14
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
муниципального образования г. Братска
ТЕОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТАНЦА
Выполнил:
Дубровина Ольга Михайловна
педагог дополнительного образования,
Дзебисашвили Павел Георгиевич, концертмейстер
МБУДО «ДТДиМ «Гармония»
Братск, 2017г.
Оглавление
Введение 3
1. Появление танца 5
1.1. Танцы первобытной эпохи 5
1.2. Современные этнические танцы народов Океании и Африки 8
2. Эволюция танца 10
2.1. Танца Античности и Древнего Востока 10
2.2. Танцы Средневековья и Эпохи Возрождения 13
2.3. XVIII век в танце 20
2.4. Танцы в XIX и XX веках 22
Заключение 25
3. Приложение ……………………………………………………… 29
Введение
Изначально танец являл собой комплекс движений, состоящий из движений корпусом и ногами, мимики, жестикуляции. Первый язык человечества - мимика, был тесно связан с танцем. Все движения природы или человека в древности считались танцами. Танец - это и способ почитания природы, и в то же время, способ благожелательного воздействия на природу.
Танец имел большое значение в древности потому как выполнял очень важные функции с самого момента своего зарождения:
- Коммуникативная - танец как способ обмена информацией и общения между людьми.
- Ритуальная - танец как самый естественный способ установления связи с сакральным, первичный символический язык человечества.
- Идентификационная - танец как способ самоопределения и самовыражения, причем "само", в данном случае - это, в первую очередь, принадлежность своему племени, полу и т.д., разделенная общность, без которой невозможно выживание.
- Катарсическая - танец как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к освобождению.
- Экспрессивная - танец как игра и первое свободное самовыражение.
Актуальность данного исследования заключается в том, что танец является очень распространенным способом выражения эмоций человека, попыткой людей прийти к гармоничным отношениям с природой и друг с другом. Танец выполняет важные психологические задачи и является неотъемлемой частью повседневного быта людей. Сегодня танцами так или иначе занимаются практически все люди: кто-то как любитель, кто-то как профессионал.
Цель работы: выявить особенности развития танца на выделенных этапах. изучение и анализ материалов по истории развития танца и танцам народов мира, рассмотреть основные понятия и функции танца.
Объект исследования: история развития танца
Задачи исследования:
Обозначить условия и причины появления танца в первобытную эпоху.
Выделить этапы возникновения и развития танца, дать им характеристику
Рассмотреть основные функции танца на каждом из этапов.
- Появление танца
- Танцы первобытной эпохи
Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию, исполняемые под музыкальное сопровождение. Как древнейшее из искусств танец отражает восходящую к древности потребность человека в передаче своих эмоций - радости или скорби - другим людям с помощью своего тела. Практически все важные события из жизни первобытного человека сопровождались танцами: рождение, исцеление больного, смерть, избрание нового вождя, война. С помощью танца древни люди взывали к высшим силам с мольбами о дожде, плодородии, солнечном свете, прощении и защите.
Танцевальные па (от фр. pas – «шаг») произошли от основных телодвижений – ходьбы, прыжков, бега, раскачиваний подпрыгиваний, скольжений, скачков и поворотов. Эти движения сочетались друг с другом и со временем превратились в па традиционных танцев. Основными характеристиками танца являются:
ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и сочетание основных движений;
рисунок – сочетание движений в танце;
динамика – быстрота, размах и напряженность движений;
техника – степень владения танцора телом и умение исполнения основных па и позиций.
Во некоторых танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук и мимика.
Каким был танец первобытных людей? Для них танец был основной формой существования. Уже палеоантропу была свойственна танцевальная активность. Хорошо изучен танец эпохи верхнего палеолита, когда уже сложился тип современного человека – кроманьонца (см. Приложение, рис.1).
В древности танец чаще всего сопровождал обряды или ритуалы, поэтому ему уделяли очень много внимания. В первобытном обществе существовали различные виды танцев – обрядовые, ритуальные, военные, охотничьи, тотемные. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Необходимое условие первобытного танца - массовость, всеобщность. Совместные танцы способствовали появлению чувства единства, обеспечивали энергией.
Ритуальные преобладали среди танцев первобытных людей. Среди них выделялись военные танцы. Это было игрой в предстоящую войну, репетицией будущих событий. Поэтому, ритуальные танцы, как и многие другие ритуальные действия первобытных племен похожи на забавы маленьких детей, которые посредством игры пытаются усвоить нормы поведения в разнообразных ситуациях предстоящей взрослой жизни.
Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.
К числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита принадлежали женские обряды. Образом женщины прежде всего связывался с продолжением рода и образом огня (очага), а также растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. В Юго-Западной Африке некоторые племена после неудачной охоты устраивали большие шествия с огненными факелами во главе с Великой Женщиной. Иногда в танце женщина примеряла образ какого-либо растения, обычно полезного для племени. Такой образ создавался при помощи специальных ритмов, пластики и рисунка. Особое значение женских танцев - связь члена племени со своим тотемом происходила через женщину1.
