СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы формирования функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы формирования функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО»

Теоретические основы формирования функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО


Формирование функциональной грамотности младших школьников сегодня рассматривается как приоритетная задача начального общего образования. Согласно обновлённому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), основной целью образования становится не просто передача знаний, а развитие у обучающихся способности применять их в реальных жизненных ситуациях.

Понятие функциональной грамотности охватывает совокупность умений, обеспечивающих способность человека решать разнообразные задачи в различных сферах жизни. У младших школьников она проявляется в умении читать и понимать тексты, интерпретировать информацию, рассуждать, выражать мысли в устной и письменной форме, применять знания по математике, естественным наукам, обществознанию и другим предметам в жизненном контексте.

ФГОС НОО подчёркивает необходимость формирования следующих компонентов функциональной грамотности:

  • читательской (понимание и переработка информации из различных текстов);

  • математической (решение задач на основе количественной информации);

  • естественнонаучной (умение использовать знания о природе);

  • финансовой, цифровой, гражданской грамотности и др.

Теоретической основой формирования функциональной грамотности являются идеи деятельностного и компетентностного подходов. Согласно деятельностному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), ребёнок развивается в процессе активного освоения окружающего мира через учебную деятельность. Компетентностный подход, в свою очередь, направлен на развитие у учащихся способности действовать в нестандартных ситуациях и находить решение различных задач.

В рамках обновлённого ФГОС НОО большое внимание уделяется метапредметным результатам, таким как:

  • умение самостоятельно определять цель, планировать действия;

  • навыки самооценки, саморегуляции;

  • коммуникативные умения (работа в паре, группе, аргументация своей точки зрения).

Практическая реализация задач по формированию функциональной грамотности возможна через:

  • внедрение заданий, приближённых к реальным жизненным ситуациям;

  • использование интегрированных уроков;

  • проектную и исследовательскую деятельность;

  • организацию внеурочной деятельности с опорой на личный опыт ребёнка.

Формирование функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО — это процесс, направленный на подготовку обучающихся к жизни в современном обществе, где важно не только знание, но и умение его применять. Это требует от педагога не только владения теоретическими основами, но и гибкости в выборе методов, приёмов и форм обучения.