СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический блок для подготовки к тестовой части ОГЭ Из Интернета

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учащихся для успешной подготовки к ОГЭ  

 

Просмотр содержимого документа
«Теоретический блок для подготовки к тестовой части ОГЭ Из Интернета»

Теоретический блок для подготовки к ОГЭ-2019


Правописание приставок (задание № 4)

I. ПРИСТАВКИ, НЕ ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ НА ПИСЬМЕ.

В соответствии с морфологическим принципом русской орфографии согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения. Не изменяются на письме следующие приставки: С-, В-, ДО-, ЗА-, НА-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПЕРЕ-, ПОД-, ПРЕД- и др. НАПРИМЕР: срубить, сбить, сжать, вперед, влететь, доставка, забежать, нажать, обрубить, обстругать, отдать, отпилить, надстроить, переслать, подбросить, представить.

II. ПРИСТАВКИ, ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ НА ПИСЬМЕ. В русском языке есть три группы приставок, которые изменяются на письме:

1). Приставки, оканчивающиеся на -З и -С. На конце приставки пишется буква -З, если после этой приставки стоят звонкие согласные или гласные. На конце приставки пишется буква –С, если после приставки стоят глухие согласные. НАПРИМЕР: безбрежный – безумный – бесполезный, изжарить – изуродовать – испепелить, возраст - воспитание, низвергать – ниспровергать, чрезмерный – чересчур, разбросать – разыграть – распилить.

2). Приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Правописание прист. ПРИ- и ПРЕ- связано с пониманием различия их значения.

Приставка ПРИ- обозначает: 1. присоединение (приколотить, приклеить, пришить)

2. приближение (прибежать, прилететь, приехать)

3.расположение вблизи чего-либо (Приуралье, Приморье, пригород)

4. неполноту действия ( приоткрыть, притворить)

5. завершенность действия ( придумать)

Приставка ПРЕ- : 1. обозначает высшую степень действия или качества (преувеличение, предлинный, преинтересный) можно сказать, что значение приставки равно слову ОЧЕНЬ.

2. совпадает по значению с прист. ПЕРЕ- ( преградить-перегородить, прервать–перервать)

СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ, СХОДНЫХ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ, НО РАЗЛИЧНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ: Презирать (не уважать, считать недостойным) – призирать (давать приют)

Предать (изменнически выдать кого-либо) – придать (добавить)

Пребывать (находиться где-либо) - прибывать (приезжать)

Преступить (нарушить) – приступить (начать)

Преклоняться (относиться с глубоким уважением) – приклоняться (пригибаться)

Претворить (осуществить) - притворить (закрыть)

Превратный (изменчивый, непостоянный) – привратник (сторож у ворот)


3). Приставки РАЗ- и РОЗ-, РАС- и РОС- . Правописание этих приставок зависит от ударения: под ударением в приставке пишется О, а без ударения в приставке пишется А.

НАПРИМЕР: разыграть – розыгрыш, расписать – роспись, разыскать – розыск. Искл.: розыскной


Н и НН в различных частях речи (задание № 5)

I. Правописание Н и НН в прилагательных

1). –НН- пишется в прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от существительных с основой, оканчивающейся на –Н-. НАПРИМЕР: туман–туманный, длина-длинный.

2). -НН- пишется в суффиксах прилагательных -ОНН-, -ЕНН-.НАПРИМЕР: станционный, радиолокационный, революционный, утренний, вещественный. Исключение: ветреный

3). –Н- пишется в суффиксах прилагательных -АН-, -ЯН-, -ИН-. НАПРИМЕР: кожаный, водяной, куриный.

Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный, безымянный

4). В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько было в полной форме. НАПРИМЕР: длинная дорога - дорога (какова?) длинна, зеленый виноград – виноград (каков?) зелен.

5). Следует запомнить первообразные прилагательные, которые пишутся с одним Н: юный, зеленый, синий, багряный, пряный, румяный, пьяный, свиной и др.

