Теоретическое обоснование проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В последнее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системообразующей составляющей стандарта стало не само знание, а личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его изучения. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
В этих условиях встают задачи: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? Как сделать знания не самоцелью, а средством формирования развивающейся личности? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель при подготовке и проведении урока.
Активизация мыслительной деятельности учащихся одна из актуальных проблем. Это закономерно, так как ученье – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду.
Поиск решения этих проблем привел меня к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребенка в учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях психологической комфортности.
Общепризнано, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от обучающихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной.
Как известно, смена видов деятельности на уроке – это один из компонентов валеологизации урока. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течении всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для обучающегося, если ему интересно.
Я применяю разные формы ИКТ на любом этапе урока: при изучении нового материала, для фронтальной работы с классом, для организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности по предмету. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.
Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Повысить качество наглядности в учебном процессе (использование ИД, презентации, построение сложных графиков т.д.).
Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения. Таким образом, компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования – составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
Анализируя результаты обучения, я считаю, что современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.
Личная практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких технологий:
При изучении нового материала позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При проведении устных упражнений дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
При проверке фронтальных самостоятельных работ обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
При решении задач обучающего характера помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Поэтому, использование ИКТ – это не дань моде, а на сегодняшний день лишь одно из средств, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.
В процессе преподавания математики информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде основных блоков:
Мультимедийные пособия
Проверка знаний на уроке
Внеурочная деятельность
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы , проверить знания обучающихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности.
Использование мультимедийных презентаций, электронных тестов и тренажеров, электронных учебников приводят к тому, что больше внимания уделяется развитию мышления, творческих способностей, умению самостоятельно учиться. Использование компьютерных программ на уроках повышает мотивацию учащихся в работе у доски. Современные дети воспитаны на разнообразии ярких мигающих картинок, всплывающих на экране, их интересует все «инновационное», новое и не похожее на книги в бумажном переплете.
Немаловажен психологический аспект применения компьютера для обучающихся: при любых неудачах это видит только компьютер, можно повторить объяснение сколько угодно раз, можно попробовать себя в интерактивных олимпиадах, не боясь, что займешь последнее место и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.« — М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007. — 368 с.
Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Старцева Н. А., с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО. «Информационные технологии на уроках математики».
Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. — 3-е изд. — М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9–110.