МБОУ «Первомайская ОШ»
Кировского района Республики Крым
«Т Р И З»
(теория решения изобретательских задач)
часть II
Анализ работы творческой группы учителей по направлению ТРИЗ
Основателем ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является Генрих Альтшуллер, он ввёл в ТРИЗ раздел «Развитие творческого воображения» (РТВ). Курс РТВ хорошо вписывается в развивающие системы Занкова и особенно Эльконина-Давыдова. Применениие ТРИЗ в педагогике стало возможным благодаря трудам Анатолия Александровича Гина (появился термин ТРИЗ-педагогика). Идеи ТРИЗ разработаны кандидатом педагогических наук Светланой Ивановной Гин и последовательно раскрываются в её трудах «Мир загадок», «Мир фантазии», «Мир логики», «Мир человека».
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Эльконин и Давыдов главным
считали превращение ученика из объекта в субьект учебной деятельности. Но развитого
творческого мышления ещё не достаточно, нужно ещё знание организации творческого труда, способов и приёмов. Эти задачи и решались группой «ТРИЗ».
В составе группы «ТРИЗ» работало человек. Первый год работы позади. На методических заседаниях мы делились опытом , находили поддержку и получали советы коллег по возникающим вопросам. Работа группы ТРИЗ была организована следующим образом:
Иванова Г.В. – внеурочная деятельность в 5А и 5Б классах.
Остапенко Л.И.- факультативный курс в 8А кл
Осипова Е.Н.- элементы ТРИЗ на уроках биологии;
Конеева Э.Э.- элементы ТРИЗ в практике учителя начальных классов;
Сикачёва Н.П.- решение задач на основе ТРИЗ;
Кныш В.Д.- внеурочная деятельность в 3Г классе.
Что положительного в изучении и применении технологии ТРИЗ ?
Прежде всего:
-ТРИЗ – это не объём информации, а инструментарий. Ребёнок будет успешным, если у него развито мышление. А самыми успешными будут те дети, у которых развито нестандартное мышление, успешный ученик – это ещё и тот, кто постигает науки, создавая свои образы. Творческие задания на уроках – залог успешности ученика. Но время на уроках для решения творческих задач ограничено. Нельзя научить летать птицу, находящуюся в клетке. И поэтому занятия ТРИЗ во внеурочной деятельности как нельзя лучше подходят для развития мышления учащихся.
- Понятийный аппарат, приёмы, методы и конкретные упражнения могут быть использованы для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение и, несомненно, будут необходимы при изучении всех школьных предметов.
- ТРИЗ работает на развитие творческих способностей как учителя, так и ученика, и на сам учебный предмет, так как позволяет осмысливать и закреплять учебный материал
на творческом уровне.
- Выход из системы одного предмета в надсистему, т.е. в разные области человеческих знаний и человеческой деятельности, что помогает формированию у детей целостной картины мира. (Нередко ученики на уроках английского языка , узнавая отдельные приёмы, восклицали: «Это ТРИЗ !» или просили : «Давайте как на ТРИЗе!» - при изучении словообразования в английском языке).
- занятия ТРИЗ – полезно для здоровья, т.к. происходит переключение с левого на правое полушарие мозга и обратно, а это снижает информационный стресс, вносит в занятие эмоциональность, радость творчества.
- свободное перемещение по классу, дискуссии, споры при поиске решений, положительные эмоции и радость, если решили задачу – это снимает усталость после учебного дня и окрыляет учеников.
С чем отрицательным мы столкнулись? Что не получилось?
-отсутствие учебников требует большого труда от учителя при подготовке и проведении занятий;
- нельзя навязывать изучение ТРИЗ всему классу. Это должна быть группа детей желающих изучать ТРИЗ.
- необходимо обеспечить всех детей возможностью питания в школе, так как занятия на голодный желудок после 6-7 уроков не всем в радость.