I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Орфографическая минутка | — Отгадайте . О чем идет речь . Бывает холодная и теплая , бывает сухая и дождливая, а еще морозная и капризная . — Напишите слова, которые отвечают на вопрос какая? — Отгадайте еще одну загадку. Неизвестно , где живет. Налетит—деревья гнет. Засвистит—по речке дрожь, Озорник , а не уймешь ? — Ветер какой? — Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?. 2. Минута чистописания. Наступила золотая осень. Найдите основу предложения. | Погода. Безударная гласная О, которую нужно запомнить. Погода (какая?)холодная, теплая… (Ветер.) Холодный, ласковый, морской. Они уточняют, описывают предметы. Осень наступила. | осмысление необходимости бережного отношения к учебной литературе принимать и сохранять цель и учебную задачу; |
III. Самоопределение к деятельности | — Какое сейчас время года? — Скажите, осень какая? — Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? — Нравится ли вам золотая осень? Почему? — Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники. — Послушайте стихи замечательной русской поэтессы Е. Благининой (Учитель читает стихотворение.) Если встанешь на заре - Крыши в сером серебре… Длинно тень ложится , .Долго лист кружится ... _Сейчас мы послушаем музыку из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Отрывок называется «Осень». — Что вы представили, когда слушали музыку? — Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень. Не в музыке и в стихах , а в собственных сочинениях . | Осень. Холодная, дождливая. Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной. Слово золотая употреблено в переносном значении. Ответы детей. (Мы почувствовали легкое дуновение ветра . Шелест падающей листвы. Услышали беспокойное чириканье птиц…) | высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; |
V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39). | — Прочитайте задание. --Что нам поможет написать сочинение об осени? — Что такое репродукция? Работа по картине "Золотая осень" - под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова. · Ваши впечатления от представленных картин? · Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие? · Какие краски здесь преобладают? 4. Рассказ о художнике. Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие. Работа по картине. - Ребята, что стоит справой стороны в густой траве? - По высоте, какие это деревья? - Какого цвета листья? - Какие ещё цвета выделяются на деревьях? - У какого дерева оранжевые листья? - Как склонились ветки? . - Ребята, что мы видим слева? - Что мы видим за тропинкой? - Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона . Картина написана яркими красками. В зеленой траве и золотой чаще деревьев все еще чувствуется дыхание жизни. 5. Собирание рабочих материалов. · Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу. Что изображено | Рабочие материалы | Осень | Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, | Лес | Необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, | Старые клены | Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, | Молодые клены | Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу | Листья на земле | Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор | Тропинка | Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями | Сороки | белобокие вертихвостки | Сплетенные деревья | Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями | Небо | Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток голубая, чистая лазурь, солнечные лучи пробиваются до самой травы | Настроение | Радостное, праздничное, восторженное | - Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Здесь я увидела осень торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии . Словарь: ПРИЧУДЛИВЫЙ(НАРЯД)- ЗАМЫСЛОВАТЫЙ. — Кто хочет прочитать свое сочинение? | Репродукция картины И.С. Остроумова «Золотая осень» Фотография с картины Дети отвечают на вопросы учебника. Необычные, чудные Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку. Ответы детей Собирание рабочих материалов. Заполнение таблицы Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают, спрашивают у учителя. Несколько учащихся читают свои сочинения, учитель указывает на речевые ошибки и помогает их исправить. | выполнять действия по намеченному плану работать с информацией, представленной в разных формах обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Работать самостоятельно |