Обряды и ритуалы немыслимы без танцев. Не существовало четкого разграничения между зрителем, сочинителем и исполнителем танца. Основная формой исполнения был круг – самая удобная форма исполнения массового танца. К тому же, круг имеет магический смысл, как символ Солнца и Луны. Каждое племя исполняло круговой танец с различными целями: призыв удачи на предстоящей охоте, просьбы о плодородии или всеобщего благополучия. Иногда такой танец символизировал брак.
Для первобытного человека танец был способом мышления и жизни. Любовь, обряд и труд воплощаются в танцевальных движениях. Танцы, изображающие животных, помогали отрабатывать охотничьи приемы. Танец приходил на помощь при мольбах о дожде, плодородии и других насущных нуждах племени. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» выражаются одним и тем же словом. Первобытные люди были частью природы и близко воспринимали ее ритмы, поэтому им легко удавалось подражать им в своих танцах.
Первобытные танцы чаще исполнялись группами. Такие танцы преследовали определенные цели: исцеление больного, изгнание злых духов, приманивание удачи в племя. Топанье - самое распространенное движение в таких танцах. Топая, люди заставляли землю трепетать и покоряться человеку. Распространены были танцы на корточках в первобытных обществах; танцующие кружились, дергались и скакали. Эти телодвижения делались так интенсивно и много, что нередко заканчивались потерей сознания танцующими. Исполнители танцев обычно не носили одежды, они предпочитали маски, украшения, сложные головные уборы; нередко украшали тело рисунками. Музыкальным сопровождением было топанье,
хлопки в ладоши, а также исполнение несложных мелодий на всевозможных дудках и барабанах из природных материалов.
Первобытные танцоры не были артистами, как мы привыкли воспринимать современных танцоров. Хотя в ряде первобытных племен были профессиональные танцовщики, которые не имеют никаких иных обязанностей и являются настоящими мастерами танца.
Регламентированной техники танца у первобытных племен нет. Хорошая физическая подготовка, природная гибкость и ловкость позволяет танцующим исполнить практически любой элемент и полностью отдаваться танцу, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.
- Современные этнические танцы народов Океании и Африки
Большинство танцев народов тихоокеанских островов по происхождению являются религиозными, социальными или магическими. Танцы разных островов имеют общие черты. Например, широко в Океании распространен танец с оружием, причем особой популярностью он пользуется среди обитателей Фиджи, где исполняется после длительной подготовки под руководством опытных мастеров2.
На Самоа распространены танцы, которые исполняют сидя. В них основными являются движения верхней части туловища, сопровождающиеся хлопаньем в ладоши или выстукиванием такта маленькими деревянными палочками. Танцы маори состоят из движений всем телом. Хака – это танец маори, сопровождаемый поддержкой хоровых песен, либо отдельно выкрикиваемых слов. Одна из разновидностей хака исполняется мужчинами. Это сложный танец, отличающийся использованием синкопированных ритмов, для выполнения которых нужны мгновенные изменения в мимике и голосе.
Танцы африканских народов стали ярким примером того, образа жизни, которого местные племена придерживаются на протяжении многих столетий. Зрелищные танцы особенно для приезжих, поражают своей сложностью, им присущ особенный ритм.
Африканский этнический танец представляет образец древнейшей формы танца, впитавший в себя многие элементы из древности. В каждом племени с детства жителям вкладываются основные традиционные танцевальные движения. Они передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. Особая атмосфера, присущая африканским танцам, передаётся каждому зрителю, поэтому они широко известны и за пределами Африки.
Танцы народов Африки в разных регионах различаются. Это обусловлено различиями в историческом развитии этих регионов, в разной мере испытывали на себе влияние иностранных культур. Некоторые территории, изолированные от цивилизации, являются носителями традиций, самобытных и ни на что не похожих3.
Африканским танцам присущи следующие особенности: массовость; аккомпанемент ударными инструментами; специфические движения.
Африканские танцы исполняются обычно группами. Танцоры делятся по половому признаку. Мужские танцы состоят из движений, имитирующих животных или охотников и часто исполняются с оружием. Женским танцам характерны более плавные движения, шаги шаркающие, ноги согнуты, туловище наклонено вперёд. Основные движения танцовщиц-африканок: кручение; тряска.
Африканский этнический танец – одно их самых интересных культурных явлений континента. Именно он имеет в себе больше всего черт первобытного танца.