  1. Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

1). В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-, если:

- причастие имеет приставку (кроме НЕ), например: сваренная рыба, связанный шарф;

- причастие имеет зависимые от него слова, например: жаренная в масле рыба;

- причастие совершенного вида, например: решённая задача

(причастие образовано от глагола совершенного вида решить – что сделать?);

- причастие образовано от гл. с суфф.-ОВА-,-ЕВА- (-ИРОВА-), например: мариноваННые, асфальтироваННое.

2). В кратких страдательных причастиях всегда пишется в суффиксе одно –Н-, например: рыба сварена, шарф связан, задача решена, шоссе заасфальтировано.

Ш. Правописание Н и НН в суффиксах наречий

1). В суффиксах наречий пишется столько -Н-, сколько было в прилагательном или причастии, от которого наречие образовано. НАПРИМЕР: самоотверженный (какой?) человек – поступить (как?) самоотверженно утро (какое?) туманное - говорить (как?) туманно, выступление (какое?) успешное - выступить (как?) успешно. NB! Следует различать омонимичные части речи!

Например, слово образованная может быть причастием и прилагательным. В словосочетании образованная девушка (т.е. «девушка, получившая образование») слово «образованная» является прилагательным, а в сочетании образованная в 1924 году республика (т.е. «республика, созданная в 1924 г.») слово «образованная» является причастием. И тогда краткое прилагательное в словосочетании девушка образованна будет писаться по правилу с –НН- в суффиксе. А краткое причастие в сочетании республика образована будет писаться по правилу с одним –Н- в суффиксе. Аналогично краткое причастие взволновано пишется по правилу с одним –Н- (например, море взволновано - каково?), а наречие взволнованно пишется по правилу с –НН- в суффиксе (например, говорить взволнованно – как?).

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ (задание №6)

По стилистической окраске лексика бывает: книжная (очи), нейтральная (глаза), разговорная или просторечная (зенки).

ТИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ (задание № 7)

1. СОГЛАСОВАНИЕ – ТИП ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ, ПРИ КОТОРОМ ГЛАСНОЕ СЛОВО И ЗАВИСИМОЕ СОГЛАСУЮТСЯ В РОДЕ, ЧИСЛЕ И ПАДЕЖЕ (умного суворовца, к умному суворовцу, умная книга, к умной книге);

2. УПРАВЛЕНИЕ – тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого с предлогом или без (читает книгу, информация из учебника);

3. ПРИМЫКАНИЕ - тип подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи, инфинитивом или притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (бежал быстро, сидел улыбаясь, желание летать, его форма).

ТИПЫ СКАЗУЕМЫХ (задание № 8, 10)

1. Простое глагольное состоит из 1 глагола: Я рисую. Я буду рисовать. (гл. в буд.времени) 2. Составное глагольное состоит из 2-х глаголов: Я начал рисовать. 3. Составное именное состоит из глагола и любой другой самост.части речи (кроме деепричастия): Я суворовец. (глагол связка ЕСТЬ пропущен). Лист был жёлтым. На улице стало тепло. NB! Во взводе нет двоечников.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (задание № 9)

1. Обособленные определения: а) причастный оборот обособляется после определяемого слова (постпозиция): Лист (какой?), |сорванный ветром|, кружился в воздухе. Б) два и более нераспространенных определений после определяемого слова: Широкая спепь, |раздольная, свободная|, расстилалась перед глазами. Эти варианты чаще всего на ОГЭ.

2. Обособленные обстоятельства: деепричастный оборот обособляется всегда, кроме случаев, когда ДО является фразеологизмом: Суворовец, |тяжело вздохнув|, начал учить теорию. Мы работали засучив рукава. (т.е.хорошо).

3. Обособленные уточняющие обстоятельства: (где?) У забора (где именно?), у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки.

