана с подготовкой школьника к жизни, труду и защите родины, выбором профессии, ориентацией и отбором для занятий определенными видами спорта.
ЗАДАНИЕ 2.
1. Законспектировать сведения о воспитании силы и силовых способностей по плану:
- понятия;
- виды;
- средства и методы воспитания;
- методические особенности.
2. Выполнить практическую работу, в соответствии с заданием.
Основы воспитания силы и силовых способностей.
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.
Внешние факторы: величина отягощений внеш. условия, расположение тела его звеньев в пространстве.
В
Сила
нутренние факторы: функциональное состояние мышц, психич. состояние
Силовые способности
Собственно силовые
Скоростно-силовые
Виды силовых способностей:
Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в статических и медленных движениях.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми в упражнениях со значительной скоростью.
Основные задачи вос-я силы в младшем школьном возрасте
Обеспечить гармоничное развитие всех мышеч. Групп
Содействовать образованию прочного мышечн. корсета
Укрепить дыхат. мускулатуру
Средства развития силовых способностей - упражнения с повышенным внешним сопротивлением, они подразделяются на основные и дополнительные средства.
Основные средства | Дополнительные средства |
1. Упражнения с весом внешних предметов. 2.Упражнения, отягощенные весом собственного тела. 3. Упражнения с использованием тренажерных устройств. 4. Статические упражнения. 5. Рывково-тормозные упражнения. | Упражнения с использованием внешней среды. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.). Упражнения с противодействием партнера. |
Требования к использованию силовых упражнений в н.шк.
Не следует использовать упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз.
Предельная величина отягощения не должна превышать 1/3–1/2 веса собственного тела.
Особое внимание уделять развитию крупных мышеч. Групп, от которых зависит правильная осанка.
Силовые упражнения выполняются в конце основной части учебного занятия, чередуются с упражнениями на расслабление и растягивание, частота занятий силовой направленности - до трех раз в неделю.
Ср-ва развития силы
собственно силовые | скоростно-силовые |
- Упражнения с максимальными усилиями - Упражнения с непредельными отягощениями - Статические упражнения | - Упражнения с преодолением веса собственного тела - Упражнения с внешними отягощениями |
Упражнения с весом собственного тела |
- подтягивание в висе, сгибание - разгибание рук в упоре лежа, вис на согнутых руках. - в положении лёжа на спине поднимание прямых ног, поднимание туловища - в положении лежа на животе: поднимание ног, «лодочка» - приседания, прыжки из приседа, прыжки в длину с места. |
Основным методом развития силы и силовых способностей в младшем школьном возрасте является
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Содержание | Дозировка | ОМУ |
. Ходьба с заданием. - на носках, руки в стороны; - на внешней стороне стопы, руки на пояс; - в полу приседе, руки на колени; - в полном приседе; 6). Перестроение. ОРУ с набивными мячами на месте: 1. И.п. – стойка ноги врозь, мяч перед грудью. 1 – мяч вперёд, наклон головы вправо; 2 - И.п.; 3 – то же влево; 4 - И.п. 2. И.п. - то же, мяч вперёд. 1-2 - круговые вращения головы вправо; 3-4 – то же влево. 3. И.п.- то же, мяч перед грудью. 1 – мяч вверх; 2 - И.п.; 3 – мяч вниз; 4 – И.п. 4. И.п.- широкая стойка, мяч вверх. 1-4 – круговые движения рук в плевом суставе вправо; 5-8 – то же влево. 5. И.п. – то же, мяч вниз. 1 – наклон туловища вперёд, коснуться мячом пола; 2 – коснуться мячом пола за спиной; 3 – то же перед собой; 4 – И.п. 6. И.п. – то же. 1-4 – круговое вращение туловища вправо; 5-8 – то же влево. 7. И.п. – стойка ноги врозь, мяч перед грудью. 1 – поворот туловища вправо, мяч вперёд; 2 – И.п; 3 – то же влево; 4 – И.п. 8. И.п. – то же, мяч вперёд. 1 – мах правой, коснуться носком мяча; 2 – И.п.; 3 – то же левой; 4 – И.п. 9. И.п. – стойка ноги врозь, мяч перед грудью. 1 – подбросить мяч 2 – присед, поймать мяч; 3 – подбросить мяч; 4 – встать, поймать мяч. 10. И.п. – присед, мяч перед грудью. 1 – прыжок вправо; 2 – И.п.; 3 – то же влево; 4 – И.п. 11. Отжимания И.