- Эволюция танца
- Танцы Античности и Древнего Востока
Ни в одну историческую эпоху, ни в одной стране мира никто так не превозносил танец, как древние греки. Для них танец был божественным даром, с его помощью достигалось "единство душевной и телесной красоты". В мифологической традиции сами древнегреческие божества тоже с удовольствием предавались пляскам. Покровительницей танца считалась муза Терпсихора. Ее изображали как танцующую девушку в тунике с веточкой оливы в волосах. По легенде первые правила танца составил бог искусства Апполон. Гомер утверждал, что в мире есть три самых невинных наслаждения - это сон, любовь и пляска.4 А Древнегреческий философ Платон писал: «Пляски развивают силу, гибкость и красоту».5 Танец входил в программу гимназий, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Позы и движения в танце должны быть красивы и гармоничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мысли и чувства.
С искусством танца тесно связано театральное искусство. Для каждого театрального жанра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелею - танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движений. Этот танец передавал чувства богов и героев. В комедиях чаще всего танцевали кордак, пляску сатиров (сатиры - фантастические существа с козлиными ногами и рожками). Это был быстрый танец, темпераментный, наполненный сложными прыжками, кувырканьями и другими быстрыми действиями. Танец исполнялся в быстром темпе. Основные элементы: прыжки, вращения, присядки. Его исполняли только опытные, профессиональные танцовщики.
Об искусстве танца в Древней Греции был написан трактат-исследование. Древнегреческий писатель Лукиан в своем труде размышлял о роли и значении танца в жизни человека; чертах, которыми должен обладать человек, решивший посвятить себя танцу. "Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: ни одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной... Танцору необходимо знать все!"6
Когда ситуация в Риме накалилась, император опасался восстания. Усмирить буйство народных масс он решил танцами - он велел выйти на улицы города трем тысячам танцовщиков и танцовщиц. Древнегреческий танец оказал большое влияние на римлян. Различались только вкусы. Если для греков искусство и танец были чем-то божественным и священным, способом духовного обогащения и сближения человека с богами, то римляне в этом плане были более грубыми и приземистыми. Для римлян танец был прежде всего развлечением. Танцы перестали быть высоконравственным видом искусства, с их помощью все чаще выражают страсть и влечение. Это не соответствовало высокому религиозному предназначению танца в Древней Греции. Первым римским танцором считался основатель Рима – Ромул, которого римляне очень почитали.
Римляне изобрели новый вид искусства танца – пантомиму. Этот танец исполнялся в одиночку. Основную роль играла жестикуляция, движения были строго последовательны. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр. Пантомима как спектакль была впервые исполнена публично в 23 до н.э. Самыми знаменитыми пантомимистами были Пилад с Сицилии и Бафилл из Александрии. В пантомиме исполнялись как комедии, так и трагедии. Со временем это искусство превратилось в откровенно вульгарное представление, с которым боролась христианская церковь.
Не забывали в Древнем Риме и ритуальный танец. Многие события жизни римлян сопровождались танцами. На разные были разработаны танцы-шествия. Так, жрецы бога Марса – салии исполняли свою культовую воинскую пляску – трипудий, т.е. танец в трехдольном размере. На всем Аппенинском полуострове жрецы проводили ритуалы, призванные улучшить плодородие. Такие храмовые обряды нередко эволюционировали в массовые народные праздники. Например, знаменитые сатурналии – декабрьский праздник в честь Сатурна, стали карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Многие элементы римских сатурналий перешли в традиции христианских рождественских праздников в последствии.
Судя по дошедшим до нас древнеегипетским памятникам искусства (см. Приложение, Рис.2) и литературы можно сказать, что танец в Древнем Египте имел важное значение. Без танцев не обходилась ни одна торжественная религиозная церемония или праздник. Танец в Египте был способом выражения радости, являлся синонимичным "ликование". Детерминантом всех танцев является фигура человека с приподнятой рукой и ногой. Ритуальными танцами сопровождалось большинство древнеегипетских культов. Представления, связанные с мифом Осириса и Исиды, длившиеся несколько дней подряд, были грациозно - торжественными. Распространены в Египте были и астрономические танцы жрецов, изображавших движение небесных тел во Вселенной. Такой танец проходил в храме: посередине ставили алтарь, олицетворявший солнце, вокруг него плавно двигались и кружились одетые в яркие одежды жрецы, представляющие знаки зодиака. Этот танец является наглядным примером того, как различные танцевальные ритуалы формировали у людей не только представление о планетной системе и о гармонии вечного движения (как в данном случае), но и в целом определяли духовное развитие каждого народа.
Наряду с такими гармоничными танцами, в Древнем Египте существовали пляски, представляющие собой упражнения в гибкости и ловкости, больше похожие на гимнастику.
Танцовщики носили короткий передник, иногда вокруг талии шел пояс, который завязывали петлей. Женщины обычно танцевали обнаженными или в длинных прозрачных платьях. Ритуальные танцы подразумевали обязательные одеяния. На руки и ноги танцовщиц надевали браслеты, голову украшали цветами и лентами.