ВВОДНЫЕ СЛОВА (задание № 10)

Основные группы вводных слов:

1. Слова, обозначающие вероятность-невероятность того, о чем идёт речь (кажется, может быть, вероятно, наверное и др.) 2. Слова, обозначающие отношение говорящего к тому, о чем идёт речь (к счастью, к несчастью, к моему удивлению и др.). 3. Слова, обозначающие очередность изложения мыслей (во-первых, в-третьих, наконец, итак и др.). 4. Слова, обозначающие способ изложения мыслей (короче сказать, по правде сказать, проще сказать и др.). 5. Слова, обозначающие источник информации (по-моему, по словам соседа, по мнению историков и др.).

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (задания № 12, 13,14)

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (грамматических основ). Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое. Например: 1. Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь. 2. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. 3. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.

I. Сложносочинённые предложения – это такие сложные предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Например: 1.Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. 2.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

Сочинительные союзы делятся на три группы:

А. Соединительные: и, да (в значении и), ни-ни, тоже, также.

Б. Разделительные: или (иль), либо, то - то, не то - не то, не только…, но и …

В. Противительные: а, но, да (в значении но), однако, зато, же.

Между простыми предложениями в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом запятая НЕ СТАВИТСЯ, если имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям. Например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали желтые бабочки.

II. Сложноподчинённые предложенияэто такие сложные предложения, в которых одно из предложений по смыслу и грамматически подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

НАПРИМЕР: 1. Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.

  1. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.

1). Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя и др.) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.), находясь в придаточном предложении, связывают его с главным.

Союзы не являются членами придаточного предл-ния, а союзные слова являются.

2). Виды придаточных предложений: определительные (отвечают на вопрос КАКОЙ?), изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей), обстоятельственные (отвечают на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? и др. и в зависимости от вопросов делятся на придаточные обстоятельственные времени, места, причины, условия, уступки, сравнительные и др.).

НАПРИМЕР: 1). Мы изучали карты местности, которые нам выдал командир взвода. (… карты (КАКИЕ?) , которые нам выдал командир взвода). Придаточное определительное.

2). Разведчики выяснили, где находится противник.

(…выяснили (ЧТО?), где находится противник.) Придаточное изъяснительное.

3). Суворовцы хорошо готовились к спортивному празднику, чтобы победить соперников.

(готовились (ЗАЧЕМ?), чтобы победить соперников.) Придаточное обстоятельственное причины.

Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными:

  • однородное (придаточные отвечают на один вопрос и зависят от одного главного); НАПРИМЕР: Я знаю, что ребята помогут, что они меня выручат.

  • параллельное (придаточные отвечают на разные вопросы от одного главного); НАПРИМЕР: Когда наступила весна, прилетели птицы, чтобы свить гнезда.

  • последовательное (к первому придаточному задается вопрос от главного, а к следующему придаточному вопрос задается от первого придаточного и т.д.). НАПРИМЕР: Суворовцы выполнили задание, чтобы получше подготовиться к контрольной, которую проводит учебный отдел.

- комбинированное ( в одном СПП два или все 3 вида подчинения); НАПРИМЕР: Когда он ушел, в комнате наступила тяжелая тишина, так как никто не знал, что теперь надо предпринять. ( СПП с параллельным и последовательным подчинением).

В СПП между придаточными предложениями, соединенными сочинительными союзами, НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ, если союз соединяет однородные придаточные предложения. НАПРИМЕР: Комдив ехал туда, где звучали выстрели и гремела канонада.


III. Бессоюзные предложенияэто такие сложные предложения, в которых простые соединяются по смыслу и интонационно.

1. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ЗАПЯТАЯ, если в них перечисляются какие-то факты. НАПРИМЕР: Звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга.

2. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, если простые предложения более распространены.

НАПРИМЕР: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; подняв голову, лежит уж и стережет их.

3. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ДВОЕТОЧИЕ, если:

  • второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом;

  • второе предложение (или несколько) поясняет первое;

  • второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов.

НАПРИМЕР: 1).Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему страдания.

2). Степь весело пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка.

3). Павел чувствует: кто-то дотрагивается до его спины.

4. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ТИРЕ, если :

1). Содержание одного предложениями противопоставляется содержанию другого. НАПРИМЕР: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

2). Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении. НАПРИМЕР: Настанет утро – двинемся в путь.

3). второе предложение заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первом предложении. НАПРИМЕР: Солнце дымное встает – будет день горячий.

4). предложения рисуют быструю смену событий, неожиданный результат.

НАПРИМЕР: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

IV. Сложные синтаксические конструкции (ССК) - это такие сложные предложения, в которых простые соединяются разными видами связи. НАПРИМЕР: Я знаю: суворовцы хорошо подготовятся к контрольной, если они выучат все указанные правила и определения. Это предложение с бессоюзной и подчинительной связью.


Средства художественной выразительности русской речи (задание № 3)

Языковое средство

Определение приема

Примеры

Аллегория (иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегорическое изображение войны 1812 года в басне И.А. Крылова «Волк на псарне».

Аллитерация

Повторение в тексте согласных звуков.

Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. ( А. Пушкин)

Анафора

Повторение слов, словосочетаний в начале предложений.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья…( М. Лермонтов)

Антитеза

Контраст, противопоставление явлений и понятий.

Я царь – я раб, я червь – я Бог!( Г. Державин)

Ассонанс

Повторение в тексте ударных гласных звуков.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм…( А. Пушкин)

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов.

Швед, русский – колет, рубит, режет…( А. Пушкин)

Гипербола

Художественное преувеличение.

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.(.Н. Некрасов)

Градация

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.

Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать - темно-лиловые, почти черные, глянцевитые, какие-то кожаные. ( В. Катаев)

Именительный (падеж) темы

Использование Им.падежа, определяющего тему, в начале текста.

Пушкин… Это светлое имя сопровождает нас всю жизнь.

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… (А. Пушкин)

Ирония

Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка.

Отколе, умная, бредешь, ты, голова? (об осле). ( И. Крылов)

Композиционный стык

Повторение в начале нового предложения слов, заключающих предыдущее.

На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… ( Н. Сладков)

Литота

Художественное преуменьшение.

… И уж листик с деревом шумит. Поют птички. ( В. Тредиаковский)

Метафора

Перенос значения с одного явления (или предмета) на другое на основе сходства между ними

Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием. ( М. Шолохов)

Метонимия

Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.

Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там…( Н. Гоголь)

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов.

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. В. Инбер)

Окказионализмы (неологизмы)

Индивидуальные авторские словообразования.

…В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.

(Г. Смирнов)

Оксюморон (оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.( А. Блок)

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.

Луна хохотала, как клоун.( С. Есенин)

Парное соединение однородных членов


Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей.

Парцелляция

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной.

Перифраз (а)

Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется его признаком.

Унылая пора! Очей очарованье! (об осени)

( А. Пушкин)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.

Какие радости в чужбине?

Они в родных краях…

( К. Батюшков)

Сарказм

Высшая степень проявления иронии.

Всё стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом.

Синекдоха


Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множест-венного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…)

… И слышно было до рассвета,

как ликовал француз.

Синтаксический параллелизм

Сходное, параллельное построение фраз, строк.

Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет душа.

Сравнение


Сопоставление явлений или понятий с целью выделить особо важный признак.

Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево. ( И. Тургенев)

Умолчание


Прерванное высказывание, дающее возможность домыслить, размышлять.

Что со мною? Отец… Мазепа….

( А. Пушкин)

Эпитет


Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета.

Убит! ..к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

( М. Лермонтов)

Эпифора


Повторение слов, словосочетаний в конце предложений.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

( Н. Гоголь)