Урок обучения грамоте. УМК «Начальная школа 21века»
Тема: Знакомство со звуками б, б* и с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.
Цель: познакомить со звуками б, б* и с буквой Б, б.
Задачи:
предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
ХОД УРОКА
1.Орг. момет.
2. Мотивация к учебной деятельности.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)
Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.
Ребята, вы теперь не просто дети, вы – ученики!
А когда ученика ждет на уроке успех? (Когда мы слушаем внимательно,
Работаем старательно.)
У вас есть 3 варианта определить тему урока:
Спросить у меня
2)Посмотреть в учебнике
3)Сформулировать самостоятельно
- Какой путь выберем?
- Молодцы! Вы пошли по трудному пути, ведь добывать знания самим всегда интересно и полезно.
- Но сначала речевая разминка и проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний детей. Проверка домашнего задания
- дыхательная гимнастика
-речевая разминка
Два вды дра здра дна
Дво вди дро здро дно
Дву вни дру здру дну
Дви вны дры здры дни
-чтение по таблице д-т, з-с,г-к
-работа по ленте букв
Игра «Шерлок Холмс»
ТОМКА ОХОТНИК ЧАРУШИН СЕРДИТЫЙ ЩЕНКИ ЛЕНИВЫЙ ЗЛОЙ ПОМОЩНИК
- Из какого произведения эти слова? Назовите жанр, автора? Составляем модель обложки.
-О чём этот рассказ?
- Какие были щенки по характеру?
- Один был ленивым, другой- злым, а Томка?
- Почему охотник выбрал Томку?
-хоровое чтение, чтение цепочкой.
4.Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
Ребята, прослушайте загадки:
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло… (Буратино).
Н. Иванова
«Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?» –
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
«Всех прекрасней молодая
Падчерица… (Белоснежка)».
Н. Иванова
Интонационно выделите в словах первый звук.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
5. Работа по теме урока
Звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт».
– Рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как можно назвать правую картинку.
– Какое второе слово? Докажите.
– Выполните звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Составим схемы.
- Проверьте работу. Кто выполнил обе схемы правильно? У кого были ошибки?
- Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).
Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий
[б']- согласный, мягкий, звонкий
Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.
– Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».
А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук.
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
- Назовите слова с твёрдым б, с мягким б (дети «собирают» слова в синюю и зелёную коробочки)
БАБОЧКА, БУДИЛЬНИК, БЕЛКА, БУЛКА, БЕГЕМОТ,БРАТ, БУБЛИК, БИГУДИ, БИЛЕТ, БРЮКИ, БЕРЁЗА, БАРАН, РЫБА, ЮБКА, ЯБЛОКО,
НАБОР, КАБАН, БАРАБАН, БИНОКЛЬ, БОБР, БАНКА
Знакомство с буквой Б, б.
- Какой буквой обозначаются на письме звуки [б], [б’]? (Бб) – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.
- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
- Что за ужас, что за хлам?
Везде буквы по углам.
Букву нужную найдем
И в овал ее возьмем.
- Сочиняем стихи про б: ба-ба-ба и т.д.(пишу на доске)
- Прочитаем слоги с новой буквой с.109
С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед а, о, э, у, ы
- С какими гласными дружит мягкий звук [б'] -е. ё. и, я, ю.
– Прочитайте слоги по строкам.
с мягким б
с твёрдым б
с ударением
с выражением (зло, ласково, хитро)
с изменением голоса (комарик, медведь)
«Доскажи словечко»
Чтение слов по столбикам
чтение слов, в которых один слог;
чтение слов, в которых два слога;
чтение слов, в которых три слога;
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б].
- Прочитайте скороговорку:
«Белые бараны били в барабаны». Сколько раз встретилась буква Б при чтении? (5)- работиа со скороговоркой
- Найди слово в слове
ЯБЕДА СЕРЕБРО
Сравни звуки в словах
– Как вы думаете, почему в слове «береза» буква е написана красным цветом? (Безударная позиция
7. Разгадывание зашифрованных слов.
– Впереди нас ждет трудное задание. (работа в парах) (Набор – барон, кабан – банка.)
– Значения каких слов вам непонятны? (Барон – титулованный дворянин.)
– А вот и самый знаменитый сказочный барон. Кто знает его имя? (Мюнхгаузен.)
Показ книги Распе Рудольфа Эриха «Путешествия барона Мюнхгаузена».
– Мюнхгаузен отличается острым умом, находчивостью, а самое главное… правдивостью.
Работа с текстом: с.111-112
чтение рассказа В. Голявкина «Все будет прекрасно!».
-Как называется текст?
– Кто герой рассказа?
– Что с ним произошло?
– Почему рассказ называется «Все будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?
8. Рефлексия (подведение итогов )
- Какова была тема урока?
Все задачи мы решили?
Что показалось трудным?
У вас на партах кружочки зеленого ,оранжевого и коричневого цвета.
Если: « Я научился и могу научить других» -зеленый.
«Я смогу прочитать, но мне еще нужна помощь»-оранжевый.
« Затрудняюсь» -коричневый