- Танцы Средневековья и Эпохи Возрождения
Христианская религия негативно относилась к танцу. Причины этого прежде всего в идеологии христианства и язычества Человеческое тело в христианской религии полностью греховно, его надо усмирять и умерщвлять инстинкты, чтобы душа после смерти получила доступ в рай - царство вечного добра и справедливости. А танец прежде всего был связан именно с телом человека. Кроме того, искусство танца воспевало радость бытия, что тоже не могло приниматься церковью, так как благочестивый христианин должен быть смиренным. Но клирикам не удалось полность искоренить танец - танцами по-прежнему сопровождались народные праздники и гуляния. Бранль – самый известный крестьянский танец. В переводе с французского его название означает "качание", "колебание". Изначально этот танец состоял из несложных движений: простые шаги, покачивания корпусом. Со временем убыстрялся ритм, танец становился более темпераментным, к элементам танца добавились прыжки и подскоки. Бранль исполнялся под любимые песни, танцующие перебрасывались различными шутками.7
Каждый профессиональный цех (гильдии) имел свои специальные пляски, с помощью которых они прославляли свое мастерство. Оружейники, например, исполняли танец с мечами. В языческих обрядах и народных гуляниях берут свое начало карнавалы.
В Венеции появилась традиция проведения ежегодных карнавалов, самых знаменитых в мире. Все жители города в красочных костюмах и масках выходят на улицы, развлекаются и танцуют. Завершается этот карнавал фейерверком. У горожане были популярны выступления бродячих артистов, за что артисты получали освобождение от уплаты обязательной пошлины. Если на мосту появится обезьяна, и ее ведет не простой обыватель для собственного развлечения, но жонглер, дающий с ней представления, то он должен дать его в виде пошлины тут же на мосту.8
В замках феодалов атмосфера была другой. Для здешних праздников характерны пышность, строгая торжественность, холодность. Здесь не было места праздничной непосредственности и живому веселью. Танцы здесь тоже были торжественными и строгими, медленными, размеренными, Основные движения: шаги и поклоны. Одежда для танцев была тяжелой и неудобной. Мужчины танцевали обычно в шляпах, дамы - с платками и веерами. В самых торжественных случаях в танце использовали факелы. Этикет был строго регламентирован придворным обществом.
В это время появляется преподаватель изящных манер - учитель танцев. Умение делать поклоны и реверансы было свидетельством принадлежности к высшему сословию: "даже если вы не умеете хорошо танцевать, вам будет поставлено в заслугу умение хорошо сделать реверанс".9 Часто танец состоял практически из одних поклонов. Реверанс был глубоким и плавным, продолжительным по времени. В это время дама еще аккуратно придерживала платье, закрывая ноги. Соприкосновения партнеров также были регламентированы этикетом: кавалер поддерживал даму за локоть или за кончики пальцев, мог накладывать свою кисть на кисть руки дамы, но нельзя было обнимать даму за плечи или за талию, так как это можно было посчитать оскорблением нравственности. Основные позы венчал изысканный рисунок рук. Девушки танцевали легко, нежно, скромно, опустив глаза вниз. Некоторые балы и маскарады носили определенную тематику, которая объявлялась за несколько дней, чтобы гости успели подготовить костюмы и маски. Темы могли быть различными: бал в древнегреческом духе, бал садовников, индийский бал, китайский бал, африканский бал и т.п.10
В сознании средневекового человека существовал сильный страх смерти. В произведениях искусства постоянно встречаются изображения дьявола или бесов. Еще в глубокой древности возник образ танцующей смерти; фигура смерти появляется еще в танцах многих первобытных обществ – например, до сих пор она имеет большое значение в магических обрядах африканских вудуистов. Но именно в эпоху Средневековья образ танцующей смерти становится символом потрясающей силы. Особенно широко распространился «танец смерти» в Европе в XIV в., во время эпидемии чумы. Этот танец не имел разделения на сословия. Во время эпидемии «танец смерти» настолько эмоционально исполнялся, что нередко перерастал в истерическое веселье. В начале танца обычно была быстрая пляска; затем один из танцующих падал на землю, беря на себя роль мертвого, а остальные продолжали танцевать вокруг него, изображая оплакивание покойника. Если «мертвецом» был мужчина, его оживляли поцелуи девушек; если девушка – ее целовали мужчины. После «воскрешения» танец продолжался хороводом.
В эту эпоху появилось множество историй об одержимости танцем. Даже во время католических праздников люди неожиданно начинали петь и танцевать у церквей и на площадях, мешая проведение церковной службы. Такое явление характерно для многих стран. В Италии это явление получило название «тарантелла», а в Германии - «пляска св. Витта». Танец в те времена был необходим как разрядка и развлечение. Популярна была карола - танец-шествие. Она появилась в Провансе как песня-танец, исполнявшийся только в мае. Карола быстро распространяется по Европе благодаря менестрелям и бродячим артистам, и в конце концов стал обязательным элементом всех праздников.
