Урок № 4
Тема: Сказка как особый жанр фольклора.
Цели: Формирование представления о сказках как жанре фольклора; обобщение
знаний о видах сказок, их особенностях. Развитие умения планировать свою
деятельность, искать и использовать необходимый материал; умение
самостоятельно и аргументированно доказывать свои действия, строить
логическое рассуждение. Воспитывать патриотизм через интерес к истокам
национального становления и развития устного народного творчества.
Задачи: Расширить знания обучающихся о русских народных сказках, как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях.
Ознакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.
Упражняться в определении жанров устного народного творчества, кратком конспектировании.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению.
Предварительное задание
Подготовить презентации по темам:
Сказки о животных.
Волшебные сказки.
Герои волшебных сказок. Баба Яга.
Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
Социально-бытовые сказк
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие. Зачитывание учителем эпиграфа к уроку с доски.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
А.С.Пушкин.
Объяснение эпиграфа учениками. Запись числа и темы урока.
2. Постановка цели урока. Слово учителя.
- Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, пробуждают творческое воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.
- По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.
3. Выступления учеников.
Презентация «Сказки о животных»
- Назовите, какие сказки о животных вы знаете? Кто ваш любимый герой? Какую сказку вы захотели прочитать самостоятельно?
Презентация «Волшебные сказки»
- Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.
Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»
- Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.
4.Физкультминутка.
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»
- Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?
Презентация «Социально-бытовые сказки»
- Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?
5. Заполнение таблицы
6. Итог урока. Высказывания обучающихся о проделанной работе:
- я узнал новое…
- самое интересное было…
- мне понравилось…
- я обязательно прочитаю сказку…
7. Домашнее задание:
Закончить таблицу
Прочитать сказку «Царевна-лягушка»- Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает.
8. Выставление оценок за урок.