ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
(отделение лыжные гонки)
Теоретические занятия с занимающимися в учебно-тренировочных группах проводятся в форме бесед при проведении практических занятий, а также путем специальных лекций, просмотра спортивных кинофильмов, видеозаписи, а также путем самостоятельного чтения специальной литературы (по рекомендации тренера).
Физическая культура и спорт в России.
ФК и С в России – составная часть культуры России. Неуклонный рост материаль-ного благосостояния и духовной культуры русского народа – основа массового развития ФК и С.
Состояние и развитие лыжного спорта в России.
Основные этапы развития лыжного спорта в нашей стране.
Рост спортивно технических достижений российских лыжников.
Виднейшие мастера лыжного спорта и их достижения в борьбе за передовые позиции в мире.
Анализ состояния лыжного спорта в данной спортивной школе, городе, области.
Организация массовой оздоровительной работы по лыжному спорту. Краткие сведения о развитии строительства спортивных баз и производства лыжного инвентаря в стране.
Единая спортивная классификация.
Единая спортивная классификация (ЕСК) и ее значение для развития лыжного спорта в России.
Разрядные нормы и требования по лыжным гонкам. Спортивные звания в лыжном спорте.
Российские спортсмены на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.
Успехи российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
Участие российских лыжников-гонщиков на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы и других крупнейших международных соревнованиях.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Общие сведения о строении организма человека.
Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Внутренние органы. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Органы дыхания и обмен веществ.
Органы выделения (кишечник, почки, легкие и кожа).
Нервная система – центральная и переферическая. Элементы ее строения, основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Постановка дыхания в процессе занятий лыжным спортом.
Гигиена тренировочных занятий и отдыха, режим и питание спортсменов.
Гигиена одежды и обуви, гигиена сна, жилища. Общая гигиеническая характеристика тренировок и соревнований по лыжным гонкам.
Общие гигиенические требования к режиму дня, питанию и отдыху при регулярных занятиях лыжными гонками.
Значение питания как фактор сохранения и укрепления здоровья.
Недопустимость употребления спиртных напитков и курения при занятиях лыжным спортом.
Врачебный контроль и самоконтроль.
Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях лыжным спортом.
Объективные данные, вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля в спортивных школах. Показания и противопоказания к занятиям лыжным спортом.
Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособ-ность, настроение.
Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном построении учебно-тренировочного процесса.
Понятие о «спортивной форме», утомление и перетренировка. Меры предупреж-дения переутомления.
Основы техники и тактики лыжных гонок.
Способы ходов на лыжах и их характеристика. Скользящий шаг как основа техники лыжных ходов. Фазовый состав скользящего шага (фазы и граничные позы). Путь, время и скорость в скользящем шаге в целом и в его фазах. Изменение скорости по фазам скользящего шага, как критерий рациональности движений.
Общая схема движений в цикле попеременно двухшажного хода .Работа рук: махо-вый вынос руки с палкой вперед и постановке палки на снег, начало отталкивания, выполнения средней и заключительной фаз отталкивания палкой.
Работа ног: сила и направление отталкивания, подготовка к отталкиванию, перекат как условие правильного отталкивания. Перенос маховой ноги и ее загрузка весом тела.
Согласование движений рук и ног в попеременно двухшажном ходе. Применение попеременно двухшажного хода на пересеченной местности и в различных условиях скольжения.
Общая характеристика одновременных лыжных ходов. Одновременный толчок палками с участием туловища и последующая проводка палок в крайнее заднее положение. Краткие сведения о технике использования одновременных ходов. Сочетание элементов попеременных и одновременных лыжных ходов в одном цикле.
Техника преодоления подъемов различной крутизны. Выбор способа и направления подъема в зависимости от рельефа местности, снежного покрова, условий скольжения и смазки лыж. Техника спусков в различных стойках. Условия, обеспечивающие скорость спусков на дистанции и скольжения.
Регулирование скорости спуска путем изменения направления спуска и выбора стойки. Торможение на спусках.
Техника выполнения поворотов при спусках со склонов различной крутизны. Выбор способа поворота и особенностей его выполнения в зависимости от скорости спуска и условий местности на дистанции лыжных гонок.
Коньковые хода, в структуру которых входят следующие движения: отталкивание ногой, маховые движения ногой, отталкивание рукой (руками), маховый вынос рук. Данные параметры можно отнести к причинным, от которых зависит скорость передвижения, причем отталкивание ногой и рукой имеют скоростно-силовые характеристики, а маховые движения относятся к инерционным силам.