В Средневековом танце много места оставалось для импровизации. Народ были любимы хороводы, но определенных правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. В XII в. культ рыцарства и романтической любви, приглушив откровенно эротические черты танца, в значительной мере преобразил его. Танцы были одним из обычных занятий для рыцаря и являлся как бы домашней альтернативой турнирам на открытом воздухе. Обычно танец начинала и вела одна пара, постепенно к ней присоединялись другие, движение шло по кругу; это во многом напоминало полонез.
Разграничение между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем появляется в эпоху позднего Средневековья. В социальном плане строгой границы тогда еще не было. Крестьяне в селах нередко подражали придворному танцу, а рыцари в то же время нередко присоединялись к сельскому хороводу. Крестьянский танец был непосредственным, легким, рыцарский - более строгий, строго подчиненный придворному этикету. Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, в котором танцоры образовывала сложные танцевальные фигуры. Деревенский танец по-прежнему был импровизированным, а придворный танец становится манерным.
В эпоху Возрождения отношение к танцу значительно изменяется. Это связано с ростом городов и развитием торговли, расцветает искусство, изменяется мировоззрение человека: прославляются красота и разум человека. Наравне с живописью и поэзией стал цениться и танец. Итальянский танцмейстер в середине XV века говорил: «Добродетель танца - действие, вырывающиеся наружу движения души, согласные с гармонией, которая проникает через наши уши к уму и сердцу, возбуждая сладостные чувства, заточенные вопреки природе и через танец пробивающиеся наружу и становящиеся явными».11
Светские развлечения в эпоху Ренессанса становятся все более усложненными и изысканными. Во все сферы жизни феодалов проникают элементы театра и танца. Даже пиры в замках походили на театральное представление: в перерывах между подачей отдельных блюд перед гостями приглашенные артисты, музыканты и певцы исполняли пантомимические и танцевальные этюды, играли на музыкальных инструментах и пели. К XV веку танцы усложнились, ритм стал более быстрым и подвижным. С этого времени в танце используются легкие поддержки и прыжки. Число танцев становится разнообразнее, новые танцы имеют определенные движения - па. Для высших кругов танцев знание этих было также важно как и знание этикета.
Развитие театрального танца эпохи Возрождения связано в первую очередь с Северной Италией. Уже отсюда через довольно большой промежуток времени танец распространился по Европе, в том числе и во Францию, где он приобрел изысканную стилизацию и барочную красоту. Все больше внимания правители городов-государств Италии такие, как Медичи, Эсте, Сфорца и Гонзага уделяли пышным зрелищам. Формируется набор танцевальных движений с рядом обязательных правил. Крестьянский сельский танец не подходил придворным дамам и кавалерам, потому что такой танец был хаотичным и быстрым, а одежды знатных персон сковывали движения и не позволяли двигаться неорганизованною Специальные танцмейстеры должны были навести порядок и усилить дисциплину. Для них танец был символом утонченности и сдержанности. Из танца исчезают элементы «народности», он становится все более театральным. Профессиональные танцмейстеры режиссировали движения групп танцующих и заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и па, а зрителями были другие придворные.
С развитием танца тесно связано развитие музыкального искусства. В эпоху Возрождения знаменитые композиторы ориентировались на танец в своих сочинениях. Сюита – музыкальная форма, для которого характерна традиция контрастного сопоставления живого прыжкового танца и медленного танца-шествия. А сюита уже оказала влияние на становление сонатной формы.
Карнавальные шествия, маскарады, и момерии, излюбленные развлечения Средневековья, широко распространились в эпоху Ренессанса. В XV - XVI вв. в дворянских домах такие представления устраивались довольно часто и по мере их усложнения переросли в масштабные дороги празднества. Маскарадами в эпоху Возрождения увлекались больше всего. Маски имели в эту эпоху особое значение – многие люди, желая остаться неизвестными, даже путешествовали в масках. Под масками скрывались и члены враждующих семейств.
Карнавалы также вносили большой вклад в танец как общественное развлечение. Триумфы были самыми пышными из них. Это представления на сюжеты из мифологии с тщательно проработанными декорациями. Карри были скромнее – это маскарады итальянских ремесленников и купцов: огромное количество людей в масках шествовали за декоративными символами своих профессий.12 Триумфы Медичи были роскошными спектаклями вне стен дворца. Лучшие художники работали над их оформлением. В это же время, наряду с массовыми маскарадами, во Франции и Италии выступали и маленькие группы танцоров; во Франции такие выступления называлиcь entremets, в Италии – intrоmessi (буквально «междушествия»). Сначала они выступали на балах, а позднее - в театрах, под названием «интерлюдия» или «интермеццо». В XVII танцевальная интерлюдия превратилась в антре (т.е. «выход») - весьма популярную самостоятельную форму балетного танца.
