Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 «Совушка» города Смоленска
Согласовано
старший воспитатель
------------------------Кухарская М.К.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
на тему: «Музыка весны»
для детей подготовительной к школе группы
автор: Новосельцева Т.А. музыкальный руководитель
высшей категории
2022 г.
Тематическое занятие «Музыка весны» для детей подготовительной к школе группы.
Тип – классическое, вид НОД – по закреплению и систематизации накопленного детьми опыта музицирования.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепить представления детей о музицировании на разных шумовых музыкальных инструментах (тембровых особенностях, приемах игры); Способствовать созданию у детей удовольствия, эмоционально приподнятого чувства от совместного творческого музицирования и общения.
Задачи образовательные:
закрепить представления детей о весне, как о постепенно пробуждающемся, радостно-звучащем времени года; узнавать знакомые музыкальные произведения по фрагменту;
добиваться самостоятельности детей в музыкальной деятельности, способности выдвигать свои идеи, умения включаться в музицирование;
учить контролировать и оценивать звучание своего инструмента и качество игры других детей. Начинать и заканчивать игру по знаку педагога или товарища, выполняющего его роль;
учить читать ритмические схемы и графические партитуры, исполнять на шумовых инструментах и звучащими жестами. Различать форму музыкальных произведений. Закрепить понятия «партитура», «тутти», «ансамбль», «глиссандо», «вариации»;
побуждать исполнять знакомые песни выразительно, с активной артикуляцией, точно интонируя мелодию. Вовремя вступать после музыкальных проигрышей.
Задачи развивающие:
развивать способность детей слышать «музыку природы», создавать темброво-колористические композиции;
развивать тембровый, ритмический и динамический слух;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
воспитывать эстетические чувства, любовь к музыке, к окружающему миру природы;
воспитывать выдержку, внимание, самостоятельность.
Оборудование: набор шумовых инструментов (металлофоны, ксилофоны, бубны, треугольники, маракасы, «волшебные нити», тарелки, колокольчики, бубенцы, трещотки), портреты М.И.Глинки, П.И.Чайковского; графические партитуры, зеленые ленты или косынки; письмо с загадкой от весны, запись звуков природы, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: знакомство с тембровыми особенностями шумового оркестра, приемами игры на разных музыкальных инструментах. Речевое музицирование, творческое создание оркестровок. Чтение ритмической записи, графическое и жестовое изображение мелодии. Слушание музыкальных произведений: «Жаворонок» П.И.Чайковского, «Песня жаворонка» М.И.Глинки, «Ручеек» Э.Грига. Просмотр репродукций картин весенней природы. Разучивание песни «Кто придумал песенку?» муз. Лвова-Компанейца, сл.Л.Дымовой. Разучивание коммуникативной игры «Вместе веселей» автор Мишакова.
Ход НОД.
Вводная часть:
Приветствие детей «Солнышко лучиком нам в окошко светит» (дети стоят в кругу)
Ребята, посмотрите, нам сегодня пришло письмо интересно от кого оно?
Загадка (написана на конверте, где обратный адрес):
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня… Дети отвечают - (Весна)
Интересно, что в письме? (Дети рассматривают листы с записью партитуры). Смотрите здесь полная весенняя партитура. На ней показано, какие звуки весны мы будем изображать, на каких инструментах играть, когда и как играть. Что же это за музыка, узнали?
Дети по картинкам узнают пьесу «Снова Весна идет»
Включить запись звуков весны.
М.Р. По земле весна идет
Свою музыку несет.
Эту музыку послушать
Каждый рад везде и всюду.
Как звучит весна? Ответы детей (радостным пением птиц, звоном капелей, журчанием ручейков, шумом ветра, жужжанием проснувшихся насекомых, весенним дождиком и даже громом!
Основная часть.
Весна нам прислала ноты своей музыки и просит сегодня по ним сыграть! Выполним ее просьбу? (показ записи – схемы оркестровки пьесы «Снова весна идет» Т.Боровик).
Давайте вспомним и пропоем фразу, с которой всегда начинается новый эпизод: «Снова весна идет, радость несет!» - значит, поем радостно! Какой инструмент также радостно озвучивает эту фразу? Бубен - жестами изобразим, как будет звучать инструмент. Посмотрите, в партитуре есть подсказка!
Какая фраза всегда звучит в конце куплета? «Снова весна идет – все запоет!»
