СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Термины по теме "Философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Термины по теме "Философия"»

Термины. Философия


Абсолютная истина

– полное, точное, исчерпывающее знание об объекте познания, которое не может быть опровергнуто или изменено

Абстрагирование

– мысленное отвлечение от ряда качеств объекта в целях выявления и понимания одного из них.

Агностицизм

– философское учение, отрицающее возможность познания.

Анализ

– мысленное разложение предмета на составляющие его элементы.

Анкетирование

– сбор сведений с помощью специального списка вопросов.

Атеизм

– отвержение веры в существование богов.

Гениальность

– наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных.

Гипотеза

– научное предположение, которое требует проверки, доказательств.

Глобализация

– процесс становления единого человечества.

– процесс значительного роста взаимовлияния и взаимозависимости народов и государств, охватывающий все сферы общественной жизни.

– процесс всемирной политической, культурной, социальной и экономической интеграции стран и народов.

Глобальное распространение информации

– непрерывная передача и обмен информацией в масштабе всего мира с использованием современных информационных технологий.

Глобальные проблемы

– совокупность проблем человечества, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Гностицизм

– философское учение, которое утверждает познаваемость мира, но не отрицает сложности познания и выявления сущности вещей.

Гражданственность

– моральная ценность, которая связана с выполнением гражданских обязанностей, преданностью Родине.

Гуманизация образования

– внимание к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям (ограниченные возможности здоровья), усиление нравственного воспитания

Гуманизм

– мировоззрение, которое утверждает ценность человека как личности, его свободы и права.

Гуманитаризация образования

– повышение роли общественных (социально-гуманитарных) дисциплин в образовательном процессе

Дедукция

– метод мышления, при котором частное положение выводится из общего.

Демократизация образования

– доступность образования для широких слоёв населения с разным уровнем дохода.

Деятельность

– присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Диалог культур

– взаимодействие и обмен ценностями между различными культурными преобразованиями внутри крупных культурных регионов или между ними, которые сформировали в ходе истории комплекс специфических черт.

Добро

– намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к совершению блага по отношению к себе, другим людям и обществу в целом.

Доказательность

– любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы.

Долг

– обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества

Заблуждение

– знание не соответствующее действительности, но ошибочно принимаемое за истину.

Задатки

– врождённые особенности человека, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.

Зло

– намеренное, умышленное и сознательное причинение вреда, ущерба и страданий

Игра

– свободная развивающая деятельность, которая выполняется по желанию, ради удовольствия от процесса деятельности.

Измерение

– определение количественных значений свойств объекта.

Индивид

– единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель биологических и социальных черт.

Индивидуальность

– уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает одного человека от всех других.

Индукция

– метод мышления на основе перехода от частного положения к общему.

Интерес

– целенаправленное отношение человека к определённому объекту его потребности.

Интернационализация образования

– объединение национальных систем образования, реализация единых учебных программ, внимание к изучению иностранных языков, возможность людей переезжать из страны в страну для получения образования, взаимное признание государствами документов об образовании.

Искусство

– форма (область) духовной культуры, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Истина

– утверждение (знание), точно (адекватно) отражающее действительность.

– знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

Компьютеризация

– использование в процессе обучения современных информационных технологий, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Конвенционализм

– разновидность агностицизма, учению, согласно которому существующие научные теории являются лишь результатом соглашения между учёными в силу их непротиворечивости.

Конкретность

– соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях (место, время и др.), которые необходимо учитывать в процессе познания.

Контркультура

– вид субкультуры, которая противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними.

– специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

Культура (узкий смысл)

– совокупность традиций, обычаев, норм, языка, искусства, характерных для одного или нескольких народов.

Культура (широкий смысл)

– это всё, что создано человечеством за время его существования.

– совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.

– совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества.

Личность

– человек как носитель сознания со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами

– индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Ложь

– намеренное искажение истины с целью ввести в обман.

Массовая культура

– тип культуры, направленный на массовое коммерческое производство стандартизированных объектов.

Межличностные отношения

– эмоционально окрашенные взаимодействия, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности.

Мировоззрение

– система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому.

– целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

– система взглядов и представлений человека о мире (природе, обществе, человеке), а также о своём месте и предназначении в этом мире, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Мировые религии

– группа религий, которые распространены по всем регионам, имеют наибольшее число верующих, обращаются ко всем независимо от гражданства, этноса.

Моделирование

– изучение свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях.

– изучение объекта путём создания его копии (модели).

