Тема: «Теоретические истоки и значение специальной психологии».
Из кн. «Специальная психология» Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И. М.:Просвещение, 2013 http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0002.asp#xex7
Специальная психология вносит определенный вклад в развитие общепсихологической теории. По словам Л.С. Выготского, «патологическое изменение процессов развития представляет собой как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас психического процесса», таким образом, на изучении отклонений может быть проверена любая из общепсихологических гипотез.
Выдвинутые и разработанные в трудах Л.С. Выготского и его учеников и последователей Н.П. Блонского, Б.Г. Ананьева, Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. идеи бесценны для решения современных проблем организации научных исследований и целенаправленной коррекционно-психологичес¬кой помощи детям.
Методологические позиции специальной психологии определяются следующими принципами:
– принцип детерминизма;
– принцип развития;
– принцип единства сознания и деятельности.
Развитие специальной психологии в нашей стране связано с организацией помощи аномальным детям в государственном масштабе, начиная с 1918 г., когда возникла потребность в научном обосновании путей и методов обучения и воспитания аномальных детей.
Исследование эволюции отношения общества и государства в целом к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, проведенное директором Института коррекционной педагогики РАО Н.Н. Малофеевым, позволило выделить 5 исторических периодов [6]. Первый период, который можно охарактеризовать как переход от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости, заботиться о людях с отклонениями в развитии. В России он связан с реформами Петра I и начинается в первом десятилетии 18 века с создания первых монастырских приютов.
Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности их обучения и воспитания.
Третий период – от осознания возможностей к осознанию целесообразности обучения детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. В России создание такой системы связано с принятием Закона о всеобуче и приходится на 1927–1935 гг.
Четвертый период – от осознания необходимости обучения некоторых категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. В СССР дифференциация системы специального образования осуществляется в 50–80-е годы.
Пятый период – от изоляции к интеграции. Период характеризуется перестройкой в 80–90-х годах организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой массового и специального образования.
Специальная психология занимается изучением закономерностей развития психики, общих для нормальных и аномальных детей, а также изучением закономерностей развития, присущих всем аномальным детям и различным группам детей с проблемами в развитии.
Одним из наиболее разработанных разделов специальной психологии является психология умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология). Предметом ее изучения является своеобразие психического развития детей с нарушениями интеллекта.
Предметом сурдопсихологии (психологии глухих и слабослышащих детей) являются закономерности и специфические особенности психического развития детей с нарушением слуха.
Тифлопсихология (психология слепых и слабовидящих) занимается изучением психики детей с глубокими нарушениями зрения. Проблемы тифлопсихологии решаются в русле разработки общей концепции психического развития в условиях сенсорной недостаточности. (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, И.С. Костючек, А.Г. Литвак, Л.И. Солн-цева, В.С. Сверлов и др.).
Значительные успехи достигнуты в области тифлосурдопсихологии (психологии слепоглухих детей). Научно доказана и практически подтверждена возможность достижения слепоглухими высокого уровня психического развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Яр¬моленко и др.).
Относительно молодым разделом специальной психологии является логопсихология (психология детей, имеющих нарушения речи), предметом которой являются закономерности психологического развития детей с патологией речи. Данная область психологического знания формируется на базе логопедии и в настоящее время привлекает особое внимание специалистов (И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина, О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др.).
Специальная психология – это интегрированная область психологических, педагогических и медицинских знаний о нарушениях развития при недостаточности функций центральной нервной системы, дефектах слуха, зрения, двигательной системы, речи, сложных и множественных нарушениях.
• Большое влияние на формирование специальной психологии как науки оказали идеи Л.С. Выготского. Л.С. Выготский, выдающийся отечественный психолог и дефектолог, оставил богатейшее научное наследие, не потерявшее своей актуальности для современной науки и практики. Теоретические исследования Л.С. Выготского получили дальнейшую разработку в трудах его учеников и последователей.
• Задачами специальной психологии на современном этапе являются выявление особых образовательных потребностей детей, по тем или иным причинам выпадающих из системы, ориентированной на нормальный тип развития; определение психологических условий реализации особых потребностей детей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум.
• Методологической основой специальной психологии являются общие положения диалектического материализма. Они выступают как общая философская система объяснительных принципов, исходящих из представлений о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере психических процессов, ведущей роли речи в их организации.
• Современными эквивалентами категории «аномальные дети» являются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями». Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка составляет одно из базовых условий его психического здоровья и развития.
• Основные категории специальной психологии – структура дефекта, коррекция, компенсация и социальная адаптация – выделяются на основе учений Л.С. Выготского о системном строении дефекта, о явлении дивергенции в культурном и биологическом развитии, «социальном вывихе» и обходных путях в обучении ребенка с отклонениями в развитии.
• В своем развитии специальная психология дифференцируется по разделам в соответствии с изучаемым кругом задач и спецификой отдельных видов нарушений.