Какие инструменты ее озвучивают? Посмотрите, как это записано в партитуре. Те, что уже звучали ранее (закрепить представления детей о постепенном вступлении всех инструментов).
Выбирайте себе инструмент. (Инструменты лежат на стульчиках). Помните, что музыка любит тишину и внимание. Во время объяснения и показа нельзя играть на инструменте, которые находятся в руках.
Сейчас попрошу откликнутся капельки… (дети с треугольниками повторяют свое вступление), птенчики….(колокольчики)
Просыпаются качаются и шелестят ветки деревьев? (вверх-вниз глиссандо, дети показывают). Везде, если требуется корректируем звукоизвлечение, хвалим, если самостоятельно исполнили правильно.
Мошки? Давайте все пожужжим, как пчелы, только следите, как они летают, голосом нарисуем ее дорожку. (Жужжат вверху, внизу, меняя положение губ, «звенеть», как комар «зз-з». Педагог показывает рукой, как летает пчелка). Фонопедическое упражнение «Хор насекомых»
Какой инструмент изображает ручейки, каким приемом мы играем? Да, мы скользим, как ручеек по камушкам. Как музыканты называют такой прием? «Глиссандо» - скользить.
Вот и солнышко! Покажись! (ребенок, который выбрал тарелку, играет метрическую пульсацию)
Посмотрите, здесь написано еще одно итальянское слово - «тутти», что оно обозначает у музыкантов? (все вместе).
Ну, что ж давайте все вместе сыграем эту чудесную, радостную музыку весны.
Озвучиваем песню «Снова весна идет» Т.Боровик - оркестровка.
Весна это чудесное время года, когда от солнышка просыпается все вокруг, все ликует и поет. Кто же это запел?
Наиграть фрагмент мелодии «Кто придумал песенку» муз. Львова-Компанейца, сл. Л.Дымовой Ответы детей.
В этой песенке у всех чудесное настроение, попробуем и мы передать в пении радость, пусть зазвучит стоголосый хор. Инструменты отложите, на полянку выходите. В хоре все слушают друг, друга, чтобы голоса все сливались в одно красивое звучание.
Исполнение песни «Кто придумал песенку» муз. Львова-Компанейца, сл Л. Дымовой (если требуется, повторяются места, вызвавшие затруднения).Молодцы, вам удалось передать радостное весеннее настроение в своем пении.
А вот еще одна песенка, чья она? Слушание фрагмента «Песня жаворонка» муз. М.И.Глинки. сл. Н.Кукольника. Ответы детей. Что помогло вам узнать музыку? Какие выразительные средства?
Голосок у жаворонка высокий, звонкий, как у колокольчика. Они первые приносят в наш край теплую Весну-красну. Образ этой чудесной птички изображали в своих произведениях многие композиторы. Кто автор этой музыки? (показ портретов Глинки и Чайковского, дети выбирают). Да, мы сейчас слышали фрагмент музыкального произведения М.И.Глинки «Песня жаворонка».
На Руси любили жаворонков, ждали их, как символ весны, теплой земли. Детишки придумывали веселые игры, которые сопровождались пением. Давайте вспомним игру «Жаворонок». Что нам нужно сделать, чтобы начать играть? Выбрать считалкой «Жаворонка». Кто хочет посчитать?
Как вариант, можно предложить разучить считалку:
Тили-тели птички пели,
Взвились – к лесу полетели,
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет – тому водить! (разучивание с ритмической поддержкой звучащих жестов)
Дети играют в игру с пением «Жаворонок» р.н.
А почему в песенке поется? – «А кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Да, земля стала теплой, жаворонок свил гнездо в траве и можно сеять новый урожай. Весна – не только пробуждение природы, это человеческие надежды, чувства и ожидания чего-то нового и радостного.
Присядьте на коленочки, посмотрите и послушайте какая красота вокруг.
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
Слушание с видеорядом «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковский
Какое настроение в прозвучавшей музыке, какие чувства вы испытали при виде нежного подснежника, пробуждающейся природы и звучащей музыке?
Хотите узнать автора этой чудесной музыки? Это хорошо вам известный… (показ портрета) П.И.Чайковский. А музыка так и называется «Апрель. Подснежник». Душа поет вместе с замечательной музыкой Чайковского и наполняется мечтами, надеждами вместе с пробуждающейся и ликующей природой.
Все зазеленело…
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льется и звенит,
Весело с лошадкой
Пахарь молодой
Выезжает в поле,
Ходит бороздой.