Монотеизм

– религиозное представление о существовании только одного бога или о единственности бога.

Мораль

– особый способ регулирования общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, включающий в себя одобренные общественным мнением нормы.

– принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мотив

– побуждение к действию.

– осознанная потребность, которой вызвана деятельность.

Мышление

– способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.

– процесс отражения действительности в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений.

Наблюдение

– активное, систематическое, целенаправленное, планомерное и преднамеренное восприятие объекта изучения.

– целенаправленное и организованное предметов и явлений с целью получения объективной информации без активного воздействия на них.

Народная культура

– тип культуры, который создаётся коллективной деятельностью народа, отражает национальный характер.

Наука

– форма (область) духовной культуры, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых объективных знаний о действительности.

Научное мировоззрение

– тип мировоззрения, основу которого составляют научная картина мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания

Научное познание

– особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний об окружающем мире.

Необходимость

– внутренние устойчивые связи предметов/явлений, которые определяют их изменение и развитие; событие, которое должно произойти в данных условиях.

Непрерывность образования

– оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации.

Нравственность

– степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Обобщение

– переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов.

Образование

– процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.

– социальный институт, предназначенный для удовлетворения потребностей личности и общества в приобретении знаний, передаче социального опыта, включении человека в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

Общение

– процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Общественные отношения

– стабильно повторяющиеся взаимодействия, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности.

Общество (в узком смысле)

– население определённой территории.

– определённый этап исторического развития.

– группа людей, объединившихся для общения или совместной деятельности.

Общество (в широком смысле)

– обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

– все человечество в его прошлом, настоящем и будущем.

– всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

Объективность

– независимость знания от субъекта познания, его мнений, предпочтений и оценок.

Обыденное мировоззрение

– тип мировоззрения, который возникает в процессе личной практической деятельности человека

Обыденное познание

– чувственное постижение мира и его объяснение с опорой на здравый смысл, повседневный опыт.

Одарённость

– такое сочетание ряда способностей, которое позволяет достичь значительного успеха в определённой деятельности.

Описание

– фиксация собранных данных и сведений.

Ответственность

– способность действовать сознательно, понимать и предвидеть возможные последствия своей деятельности.

Ощущение

– отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Патриотизм

– моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Родине, защита её интересов

Познание

– активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности.

– целенаправленный процесс получения знаний и развития умений.

– процесс отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания.

– процесс приобретения знаний и отражения действительности в сознании человека.

Политеизм

– религиозное мировоззрение, основанное на вере в несколько божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Понятие

– мысль, фиксирующая общие признаки объекта или группы объектов.

Потребность

– нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

– переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.

Представление

 – чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Природа

– естественная среда обитания

Рациональность

– эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов.

Религиозное мировоззрение

– тип мировоззрения, основой которого являются религиозные учения.

Религия

– совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование сверхъестественных сил, а также определяемое ими поведение.

– система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Светское государство

– государство с устройством, где религия отделена от власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

– государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Свобода

– возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Свобода вероисповедания

– право исповедовать и практиковать любую религию, либо не исповедовать никакой религии.

Свобода совести

– естественное право человека формировать свои убеждения, автономия духовной жизни.

Секуляризация

– в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества.

Синтез

– мысленное объединение отдельных элементов целого.

Системность

– все научные знания взаимосвязаны и упорядочены в определённую систему

Скептицизм

– философское учение, которое выражает сомнение в достоверности знаний о мире.

Совесть

– форма морального самоконтроля личности, при котором она самостоятельно регулирует своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами

Социальная ответственность учёных

– часть этики науки, учёт всех возможных негативных последствий использования достижений науки, а также добровольный отказ от некоторых направлений научных исследований.

Социальное познание

– процесс приобретения и развития знаний о человеке, обществе, общественных явлениях и социальной действительности.

– изучение процессов происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.

Способности

– индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.

Сравнение

– установление сходства или различия объектов.

Субкультура

– часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, определённой социальной группе.

Суждение

– форма мысли, которая утверждает или отрицает наличие у объектов определённых признаков, связей.

Талант

– высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных.

Творчество

– деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, ранее не существовавшее.

Труд

– деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.

– процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Умозаключение

– форма мысли, в которой на основе нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Человек

– биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Честь

– осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества.

Эксперимент

– исследование предмета или явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на них.

Элитарная культура

– тип культуры, рассчитанный на узкий круг ценителей, подготовленных к восприятию сложных произведений.

Этика науки

– совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.