Теоретические основы использования занимательного материала и дидактических игр в период обучения грамоте.
Основные педагогические принципы.
Рассмотрим основные педагогические принципы, на которых базируется процесс обучения детей.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук, определяющих и основное содержание учебного предмета, и организацию самого педагогического процесса. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки. Когда мы формируем у школьников элементы научного мировоззрения, следует учитывать научные достижения современного русского языка и отказаться от порочной практики использовать привычные, но удобные «гласные буквы» и «согласные буквы» с очки зрения науки – нонсенс, так как буквы не могут быть ни гласными, ни согласными. Поэтому, чтобы быть лингвистически грамотными и давать ученикам точные основания для их «исследований», мы должны использовать понятия «буква гласного (звука)», «буква согласного (звука)».
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, становятся субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. С этой целью одним их важнейших компонентов урока становится итог урока, который формирует элементарные умения обобщения, рефлексии собственных действий, без которых не происходит осознания способов учения. Самым эффективным методом, реализующим принцип сознательности и активности, является метод решения задач.
Принцип доступности обучения проявляется в учёте особенностей развития учащихся и анализа дидактического материала с точки зрения их возможностей и организации обучения, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок («переходить от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному», по Я.А.Коменскому).
Принцип наглядности, один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это золотое правило дидактики также сформулировал Я.А.Коменский: в процессе обучения детям необходимо наблюдать, измерять, проводить опыты, работать практически. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются модели, лабораторное оборудование, рисунки, схемы и пр. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления (эмпирического) к абстрактно-логическому (теоретическому).
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание, усвоение знаний и умений в определённом порядке, в системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил, например: 1) изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним; 2) в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи, структурируется материал урока; 3) при изучении предмета выстраиваются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
Принцип прочности результатов обучения основывается на проявлении познавательной активности учащихся, а также на правильно организованном учителем усвоении нового материала: точной дозировке дидактического материала, чередовании при закреплении всех видов мышления и памяти ребёнка, регулярного повторения пройденного и встраивания нового знания в систему уже имеющихся.
Принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы педагогический процесс стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, мировоззрение.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы требует от учителя использовать самые разнообразные формы организации обучения: чередование компонентов урока для проведения устных и письменных, коллективных, групповых или индивидуальных упражнений, игры-занятия, экскурсии, спектакли и проч., а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: самостоятельную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в различных видах деятельности детей вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других.
Психологические принципы, адекватные коммуникативно-деятельностному подходу, представлены ведущим принципом развивающего обучения, который предполагает, что обучение подчинено всестороннему развитию личности. Формированию не только знаний и умений по предмету, но и общеучебных действий, связанных с двигательными и мыслительными операциями, воспитанию определённых нравственных и этических качеств, служащих основой выбора жизненных идеалов и социального поведения, руководствующегося общечеловеческими ценностями.
Л.С. Выготский обосновал законы становления речи и мышления ребёнка в процессе социализации, из чего вывел принцип « зоны ближайшего развития», который доказывает необходимость максимальной индивидуализации обучения каждого ученика.¹
Следовательно, все перечисленные выше принципы обучения необходимо соблюдать при организации обучения учащихся начальной школы.
Важность игры как формы обучения первоклассников.
У детей 7-8 лет наблюдается перестройка всех систем мозга, происходят важные базовые изменения на физическом и психологическом уровне. Именно в данном возрасте энергетические затраты на учебное действие ребёнка в два-три раза превосходят затраты взрослого организма. В силу этих природообусловленных факторов ребёнка 7-8 лет нельзя перегружать. В этот переломный для организма ребёнка период следует максимально грамотно подойти к организации условий учебного труда. Первым и главным помощником учителя в этом деле является игра. Любознательность как имманентно присущее ребёнку качество помогает преодолеть многие тормозящие процессы познания эмоций (страх, неприязнь, неуверенность в своих силах, тревожность и т.п.), поэтому с помощью загадки, «интересной задачки», игровой ситуации учитель может добиться больших успехов в обучении, нежели принуждением, нотацией и призывами к чувству долга. Речь учителя, изобилующая риторикой типа «старайся», «ты не стараешься», «это надо», «вы должны», «это тебе же в будущем пригодится!», демонстрирует его полную профессиональную неподготовленность. Инженеры-конструкторы, создавая приборы, учитывают сопротивление материала, их которого эти технические средства изготавливаются. В школе, к сожалению, до сих пор бытует мнение, что учитывать природы «материала» - психофизиологические особенности ученика – совсем необязательно. Начальная школа призвана не только обучать, но и воспитывать, растить ребёнка здоровым, поэтому при выборе методики обучения грамоте следует обращать внимание на те разработки и учебники, которые учитывают «сопротивление материала», позволяют ведущий тип деятельности дошкольника – игру – использовать для постепенного и потому успешного перехода к новому вижу деятельности школьника - учению, - считают авторы Е.С. Антонова и С.В.Боброва.
Внимание к учащимся с недостатками зрительного восприятия и пространственной ориентировки должно проявляться главным образом при предъявлении образа буквы, ее анализе, узнавании, соотнесении со звуком. В процессе обучения могут быть использованы игровые моменты типа соревнования, кто лучше и правильнее выполнит задание: услышишь, правильно повтори, найди картинку и поставь ее в нужный столбик; назови, что нарисовано на картинке, скажи, какой звук в слове первый, подбери ещё картинки с этим звуком в названии.
Для первоклассников, затрудняющихся в запоминании образа буквы, могут быть рекомендованы упражнения в составлении букв из элементов, вылепливании их из пластилина, обведении пальчиком букв, сделанных из наждачной бумаги, распознавании изучаемой буквы среди других, когда ориентиром служит цвет, а в дальнейшем – любого цвета или размера. Однако отдельные ученики нуждаются в дополнительном коррекционном воздействии. Прежде всего первоклассники с нарушенным фонематическим восприятием и произношением должны заниматься с логопедом. Совместная работа учителя, логопеда, воспитателя и родителей по преодолению речевых нарушений, несомненно, поможет ученикам овладеть первоначальным навыком чтения и письма.
В ситуации дидактической игры, усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы, само собой. Сущность дидактической игры заключается в том, что детям предлагается решить умственную задачу или задачи. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива. В игре также формируются или перестраиваются частные психические процессы: память, внимание, мышление.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
Преподаватель
_______________
_______/_______/
«_» ________2020г.
Сообщение на тему:
«Использование занимательного и интерактивного материала на уроках в период обучения грамоте»
Подготовила: студентка Ш-31 группы
Харченко Ангелина