А над ним все выше,
Солнышко встает,
Жаворонок песню
Веселей поет. (С Дрожжин, 1906г)
Пашет землю пахарь молодой, да песню напевает.
Напеть первые куплеты песни «Во поле береза стояла» р.н.п.
Узнали, какую?
Русские люди с особой нежностью и любовью относились к березке. В мае на березках появляются первые зеленые листочки и красивые сережки. Они красиво шелестят – озвучивание бубенцами, а листочки похожи на зеленые косынки – покачать косынкой над головой. Считалось, что это зеленое деревце, вобравшее в себя всю силу земли, дарило плодородие полям и посевам, а людей делало здоровыми и сильными. Ходили «заламывать березку» - срывали молодые ярко-зеленые ветки березы и украшали ими дома.
А мы с вами украшали мелодию этой чудесной русской песни звучанием разных инструментов. Давайте вспомним, как музыканты называют небольшое изменение, украшение одной и той же мелодии? Вариации. Значит, мы играли вариации. Посмотрите, Весна прислала нам партитуру этой песни. (Показ партитуры). Куда движется мелодия? (Вниз). Как располагаются клавиши на металлофоне? (чем длиннее пластинка – тем ниже звук). Значит, даже не зная нот, мы можем от любого звука сыграть мелодию вниз, двигаясь в сторону левой руки. Но у нас на металлофонах написаны нотки и сейчас мы пропоем на каких нотках звучит мелодия песни «Во поле береза стояла» : ля-ля- соль-фа-ми-ре. Я покажу, как сыграть эту мелодию на металлофоне, а вы пропойте и покажите движением руки ее движение.
Сольфеджируем с рукой, затем желающие на металлофоне. Напомнить, как держать инструменты, палочки, как извлекать звук. (Обозначить цветной наклейкой). Спрашиваем у детей, получилось или нет сыграть точно и ритмично?
Мелодия запева у нас всегда одинаковая и ее играет металлофон. Как она обозначена в партитуре? (треугольник)
А вот припевы мы каждый раз украшаем звучанием разных инструментов, в партитуре это круги разного цвета, мелодия остается прежней, но ее украшает другой инструмент:
Первая вариация - Треугольник (ритм отстучать)
Вторая - Ксилофон, прием «глиссандо» (скользит в одну сторону, снизу-вверх).
Третья - Трещотки (показ руками жеста «крылышки».
Четвертая - Бубен – сначала тремоло а потом ритмичные удары (показ жестами)
А вот в последней вариации звучит тутти. Что это означает? (все)
А что обозначает этот синий квадрат? - Проигрыш между куплетами, его мы всегда украшали красивым звуком бубенчиков, а давайте еще добавим зеленой краски в нашу звуковую картинку. (зеленые косыночки или ленты)
Предлагаю выбрать себе инструменты, построится по партиям, и сыграть вариации на эту замечательную русскую народную мелодию.
Я буду дирижером, но вы помогайте нашим металлофонам, пойте мелодию запева с названием нот.
Молодцы, вы очень внимательно следили за моими жестами и у нас получились красивые вариации.
Заключительная часть.
Ребята, вам нравиться музыка весны? Какую новую музыку вы сегодня услышали? Вам понравилось играть в оркестре? А петь хором? Что же нужно для того, чтобы исполняемая музыка прозвучала красиво и доставила всем удовольствие?
Уметь слушать и слышать!
Чувствовать настроение музыки, передавать его в своем исполнении.
Быть внимательным к показу дирижера.
Уметь играть на разных инструментах.
Петь чисто и ритмично мелодию.
Знать слова песен и выразительно их пропевать.
Слушать друг друга и себя, уметь подстраиваться, петь и играть дружно, вместе.
Да, вместе все делать веселее, правда? Давайте наше весеннее музицирование закончим веселой игрой.
Дети играют в коммуникативную игру «Вместе веселей» муз. Мишаковой, сл. Степановой
Ну, вот и подошло время расставаться. Какая у нас сегодня звучала музыка? Подберите к ней слова определения. (Весенняя, радостная, солнечная, нежная, воздушная, яркая). Кто прислал нам эту музыку? (Весна) как называется запись музыки для оркестра или хора? (партитура)
Помогли ли вам исполнять музыку партитуры ?
Какое настроение у вас?
Говорим друг другу: «Спасибо! До свидания!»
2