Бас-данс стал самым распространенным придворным танцем эпохи. Его название происходит от фр. «низкий танец» и в эпоху Возрождения был королем танцев. Бас-данс - плавный танец в спокойном темпе без прыжков. Одна из его форм – павана – стала популярным танцем XVI - XVII вв. Она удовлетворяла поведению кавалеров согласно этикету и тяжелым, богатым одеждам дам. Сурово-торжественный склад паваны хорошо подходил для церемонии открытия придворного бала. Позднее павана по контрасту чередовалась с более оживленными танцами – обычно гальярдой.
Еще одним популярным в течение долгого времени придворным танцем был мориско (от итал. «мавританский»). С середины XVI – по середину XVII мориско был главным элементом любого придворного празднества. Танец исполнялся как в одиночку, так и группами. Он возник на основе романтических легенд о временах мавританского господства. Изначально танец исполнялся двумя рядами танцоров, по шесть человек в каждом, некоторые зачерняли лица. Танцоры облачались в маскарадные одеяния, помахивали платками, а на ноги привязывали колокольчики. Мориско исполнялся мужчинами. Он состоял больше из взмахов руками и ногами чем движений всем телом. Мориско сохранил свою популярность в простонародье и сейчас, и до сих пор нередко исполняется в Испании и на Британских островах (англ. morris dance).
Таким образом, мы видим что на протяжении Средневековья танец претерпевает глобальные изменения. Меняется отношение людей к нему, в том числе под влиянием церкви, меняется его значение и вид. Отсюда идут традиции маскарадов и шествий. Эпоха Возрождения подарила нам балет.
- XVIII век в танце
В XVII в Франция стала законодательницей в мире танцевальной моды для всего цивилизованного мира. Все европейские дворы подражали версальским танцам. Выделяется классический танцевальный жанр ballets à entrées. Он сочетал в себе различные разделы -«выходы», связанные по сюжету, в сочетании с музыкой и поэзией. Апогея своего развития этот танец достиг в середине XVII в.
Вторая половина XVII века стала для танца временем перемен. До конца столетия театральный танец оставался аристократической забавой. Прозвище короля Людовика XIV – «король-солнце» ведет происхождение от показанного в 1653 представления Балет ночи, где король играл роль Солнца. В 1661 была создана Королевская академия музыки и танца. Это способствовало появлению четкой границы между артистами и публикой. Так театральный танец стал делом профессионалов. Аристократы взяли на себя роль зрителей и щедрых покровителей, при этом на балах они по-прежнему демонстрировали свои танцевальные умения.
В царствование Людовика XIV танец теряет свой романтический настрой и фольклорная природа. Такие же изменения коснулись и остальных танцев. Например, сарабанда пришлась по вкусу местным придворным только после существенных изменений в танце.
С середины XVIII века основной тон в танцевальном мире задает менуэт. Этот танец стал духом времени. Изначально этот танец был веселым и быстрым, но также как и брандт, гавот и куранта после попадания в придворную среду теряют сельское своеобразие и становятся церемонными и важными. Те же изменения коснулись ригодона, паспье и бурре. А вот аллеманда при французском дворе утратила свою тяжеловесность и преобразилась в изящный, чувственный танец - allemande française («французский немецкий танец»). Полонез также был очень популярен в это время. Это был красивый парадный танец, отчасти заменивший место паваны.
В XVIII веке появляется кадриль. Это парный танец, имеющий сельское происхождение. Согласно французской традиции кадриль состояла из пяти фигур: штаны (название французской песни), лето, курица, пастораль, финал. Этот танец довольно быстро стал очень популярным в Европе и России.
Однако ко второй половине XVIII в менуэт уже не устраивал публику своей жеманностью и формализмом. Наступило время вальса. Ему предшествовал немецкий лендлер, распространившийся среди крестьян в горных областях Австрии и Южной Германии под названиями веллер или шпиннер. Танец состоял из быстрых скользящих движений, ему были характерны естественность и непосредственность, в нем практически отсутствовала жеманная придворная манерность. Вальс стал невероятно популярным во второй половине XVIII в. Завоевав симпатии немецкой буржуазии, вальс долго не мог попасть в придворное общество немецкого императорского дома. В Англии вальс был запрещен вплоть до 1812. В XIX в. во Франции появляется чисто «подпрыгивающая» разновидность вальса, характерная только для французского вальса. В Америке появляется свой вид вальса - бостон, медленный и изящный. В Европе на балах вальс часто чередовали с кадрилью и канканом, популярность которых была на пике в середине и конце века соответственно. Среди ритмичных быстрых танцев XIX в. можно отметить мазурку, польку, и галоп.
Так, XVIII век стал временем пышных балов. И популярны в это время танцы подстать эпохе – красивые, грациозные, возвышенные. Центром танцевальной жизни была Европа, особенно Франция, в шикарных дворцах которой придворные разучивали новые танцы.
- Танцы в XIX и XX веках
Вместе с вальсом популярность приобрел классический балет. Балетное искусство имело следующие особенности: сказочные сюжеты, смесь реальности и вымысла, сценическое оформление, воздушность движений. Но из-за того, что основной упор делался на технику исполнения, классический балет постепенно стал формальным, оброс многими стереотипами, против которых пришлось бороться следующему поколению театральных деятелей. Очень известен в первой половине XX века был Русский балет Дягилева.
