СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема § 83. Накануне Второй мировой войны.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема § 83. Накануне Второй мировой войны.»

План урока

Группа №_____________

Дата__________________

Преподаватель: Мамамова З.А.

Предмет: ИСТОРИЯ

Тема:  § 83. Накануне Второй мировой войны.



Цели занятия:

Образовательная: выяснить политическую и экономическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны; 



Развивающая: продолжить формировать умение анализировать исторические документы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение организовывать свою работу в группе,


Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, неприятия тоталитарных режимов.  


Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

План урока:


I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала


1. В чем, на ваш взгляд, состояли причины установления в СССР единоличной власти И. В. Сталина?

2. Назовите причины массовых репрессий. Какие последствия они имели?

3. Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из репрессированных в 30-е гг. XX в.

4. Какие социальные процессы происходили в СССР? Какое значение имело стахановское движение?

5. Каковы были итоги развития СССР в 30-е гг.?



III. Изложение нового программного материал.


1.Мир в конце 30-х гг. XX в.

2.Германо-советский договор.

3.Военно-политические планы сторон.


IV. Закрепление пройденного материала.


1. Какова была расстановка сил в мире накануне Второй мировой войны? - Что препятствовало обузданию стран-агрессоров?

2. Как был заключен советско-германский договор? - Каковы были его условия? Каковы были последствия договора?

3. Охарактеризуйте военно-политические планы сторон накануне войны.

4. Историки спорят о том, какая сторона больше выиграла от заключения советско-германского договора 23 августа 1939 г. Аргументировано выскажите свою точку зрения по данной проблеме.


Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок_______________________________________________



Тема: § 83. Накануне мировой войны.

План:

1.Мир в конце 30-х гг. XX в.

2.Германо-советский договор.

3.Военно-политические планы сторон.


1.Мир в конце 30-х гг. XX в. Еще при заключении в 1919 г. Версальского мирного договора многие политики говорили, что это не мир, а перемирие. Германия была поставлена в унизительное положение, но сохраняла при этом потенциал для попыток пересмотра договора. Были и другие силы, готовые развязать войну. В период кризиса 1929 —1933 гг. попытки решить проблемы с помощью войны усилились. В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию, в 1935 г. Италия — Эфиопию. С приходом к власти в Германии А. Гитлера в 1933 г. эта страна стала главным источником военной опасности. Гитлер не скрывал своих намерений завоевать «жизненное пространство».

Агрессивные государства — Германия, Италия и Япония с зависимыми от них странами составляли первый центр силы. Вторым центром являлись Великобритания, Франция и США, стремившиеся сохранить господствующее положение в мире, удержать власть над колониями. Однако при этом они не желали портить отношения со странами-агрессорами и по существу потворствовали им, лелея надежду направить агрессию против других — СССР, Китая.

Третьим центром силы был Советский Союз. СССР стремился к союзу с Францией и Великобританией для совместного противодействия Германии. Но западные державы рассматривали Германию как противовес СССР и коммунистическому движению, которое считали опасностью номер один. Так, заместитель премьер-министра Великобритании лорд Галифакс в беседе с Гитлером в ноябре 1937 г. назвал Германию «бастионом Запада против большевизма». В свою очередь, советское руководство не доверяло лидерам западных стран, опасалось, что они, как и в Первую мировую войну, видят в России лишь поставщика «пушечного мяса».

В результате с 1938 г. Гитлер перешел к решительным действиям, захватив Австрию, Судетскую область Чехословакии, а затем и всю Чехословакию. Вскоре Германия предъявила Польше требования о передачи ей путей через Польский (Данцигский) коридор (земли между основной частью Германии и Восточной Пруссией).

2.Германо-советский договор. В этих условиях Великобритания и Франция были вынуждены принять предложение СССР о заключении договора о взаимопомощи. Но в Москву отправили второстепенных чиновников, не имевших полномочий для заключения договора. Главным препятствием, однако, стала позиция Польши: советские войска могли вступить в борьбу с Германией, лишь пройдя через территорию этой страны, на что та категорически не соглашалась, а западные страны не предприняли ничего для изменения этой позиции. Переговоры были сорваны.

В этих условиях СССР принял предложение Германии о переговорах. 22 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностранных дел Германии И. Риббентроп для переговоров с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым. 23 августа был подписан советско-германский договор, получивший неофициальное название пакт Молотова — Риббентропа. Обе стороны обязались воздерживаться от нападения друг на друга. Согласно секретному протоколу к договору были разграничены сферы интересов в Европе. К сфере интересов СССР относились Эстония, Латвия и часть Польши, к сфере интересов Германии — часть Польши и Литва. Позже Литва была отнесена к сфере интересов СССР.

Пакт Молотова — Риббентропа сорвал попытки Запада направить германскую агрессию исключительно против СССР. Одновременно он нанес смертельный удар по союзу Германии и Японии. Именно в период заключения пакта шли советско- японские бои на реке Халхин-Гол. Вскоре японцы потерпели там поражение.

3.Военно-политические планы сторон. Руководство Германии еще в 1937 —1938 гг. взяло курс на развязывание большой войны. Однако среди лидеров рейха не было единства по ряду вопросов. Одни планировали напасть на СССР, заручившись поддержкой Запада. Другие считали ближайшей целью полную отмену Версальского договора, для чего нужно было нанести удар на Западе. Нацисты понимали, что для Германии война на два фронта неизбежно закончится поражением, поэтому надо было как можно быстрее разбить противника на одном из направлений. Это, а также нехватка ресурсов породили идею блицкрига — молниеносной войны.

После поражений на озере Хасан и реке Халхин-Гол и заключения советско-германского договора японское правительство предпочло «южный» вариант экспансии — захват владений США и европейских держав на Тихом океане и в Азии. Советское правительство прилагало все усилия для укрепления обороноспособности страны. Особое внимание уделялось ускоренному развитию военной промышленности.

Создавались крупные государственные резервы, строились предприятия-дублеры на Урале, в Поволжье, Сибири, Средней Азии.

Планы западных держав в основном были связаны с надеждой остаться в стороне в ходе столкновения агрессоров с СССР и другими странами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. Какова была расстановка сил в мире накануне Второй мировой войны? - Что препятствовало обузданию стран-агрессоров?

2. Как был заключен советско-германский договор? - Каковы были его условия? Каковы были последствия договора?

3. Охарактеризуйте военно-политические планы сторон накануне войны.

4. Историки спорят о том, какая сторона больше выиграла от заключения советско-германского договора 23 августа 1939 г. Аргументировано выскажите свою точку зрения по данной проблеме.