СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока : Развитие речи . Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : Развитие речи . Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень"»

Тема урока : Развитие речи . Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень"

Тема урока: Развитие речи. Обучающее сочинение по картине

Цель: Цели урока: 
1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания 
по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению. 
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему "Осень". 
3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли;

анализировать, де­лать выводы, сравнивать;

воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: фонотека с  циклом П.И. Чайковского "Времена года"; учебник по русскому языку.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

 

— Отгадайте . О чем идет речь .

Бывает холодная и теплая , бывает сухая и дождливая, а еще морозная и капризная . 

— Напишите слова, которые отвечают на вопрос какая?

 

 

— Отгадайте еще одну загадку.

Неизвестно , где живет.

Налетит—деревья гнет.

Засвистит—по речке дрожь,

Озорник , а не уймешь ?


— Ветер какой?

— Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?.

 

2. Минута чистописания.

 


Наступила золотая осень.

 Найдите основу предложения.

 

Погода. 

 

 

Безударная гласная О, которую нужно запомнить.

Погода (какая?)холодная,

 теплая…

 

 

 

 

 

(Ветер.)

Холодный, ласковый, морской.

Они уточняют, описывают предметы.


Осень наступила.

осмысление необходимости бережного отношения к учебной литературе

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

 

III. Самоопределение к деятельности

 

— Какое сейчас время года?

— Скажите, осень какая?

— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?

 

 

 

 

— Нравится ли вам золотая осень? Почему?

— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

— Послушайте стихи замечательной русской поэтессы Е. Благининой (Учитель читает стихотворение.)

Если встанешь на заре -

Крыши в сером серебре…

Длинно тень ложится , .Долго лист кружится ...


_Сейчас мы послушаем музыку из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Отрывок называется «Осень».


— Что вы представили, когда слушали музыку?

— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень. Не в музыке и в стихах , а в собственных сочинениях .

Осень.

Холодная, дождливая.

 

Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной.

 

 Слово золотая употреблено в переносном значении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ­Ответы детей.

(Мы почувствовали легкое дуновение ветра . Шелест падающей листвы.  

 Услышали беспокойное чириканье птиц…)

 

 

 

 

 


высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

 

IV. Физминутка

 

 

 

V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39).

 

— Прочитайте задание.

--Что нам поможет написать сочинение об осени?

 

— Что такое репродукция?

 

 

Работа по картине "Золотая осень" - под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова. 
· Ваши впечатления от представленных картин? 
· Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие? 
· Какие краски здесь преобладают? 
4. Рассказ о художнике. 

Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие. 
Работа по картине.

- Ребята, что стоит справой стороны в густой траве?

- По высоте, какие это деревья?

- Какого цвета листья?

- Какие ещё цвета выделяются на деревьях?

- У какого дерева оранжевые листья?

- Как склонились ветки?

.

- Ребята, что мы видим слева?

- Что мы видим за тропинкой?

- Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона . Картина написана яркими красками. В зеленой траве и золотой чаще деревьев все еще чувствуется дыхание жизни.

 


5. Собирание рабочих материалов. 
· Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.

Что изображено

Рабочие материалы

Осень

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, 

Лес

Необычный, похож на сказку, 
таинственный, загадочный,

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, 

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев, 
неповторимый узор

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана 
опавшими листьями

Сороки

белобокие 
вертихвостки

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, покрыты 
светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток 
голубая, чистая лазурь, солнечные лучи 
пробиваются до самой травы

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?
Здесь я увидела осень торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии .


Словарь: ПРИЧУДЛИВЫЙ(НАРЯД)- ЗАМЫСЛОВАТЫЙ.

 

 

 

— Кто хочет прочитать свое сочинение?

 

 

 

Репродук­ция картины И.С. Остроумова «Золотая осень» Фотография с картины Дети отвечают на вопросы учебника.

 

Необычные, чудные

 

 

Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирание рабочих материалов. Заполнение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают, спрашивают у учителя.

Несколько учащихся читают свои сочинения, учитель указы­вает на речевые ошибки и помогает их исправить.

выполнять действия по намеченному плану

 

 

 

 

 

 

работать с информацией, представленной в разных формах

 

 

 

 

 

обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать самостоятельно

VI. Рефлексия

 

— Трудно ли вам было писать сочинение?

— Где испытывали затруднения?

— Что понравилось?

Домашнее задание

Переписать сочинение на листок и оформить его.

 

Ответы детей

формулировать собственное мнение и аргументировать его