п. – упор лёжа, мяч на полу. | 3 мин 0.5 круга 0.5 круга 0.5 круга 0.5 круга 30 сек 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 5 раз – дев. 8 раз – маль. | Спина прямая. Взгляд направлен вперёд, руки не сгибать Спина прямая. Колени развести, стопы ставить наружной частью Спина прямая. Взгляд направлен вперёд Спина прямая. Взгляд направлен вперёд «Набивные мячи взять и продолжить движение» «Через центр зала в колонну по три, марш!» «Направляющий на месте, левой, левой, раз, два, три!» «Класс, на месте, стой, раз, два!» «Нале-во, раз, два!» «От направляющего, разомкнись!» Спина прямая Спина прямая, руки не сгибать Спина прямая Спина прямая, амплитуда движений полная. Руки не сгибать Ноги в коленях не сгибать Руки не сгибать, амплитуда движений полная Спина прямая Ноги в коленях на сгибать, руки прямые Подбросить мяч как можно выше. Пятки от пола не отрывать Спина прямая Туловище и ноги составляют прямую линию |
7). Перестроение. 8). Броски набивного мяча «от груди». - То же, но на самый длинный бросок. - Броски набивного мяча «снизу». - То же, но на самый длинный бросок. - Броски набивного мяча «из-за головы». - То же, но на самый длинный бросок. 10). Игра «Точно в цель». Учащиеся делятся на две команды. Становятся по разные стороны на баскетбольной штрафной линии. На центральной линии по середине, лежат 3 набивных мяча. Задача игроков – с помощью волейбольных мячей сбить набивные мячи в сторону соперника, да так, чтобы набивные мячи докатились до их территории, т.е. до штрафной линии. | 30 сек 3 раза 1 раз 3 раза 1 раз 3 раза 1 раз 7 мин | «Класс, напра-во, раз, два!» «За направляющим в колонну по одному в обход налево шагом, марш!» «Направляющий на месте, левой, левой, раз, два, три!» «Класс, на месте, стой, раз, два!» «Нале-во, раз, два!» «Класс, от направляющего, разомкнись!» И.п. – стойка ноги врозь, мяч перед грудью. Выполняются броски по одному, начинает направляющий. Когда все выполнят-собирают мячи Замах — ноги чуть сгибаются в коленях, плечи и туловище немного отклоняются назад, туловище принимает положение натянутого лука, центр тяжести смещается на пятки Бросок — центр тяжести рывком обеих ног перемещается с пяток на носки, одновременно туловище и плечи резко подаются вперед, руки стремительно выпрямляются и выпускают мяч по траектории вперед-вверх в сторону цели Особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев Выполняется бросок по двое и замеряется самый длинный бросок среди всех учеников, но не у каждой пары, а на выбор И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу. Выполняются броски по одному, начинает направляющий. Когда все выполнят-собирают мячи Замах – согнуть ноги в коленном суставе, немного наклонить туловище вперёд, мяч завести между ног назад Бросок – центр тяжести рывком обеих ног перемещается на носки, одновременно туловище выпрямляется, ноги разгибаются, выполняется движение руками вперёд, мяч выпускается по траектории вперёд-вверх. Контролируется бросок, чтобы ни у кого не получилось срыва и заброса мяча назад или броска его точно вверх Выполняется бросок по двое и замеряется самый длинный бросок среди всех учеников, но не у каждой пары, а на выбор И.п. – стойка ноги врозь, мяч вверх. Выполняются броски по одному, начинает направляющий. Когда все выполнят-собирают мячи Замах – руки немного согнуть в локтях, мяч завести за голову, туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях, центр тяжести переносится на пятки Бросок – центр тяжести перемещается на носки, туловище выпрямляется, ноги разгибаются, поднимаясь на носки, выполняется движение руками вперёд, мяч выпускается по траектории вперед-вверх Выполняется бросок по двое и замеряется самый длинный бросок среди всех учеников, но не у каждой пары, а на выбор «Класс, мячи убрать!» «На первый-второй, рассчитайсь!» Правила: Игра начинается по сигналу. Если один из набивных мячей закатывается за линию противника, то команда, сумевшая это сделать, получает 1 очко. Закатившийся мяч убирается, в игре остаются 2 мяча, которые снова выравниваются по центру, и игра продолжается 3-4 партии (по 1,5-2 мин). |
Тема «Методика воспитания физических качеств и двигательных способностей
в младшем школьном возрасте».