Главная особенность техники коньковых ходов – отсутствие стояния лыжи. Отталкивание ногой происходит при движущей опоре (скользящей лыжи).
Основы методики совершенствования техники и тактики.
Совершенствование техники и тактики – единый педагогический процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, развитие физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей организма. Понятие об этапах обучения и совершенствования техники – начальное владение техникой, становление технического мастерства, совершенствование мастерства. Техническая подготовка лыжника летом и осенью. Методы предупреждения и исправления ошибок в технике способов передвижения на лыжах при обучении и тренировке.
Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности.
Специально физическая подготовка, ее место и значение в тренировке лыжника, в развитии общей и специальной выносливости, силы, быстроты, способности к расслаблению, равновесия, координации движений, ориентировки в пространстве, ритмичность.
Дозировка тренировочных и соревновательных нагрузок в подростковом и юношеском возрасте.
Краткая характеристика средств специальной подготовки для различных групп занимающихся.
Планирование тренировки, методика ведения спортивного дневника и отчетов о тренировке.
Роль и значение планирования как основы управления тренировочным процессом.
Основные положения и разделы перспективного, годового и оперативного планирования.
Периоды и этапы круглогодичной подготовки лыжников. Задачи, средства и методы тренировки по периодам и этапам для различных по квалификации спортсменов.
Планирование тренировки: перспективное (на несколько лет), текущее (на годичный цикл тренировки), оперативное (на отдельные отрезки времени, этап подготовки, мезоцикл, микроцикл).
Основные формы планирования спортивной тренировки.
Календарный план спортивных соревнований по лыжным гонкам и учет его при планировании спортивной тренировки.
Методы контроля за развитием спортивной работоспособности лыжников-гонщиков различного возраста и квалификации.
Дневник спортсмена, его значение для реализации принципов сознательности и активности в тренировочном процессе.
Анализ выполненной нагрузки в микро- и мезоциклах и состояния спортсмена по дневникам тренировки.
Самоотчеты юных спортсменов об участии в соревнованиях.
Морально-волевая подготовка.
Моральные качества, свойственные российским спортсменам: добросовестное отношение к труду, настойчивость, решительность, смелость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, коллективные навыки, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь и взаимовыручка, организованность, дисциплина, уважение к друзьям.
Спортивная честь и культура поведения спортсмена.
Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства лыжника-гонщика. Тесная связь развития волевых качеств и воспитательной работы в процессе обучения и тренировки. Основные методы тренировки развития волевых качеств в процессе обучения и тренировки.
Правила, организация и проведение соревнований.
Организация, подготовка и проведение соревнований по лыжным гонкам.
Возрастное деление участников соревнований. Правила и обязанности участников и тренеров участвующих спортивных коллективов. Положение о соревнованиях, графики и расчет времени на их проведение.
Состав и формирование судейской коллегии соревнований. Характеристика дистанций для различных групп лыжников. Выбор дистанций и ее разметка. Показ дистанции участникам соревнований. Оформление стартового городка. Разметка и изменение дистанции в день соревнований.
Роль судей. Медицинское обслуживание соревнований по лыжным гонкам. Температурные нормы.
Спортивные базы, оборудование, инвентарь.
Требования к одежде и обуви лыжника-гонщика. Подготовка лыжного инвентаря к занятиям и соревнованиям. Лыжные мази, их назначение и классификация. Характеристика отечественных и импортных лыжных мазей. Пользование мазями и парафинами: смазка для различных условий погоды, состояние снега, рельефа трассы гонок. Характеристика пластиковых лыж и способы нанесения на них парафинов и мазей для различных условий скольжения.
Практические занятия.
Занятия в учебно-тренировочных группах охватывают относительно большой промежуток времени активного занятия лыжным спортом, в котором продолжается решение задач начальной спортивной подготовки, решаются задачи этапа начальной спортивной специализации – обеспечение разносторонней физической подготовки, освоение требований программы для групп начальной подготовки, освоение техники некоторых специальных упражнений и техники способов передвижения на лыжах и в определенной мере решаются также задачи этапа углубленной спортивной тренировки в избранном виде спорта – на основе широкой, разносторонней подготовки приобретение специальной подготовки, выполнение различных требований и контрольных нормативов.