В конце XIX в на танец сильное влияние оказывают афроамериканские и латиноамериканские источники. Развивавшийся в Новом Свете афроамериканский танец воплощал идеи свободы. Негры танцевали под удары в ладоши и аккомпанемент банджо, не отрывая ног от земли. Из шарканья ногами и притопывания появился танец типа чечетки (или степа), который исполнялся в представлениях менестрелей и позже приобрел художественную форму. Другим новшеством афроамериканцев стал кэк-уок, который вошел в моду в США к концу XIX в. Это был танец-соревнование, где каждая пара старалась превзойти соперников в каскаде высоких замахов ногой, быстрых шагов, захватывающих дух прыжков и изобретательных поворотов. Кэк-уок был американской аналогией завоевавшего тогда Европу канкана.
Латинская Америка привлекала к себе внимание экзотическим обаянием ритмических танцев. Особым успехом пользовались бразильский матчиш и кубинская хабанера – предшественница танго.
Влияние афроамериканского и латиноамериканского танца продолжалось весь XX в. Растет интерес к джазу, на фоне чего эстрадный танец перемещается из ночных клубов в американские мюзиклы и на концертные подмостки. Тёрки-трот, шоттиш («шотландский танец»), ту-степ, и бостон появляются в танцевальных залах вскоре после 1900. В 1910 из Аргентины приходит танго, и его исполнение дуэтом Кастл стало началом целой эпохи танго. Также ими был создан ранний фокстрот, в основе своей простой ту-степ («в два шага»), хотя существует и более быстрый его вариант «в один шаг» (уан-степ). В 1912–1914гг. Вернон и Ирен Кастл переработали эти танцы, придав им большую утонченность, в свой собственный кастл-уок, за которым последовали кастл-полька и вальс с задержкой. В середине 1920-х годов после пасодобля, символизирующего корриду, пибоди и уан-степа стиль джаза «диксиленд» помог выйти на первое место чарлстону. Однако к концу десятилетия чарлстон, как и блэк-боттом, надоел публике, и 1930-е гг. новую сенсацию произвела кубинская румба, сочетающая широкие шаги и плавные эротичные движения, а затем конга (танец по принципу «повторяй за лидером»). Конгу, в свою очередь, вытеснила самба и снова чарлстон в 1940-х годах.13
Тем временем из Англии пришел ламбет-уок, исполняемый в небрежно-изящной, чуть напыщенной манере, а импровизации свинга породили джиттербаг. Танец биг-эппл (буквально «большое яблоко» – одно из названий Нью-Йорка), популярный в 1930-х годах, был соединением таких па джиттербага, как «шэг» (shag – «лохматый» или «неряшливый»), «тракинг» (truck – тащиться), «пекинг» (peck – клевать), и «Сьюзи-Кью». За этим танцем впоследствии последовал другой, под названием «пилинг зе пич» (peeling the peach – «снимая кожицу с персика»). Многие из этих форм затем объединились в «линди», танце, популярном в период Второй мировой войны.
К середине XX века из Латинской Америки пришел танец мамбо, ставший результатом слияния джаза и афро-кубинских ритмов. Постоянно рос интерес к таким танцам, как рок-н-ролл и калипсо. Конец 1950-х и начало 1960-х годов были временем ча-ча-ча, а потом популярен стал твист. Танцы 1960-х годов представляли собой сольные танцы, в которых партнеры танцуют на некотором расстоянии, не касаясь друг друга, причем движения, рисунок и ритм у каждого может быть свой.
В 70-е гг. возникает контактная импровизация – техника, ставшая основой современного танца. Именно она повлияла на появление в хип-хопе брейкданса.
В XX в. классический балет трансформируется. В нем появляются новые направления. Главными новаторами были В.Ф.Нижинский и И.Ф.Стравинский. Мари Рамбер была видно фигурой в развитии танца в Англии: она искала и обучала талантливых танцоров, благодаря которым Англия впоследствии заняла видное место в балете XX в.
С труппой «Американ балле тиэтр» работали Энтони Тюдор, чьи постановки отражали психологизм XX в. Образы американского фольклора впервые использовали в балете Джером Роббинс, который вводил в хореографию джазовые элементы, Рут Пейдж, Агнес де Милль и Юджин Лоринг. Джордж Баланчин в качестве художественного руководителя и главного хореографа труппы «Нью-Йорк сити балле», развивая традиции классического наследия, одновременно демонстрировал, что ему не чужды угловатые ритмы и диссонантные звучания нашего времени.14
Таким образом, XIX и XX века открыли для мирового танца Новый Свет, законодателями танцевальной моды являются уже не европейские страны, а Северная и Южная Америка. Имея особенную культуру, народы этих территорий привнесли в танец новые мелодии, ритмы, чувства.