ЗАДАНИЕ 1
1. Законспектировать сведения о воспитании быстроты и скоростных способностей по плану:
- понятия;
- виды;
- средства и методы воспитания;
- методические особенности.
2. Выполнить практическую работу, в соответствии с заданием.
Основы воспитания быстроты и скоростных способностей
у детей младшего школьного возраста
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимально короткий отрезок времени.
Скоростные способности - комплекс функциональных свойств организма, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Скоростные способности |
Элементарные формы | Комплексные формы |
быстрота двигательной реакции скорость одиночного движения частота (темп) движений. | |
Средства воспитания скоростных способностей
упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью, они подразделяются на следующие группы:
Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей (например: быстроту реакции, скорость выполнения отдельных движений, улучшение частоты движений)
Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например: спортивные и подвижные игры, эстафеты)
Упражнения сопряженного воздействия
Методы воспитания скоростных способностей
Благоприятный период развития скоростных способностей от 7 до 11 лет
Специфические условия деятельности:
максимальная интенсивность и непродолжительность
повышенная работоспособность;
высокая эмоциональность;
желание выполнить упражнение на заданный результат
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание - подобрать подвижные игры (2-3) и эстафетные задания (2-3) для развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста, с учетом специфических условий деятельности; записать игры и эстафеты в карточке:
- Название игры (эстафеты);
- Педагогические задачи;
- Место проведения;
Инвентарь и оборудование.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
1.Название: «Точный расчет»
Педагогические задачи :
-обучающая – учить подвижной игре, направленной на развитие скоростно-силовой способности;
- развивающая – развивать познавательный интерес к подвижным играм.
- воспитательная – воспитывать чувство ответственности и соблюдение правил взаимодействия с игроками
Место проведения: спортивный зал, специально оборудованная для занятий площадка или на улице.
Инвентарь и оборудование:
Для учителя: мел.
Для ученика: не нужно.
Описание:
Для каждой команды на земле чертят круг диаметром 40—60 см. В него с завязанными глазами становится играющий команды. Его задача, выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.
2. Название : «Гуси-лебеди»
Педагогические задачи:
-обучающая: упражнять в беге с увертыванием, в ловле.
- развивающая: развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции.
- воспитательная: воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.
Место проведения: спортивный зал, специально оборудованная для занятий площадка, а также проводится на улице.
Инвентарь и оборудование: не нужно.
Описание:
Чертятся две линии на расстоянии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.
Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!
После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.
После двух-трех таких «перелетов» выбирается но вый волк
, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.
ЭСТАФЕТЫ.
1. Название: «Передал - садись!»
Педагогические задачи;
-обучающая: познакомить детей с новыми спортивными играми.
- развивающая: развивать умение приема и передачи мяча.
- воспитательная: воспитывать морально-волевые качества- смелость, честность, коллективизм, ответственность.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: мячи.
Описание:
Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
2.
