Конспект урока
Литературное чтение
2 класс
Дата:_______________
Преподаватель: Патлахова К.В.
Урок№ 54
Тема: Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов.
Цели: раскрыть характерные художественные особенности в изображении образа зимы в поэтических произведениях, в произведениях живописи
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь работать с произведением до чтения; учиться поисковому чтению; передавать интонацией своё отношение к читаемому.
Метапредметные:
познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка;
коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли;
Личностные: принятие нравственно-этического опыта; выражение положительного отношения к процессу познания.
Оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Пересказ рассказа Г. Скребицкого и В.Чаплиной “Как белочка зимует”. )
2.Речевая разминка
- Прочитайте шепотом и медленно,
- громко и уверенно
- Прочитайте с ускорением;
- Интонацией восхищения.
Всё в глазах белым бело, Всюду снега намело, Нет дороги, нет пути, Ни проехать, ни пройти. Белый пух накрыл дома - Виновата в том зима. |
3. Работа с таблицей Шульте
Цель работы с таблицами Шульте на уроках чтения — развитие навыков скорочтения. Необходимо непрерывно провести линии от 1 до 25
III. Самоопределение к деятельности
- Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима. По-разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную Русская красавица-зима – искрящаяся сверкающая – очаровывает и берет в свой сказочно-снежный плен каждого, кто хоть раз побывал в ее холодно-прекрасных владениях.
- Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины, они чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, художники – в красках, композиторы – в звуках.
- Рассмотрите картины художников.
| |
А. А. Пластов — «Первый снег» | И. Вельц «Зимнее солнце» |
- Как изобразили художники в своих картинах образ зимы?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Какие цели мы перед собой поставим
.IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с картиной А. А. Пластов — «Первый̆ снег».
-Рассмотрите эту картину.
-Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину?
- Какое время суток изобразил художник.
- Аркадий Пластов (1893-1972) родился в Ульяновской области и почти всю жизнь прожил в родном селе. Темы и сюжеты его живописи заимствованы из деревенского быта: полевые работы, мед и цветы, домашние животные, смена времен года. Приближение зимы мы видим на картине «Первый снег»: все белым-бело, дети выбежали на крыльцо, едва натянув валенки и прикрыв голову. Ну и пусть снег сырой и рыхлый. Скорее бы закончилась серая осень, скорее бы зима!
2. Знакомство с картиной Н. П. Крымов — «Зимний пейзаж».
Любимой темой пейзажиста Николая Крымова (1884-1958) были жаркие, нагретые палящим солнцем летние дни. Но писал он все времена года, ведь немалую часть жизни художник прожил в маленьких подмосковных селах и городках.
Крымов поэтизировал типичный среднерусский ландшафт, при этом всегда интересовался светом и его воздействием на предметы. Вот и эту картину заливает холодный зимний свет: в ясный день он отражается от снега, и это мягкое сияние сглаживает различие фактур стены дома, сугробов, ледяной горки и одежды ребят – разница видна, но не подчеркивается.
Эта картина примечательна и тем, что Крымов редко включал в пейзаж изображения людей. Дети играют, но само полотно пронизывают свойственные художнику оптимизм, покой и уравновешенность, как будто мир замер в момент абсолютной гармонии.
3. Описание картин по плану
План описания картины: 1. Вступление. - Автор картины. - История её написания. 2. Основная часть. - Что изображено на картине. - Что находится на переднем и заднем плане, - Основные герои картины. - Основные цвета (краски) и почему художник выбрал именно их. 3. Заключение. - Своё отношение к картине. |
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
VI. Закрепление изученного материала
Знакомство с стихотворение Я. Акима “Первый снег”
Какую картину можно нарисовать?
- Прочитайте, как поэт описывает первый снег?
- А что уже успел сделать снег?
VII. Рефлексия
— Покажите большой палец, если вы поняли тему урока.
— Указательный, если над этой темой ещё нужно поработать.
— Мизинец, если тема совсем не поддаётся.
VIII. Подведение итогов урока
-Мы познакомились с произведениями русских поэтов и художников, какой одной темой объединены все три произведения?
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение?
Домашняя работа:
Подготовить рисунок к стихотворению Я. Акима “Первый снег”.
Всё в глазах белым бело, Всюду снега намело, Нет дороги, нет пути, Ни проехать, ни пройти. Белый пух накрыл дома - Виновата в том зима. | | | | План описания картины: 1. Вступление. - Автор картины. - История её написания. 2. Основная часть. - Что изображено на картине. - Что находится на переднем и заднем плане, - Основные герои картины. - Основные цвета (краски) и почему художник выбрал именно их. 3. Заключение. - Своё отношение к картине. | А. А. Пластов — «Первый снег» | | | | И. Вельц «Зимнее солнце» | | Всё в глазах белым бело, Всюду снега намело, Нет дороги, нет пути, Ни проехать, ни пройти. Белый пух накрыл дома - Виновата в том зима. | | | | План описания картины: 1. Вступление. - Автор картины. - История её написания. 2. Основная часть. - Что изображено на картине. - Что находится на переднем и заднем плане, - Основные герои картины. - Основные цвета (краски) и почему художник выбрал именно их. 3. Заключение. - Своё отношение к картине. | А. А. Пластов — «Первый снег» | | | |