Заключение
Современный танец вобрал в себя много из окружающего мира, имеет богатую историю. Он находится под влиянием жизни вокруг нас, вбирая в себя всё, что есть вокруг него. Релиз техника, являющаяся частью современного танца, так же берет много из нашего знания о теле, являясь частью тренинга. Это время поиска, движения вперед, без остановок.
Огромное значение имеет создание специфической атмосферы сочетания музыки с движениями. За счет движений можно научиться использовать скрытые возможности тела, открыть доступ к мощной энергии творчества, научиться пробуждать и реализовывать ее. Ученые давно заметили, что танцоры часто испытывают состояние, близкое к эйфории.
Танец оказывает большое влияние и на формирование внутренней культуры человека: он помогает раскрытию художественных способностей людей, удовлетворяет развитие их эстетических потребностей.
Танец это:
И многое другое.
Из проделанной работы можно сделать вывод о том, что танец появился благодаря культам и обрядам. Играя с судьбой и задабривая богов, наши предки создали новый вид искусства – язык тела.
На протяжении всей истории танец постоянно претерпевал изменения. На него влияли и культурные веяние, и политическая обстановка и религия. Это укрепляло в сознании людей определенные установки относительно танца.
Танец на протяжении долгого времени был частью обряда. Даже в позднем Средневековья культовый танец был очень силен. С XVIII века темпы развития искусства танца убыстряются.
Как видно из всего вышесказанного, искусство танца существует для единения, слияния различных начал. Освобождается дорога к свету, выносится на обозрение скрытое пространство души. От того, кто пропускается во время единения, и кто пропускает, зависит видимый, слышимый, осязаемый результат.
Список литературы:
Авлов Г. Настольная книга затейника. - Л.: Прибой, 1931
Азбука танцев / [Авт.-сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова]. - М.: АСТ: Сталкер, 2005
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М.: АСТ, Астрель, 2007 – 350 с.
Аркина Н.Е. Артисты, балеты: Время, роли, стиль.- М.: Знание, 1984.- 56 с
Ашрафи М. Индийские дневники. - Ташкент: Гос. изд-во Узб. ССР, 1956
Баглай В. Е. Этническая хореография народов мира. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
Барышникова Т. Азбука хореографии : Метод. указания в помощь учащимся и педагогам детских хореограф. коллективов, балетных шк. и студий. - СПб.: Респекс: Люкси, 1996
Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. – М.: Искусство, 1987 – 556с.
Боттомер П. Учимся танцевать : Как научиться танцевать вальс, квикстеп, фоктрот, танго, самбу, джайв, меренгу, ламбаду и др. танцы - просто и с удовольствием! - М.: Эксмо-пресс, 2002
Ваганова А.Я. Основы классического танца : Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры. - 7-е изд. стер. - СПб.: Лань, 2002
Виолле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб.: Евразия, 1999
Галдин Л.О, Африканская музыка // Музыкальная энциклопедия. М., 1973.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира : курс лекций. - М.: Academia, 1998
Говард Г. см. Ховард Г. Техника европейских танцев. - М.: Артис, 2003
Гринберг М., Тараканов М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр. М,: Советский композитор, 1982.
Демин Л.М. Южнее экватора : Заметки о современной культуре островов Ява и Бали / Л. Демин; АН СССР. - М.: Изд-во Восточной лит., 1961
Европейская художественная культура 20 века: Панорама уходящего столетия : материалы междунар. науч. конф.( Санкт-Петербург, 3-5 нояб. 1997 г. ) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999
Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков. СПб: Лань, 2017 – 256с.
Исмагилова Р.Н. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. – М.:Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996 – 335с.
История искусства: Античность: Иллюстрир. энцикл. - М.; СПб.: АСТ: Северо-запад пресс, 2002
История искусства: Ренессанс: Иллюстрир. энцикл. - М.; СПб.: АСТ: Северо-запад пресс, 2003
Культура и искусство средневекового города / АН СССР. Ин-т археологии; Отв. ред. И.П. Русанова. - М.: Наука, 1984
Секрет танца. - СПб.: Диамант: Золотой век, 1997
Сидоров В, Современный танец, М.: Первина, 1922.
Худеков С.Н. Всеобщая история танца. – М.: Эксмо, 2010 – 628с.
Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. - М.: Искусство, 1985
Приложение

Рис.1 Ритуальный танец, Сефар, Сахара

Рис.2 Танец в древнеегипетской живописи

Рис.3 Танцовщица с кроталами (Древняя Греция, VIв. до н.э.)

Рис. 4 Пляска смерти, Михаэль Вольгемут
1.
2
3
4
5
6
7 Культура и искусство средневекового города / АН СССР. Ин-т археологии; Отв. ред. И.П. Русанова. - М.: Наука, 1984. - 144 с.
8
9
10
11
12
13
14
14