Название: «Командная эстафета на местности»
Педагогические задачи;
-обучающая: закрепить строевую подготовку
- развивающая: развивать скоростно-силовые способности, развивать выносливость
- воспитательная: воспитывать ответственность, целеустремленность, смелость и чувство патриотизма.
Место проведения: площадка вокруг школы.
Инвентарь и оборудование: секундомер, мини-брусья, мешочки с песком, набивные мячи.
Описание:
участники делятся на две команды. Затем обе команды проводят осмотр местности, по которой будет проходить путь эстафеты, а также те препятствия, которые им необходимо будет преодолеть. По возможности на каждом этапе ставится судья. После этого команды проводят жеребьёвку, и одна из команд выходит на старт. Финиш определяется по последнему игроку. Затем стартует вторая команда. Результаты обеих команд фиксируются по секундомеру и в конце эстафеты сравниваются с учётом штрафных очков.
Препятствия в эстафете определяются с учётом спортивного оборудования, находящегося на площадке.
Между препятствиями команда передвигается бегом.
ЗАДАНИЕ 2
1. Законспектировать сведения о воспитании выносливости по плану:
- понятия;
- виды;
- средства и методы воспитания;
- методические особенности.
2. Выполнить практическую работу, в соответствии с заданием.
Основы воспитания выносливости у детей младшего школьного возраста
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность.
Значение выносливости:
Постоянно проявляется в жизненной практике
Определяет возможности человека длительно выполнять любую физическую работу
Характеризует его аэробные способности (способность использовать кислород для энергообеспечения), которые являются показателями физического здоровья.
Виды выносливости:
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее называют аэробной выносливостью.
Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Специальная выносливость классифицируется:
- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
- по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
- по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Ср-ва вос-я выносливости |
Общая (аэробная) выносливость | Специальная выносливость |
-зоны умеренной и большой мощности работ - продолжительность от нескольких минут до десятков минут - работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. | -функционирование большой группы мышц; - предельная и околопредельная интенсивность. |
Основными методами развития общей выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Благоприятный период развития выносливости у младших школьников варьируется в зависимости от условий двигательной деятельности в пределах от 8 до 11 лет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Нагрузка:
- продолжительность упражнений – 30 секунд;
- время прохождения круга – 5 минут;
- количество кругов: 2 круг;
- продолжительность отдыха между кругами 5 мин. до пульса 110 уд/мин;
- интенсивность упражнений - умеренная.
1)Прыжки толчком двух ног с продвижением вперед через гимнастическую скамейку.
2)Прыжки через набивные мячи на двух ногах (8 мячей)
3)Выпрыгивания из положения седа на полу
4) Бег
6) Отжимания от пола
6) И.п. - набивной мяч внизу, ноги шире плеч. Метание мяча вперёд-назад
7) Прыжки на двух ногах через скакалку
ЗАДАНИЕ НА 30.03 – 04. 04. 2020г.
Тема «Методика воспитания физических качеств и двигательных способностей в младшем школьном возрасте».
ЗАДАНИЕ 1.
1. Законспектировать сведения о воспитании двигательно-координационных способностей у детей МШВ, по плану:
- понятия;
- виды;
- средства и методы воспитания;
- методические особенности.
2. Выполнить практическую работу, в соответствии с заданием.
Основы воспитания двигательно-координационных способностей
у детей младшего школьного возраста
Ловкость – способность человека рационально (быстро, оперативно, целесообразно) осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Характеристика ловкости:
- сложное многокомпонентное (комплексное) двигательное качество;
- характеризуется возможностью управлять движениями в пространстве и времени;
- проявляется при преодолении координационных трудностей;
- является основой двигательно-координационных способностей.
Координация (лат. согласовывать, упорядочивать) - способность человека рационально согласовывать движения отдельных частей тела при решении конкретной двигательной задачи.
Под двигательно-координационными способностями (ДКС) понимают возможности индивида быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. оптимально, управлять и регулировать двигательные действия, наиболее совершенно решая двигательные задачи.
