СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Сказка как особый жанр фольклора. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сказка как особый жанр фольклора. 5 класс»

Урок № 4

Тема: Сказка как особый жанр фольклора.

Цели: Формирование представления о сказках как жанре фольклора; обобщение

знаний о видах сказок, их особенностях. Развитие умения планировать свою

деятельность, искать и использовать необходимый материал; умение

самостоятельно и аргументированно доказывать свои действия, строить

логическое рассуждение. Воспитывать патриотизм через интерес к истокам

национального становления и развития устного народного творчества.


Задачи: Расширить знания обучающихся о русских народных сказках, как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях.

Ознакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.

Упражняться в определении жанров устного народного творчества, кратком конспектировании.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению.


Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

Сказки о животных.

Волшебные сказки.

Герои волшебных сказок. Баба Яга.

Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.

Социально-бытовые сказк

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Зачитывание учителем эпиграфа к уроку с доски.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

А.С.Пушкин.

Объяснение эпиграфа учениками. Запись числа и темы урока.


2. Постановка цели урока. Слово учителя.

- Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, пробуждают творческое воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.


Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.


Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.


- По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.


3. Выступления учеников.

Презентация «Сказки о животных»


- Назовите, какие сказки о животных вы знаете? Кто ваш любимый герой? Какую сказку вы захотели прочитать самостоятельно?


Презентация «Волшебные сказки»

- Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.


Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

- Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.


4.Физкультминутка.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.


Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

- Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?


Презентация «Социально-бытовые сказки»

- Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

5. Заполнение таблицы


6. Итог урока. Высказывания обучающихся о проделанной работе:

- я узнал новое…

- самое интересное было…

- мне понравилось…

- я обязательно прочитаю сказку…

7. Домашнее задание:

Закончить таблицу

Прочитать сказку «Царевна-лягушка»- Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает.

8. Выставление оценок за урок.