Виды координационных способностей.
I группа - способность к пространственной ориентировке;
II группа - способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
III группа - способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;
IV группа - способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.
К средствам воспитания координационных способностей относят:
-общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера,
-естественные движения: бег, различные прыжки, метания, лазания;
-подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт;
- упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Методы развития координационных способностей:
1) стандартно-повторного упражнения;
2) вариативного упражнения;
3) игровой;
4) соревновательный.
Благоприятный период: с 7 до 11-12 лет.
Воспитание координационных способностей требует реализации методических подходов:
- обучения новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности (прекращение их разучивания неизбежно снизит способность к их освоению);
- воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;
- повышения пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;
- преодоления нерациональной мышечной напряженности;
Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:
а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении сильно снижается четкость мышечных ощущений;
в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
ЗАДАНИЕ НА 06.04 – 11. 04. 2020г.
Тема «Методика воспитания физических качеств и двигательных способностейв младшем школьном возрасте».
ЗАДАНИЕ 1.
1. Ознакомиться с содержанием учебника по вопросу «Гибкость» (учебник А.П.Матвеева «Методика физического воспитания», стр. 35-36).
2. Составить подробный план учебной информации.
3. Разработать конспект по теме «Основы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста»
План:
1. Понятие «гибкость»
2. Виды гибкости
3. Методы
4. Средства развития гибкости
5. Методические требования
Гибкость - физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений.
Виды гибкости:
1) Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил.
2) Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав.
3) Общая гибкость характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата
4) Специальная гибкость характеризуется амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
Благоприятный период от 6-11 лет.
Методы:
В основном используется повторный метод, при котором упражнение на растягивание выполняются сериями.
Средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые движения) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера.
Методические требования:
- перед выполнением упражнений на растягивание следует хорошо «разогреть» организм, чтобы избежать травм;
- преимущественно развивать подвижность в тех суставах, которые играют ведущую роль в жизненно необходимых действиях: плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах кисти;
- амплитуду движений следует увеличивать постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий на соответствующие мышцы и суставы;
- между сериями упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабления мышц.
Практическая работа
«Развитие двигательно-координационных способностей у младших школьников»
Задание.
1
Двигательно- координационные способности
. Используя учебник А.П.Матвеева «Методика физического воспитания», стр. 30 – 33 составить схему видов ДКС;
Способность к пространственной
ориентировке
Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений
Способности поддерживать равновесие
Подразумевает
1. сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий(ситуаций) 2.умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этим изменениями.
Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощением, где вес предметов строго дозируется.
Различают : 1.Статическое 2.Динамическое
2. подобрать упражнения или задания для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста (по 1-2 для каждого вида), оформить таблицу .
№ | Вид ДКС | Упражнение или задание | Указания по практическому применению |
1 | Способность к пространственной ориентировке | Подвижная игра «Пятнашки» | Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными. |
2.Заморозка | Заморозка бегает по полю, дотрагивается до остальных участников. Тот, до кого дотронулись Заморозка, замирает (леденеет), пока к нему не подойдёт (подбежит) другой участник и дотронется до замороженного. |
2 | Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений | Подвижная игра «С кочки на кочку» | Перед каждым прыжком нужно слегка сгибать ноги, прыгать мягко, на носках. Взрослый следит также за сохранением интервала между детьми, чтобы они не наталкивались друг на друга. |
2.Море волнуется раз | Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура (назвать какая) на месте замри! Когда водящий говорит эти слова, игроки должны двигаться. Дети кружатся, качаются, танцуют. Когда они слышат, какую фигуру назвали, то останавливаются. Их задача — изобразить этот предмет или живое существо. Игроки после того, как приняли позу не должны двигаться. |
3 | Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие | 1."Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.) | формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела |
| | Подвижная игра «Кузнечики» | Следить за правильностью выполнения, дать указания при необходимости. Обратить внимание на ошибки техники выполнения. |