СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование по теме "Максим Горький . Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тестирование по теме "Максим Горький . Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль».»

Литература Занятие № 1


Цель занятия: - познакомиться с основными этапами жизни и творчества М.А.Горького; своеобразием стиля М. Горького на примере анализа рассказа «Старуха Изергиль»

Задания:

1. Ознакомиться с материалами занятия.

2. Выполнить предложенные задания.



Дата

Тема 1.

Максим ГОРЬКИЙ. Жизнь и творчество.

Рассказ «Старуха Изергиль».



План

1. Биография А.М.Горького.

2. Анализ рассказа «Старуха Изергиль».

1. Биография А.М.Горького.

Ознакомьтесь материалами лекции. Ответьте на вопросы теста по теме: «Биография Максима Горького»


Максим Горький

(настоящее имя

Алексе́й Макси́мович Пешко́в)


(род. 28 марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя

— умер 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР)

- русский и советский писатель, поэт, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза.


Алексей Пешков, более известный как писатель Максим Горький, для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и Львом Толстым главным творцом отечественного литературного искусства.

Псевдоним-френоним М. Горький впервые появился 12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» в подписи к рассказу «Макар Чудра»)


Максим Горький родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его настоящее имя — Алексей Максимович Пешков.

Его отец – Максим Пешков был столяром-краснодеревщиком, работал в мастерских волжского пароходства, дослужился до управляющего пароходной конторой в Астрахани, куда уехал с семьей в 1871 году и где умер от холеры, заразившись ею от маленького сына.

Мальчик где-то подхватил в 4 года холеру, отец, ухаживая за ним, заразился и умер, а маленький Алёша сумел выздороветь.

Мать – Варвара Пешкова, в девичестве Каширина, вернулась с 3-х летним Алешей в Нижний Новгород в дом своего отца и деда Алеши - Василия Каширина.

Дом семьи Кашириных


Дед в молодости был бурлаком, однако сумел подняться из нищеты, открыл в Нижнем Новгороде небольшое красильное заведение и много лет числился цеховым старшиной. В доме Кашириных царила тяжелая атмосфера «вражды всех со всеми», взрослые ссорились из-за неразделенного наследства, нередки были пьяные драки, женщины были бесправны и унижены, дети подвергались жестокой порке розгами, устраиваемой дедом за провинности по субботним дням.

Об этом писатель рассказал в своей автобиографической повести «Детство»: «Дед засек меня до потери сознания и несколько дней я хворал… С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Старый Каширин часто ходил в церковь, заставлял молиться внука, чем вызвал в нём впоследствии крайне негативное отношение к религии.

Мать не баловала сына вниманием, видя в нем виновника смерти любимого мужа. Зато бабушка Алеши – Акулина Ивановна Каширина осветила его жизнь любовью и лаской, приобщила к истокам народного творчества - песням и сказкам. «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

«Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов».

Жизнь действительно была нелегкой. В 11 лет потеряв и мать, умершую от скоротечной чахотки, Алексей вынужден был пойти на заработки.

К 1870-м годам дед Максима Горького разорился. Семья переехала в самый бедный район Нижнего Новгорода — Кунавинскую слободу. Дед Каширин, разделивший к тому времени наследство между сыновьями, разорился и вынес внуку свой вердикт: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди».

Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством — искал на улицах города вещи и продавал их.

Максим начинал своё обучение в приходской школе, но болезнь помешала ему получить начальное образование.

В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище – школу для городской бедноты. Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки — книги, похвальные листы.

«В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной. Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета с непонятным титулом — «Фата-Моргана», дали мне также похвальный лист. Я отнес книги в лавочку, продал их за пятьдесят пять копеек, отдал деньги бабушке, а похвальный лист испортил какими-то надписями и тогда же вручил деду. Он бережно спрятал бумагу, не развернув ее и не заметив моего озорства»

Максим Горький, «Детство»


Из училища Горького исключили. В документах написали: «Курса по бедности не окончил».

«В людях» подросток служил «мальчиком» при магазине, учеником в иконописной мастерской, посудником на пароходе, статистом в ярмарочном театре. Благодаря пароходному повару Михаилу Смурому, большому любителю книг, Алексей пристрастился к чтению. Среди его любимых авторов были Стендаль, Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер. Интересовался будущий писатель и философией — изучал труды Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Свои впечатления от прочитанных книг Горький вносил в личный дневник.

Ненасытная любовь к книге как источнику знания, жажда получить систематическое образование привели его к решению ехать в Казань. В 1884 году, в 16 лет, Максим Горький отправился в Казань — поступать в местный университет. Но у будущего писателя не было аттестата об образовании, и его не допустили к экзаменам.

Однако мечта об учебе не сбылась, и он вынужден был вновь зарабатывать себе на жизнь трудом чернорабочего (грузчика, подручного пекаря, дворника, садовника и т.п.), обитая в трущобах, изнутри наблюдая жизнь городских низов. В повести «Мои университеты» он позднее писал: «Под шум ливня и вздохи ветра я скоро догадался, что университет — фантазия…».

В Казани он сблизился с демократическим студенчеством, в среде которого были сильны идеи народничества, участвовал в нелегальных «кружках самообразования», пытаясь получить ответы на мучающие его вопросы: почему так несправедливо устроен мир, почему так скверно и трудно живут люди и как изменить эту жизнь к лучшему. Не находя в этот период ответов на свои вопросы, чувствуя безысходность, одиночество и неудовлетворенность в отношениях с окружающими его людьми в декабре 1887 года он решается на самоубийство. Попытка покончить с собой не удалась – получив тяжелое ранение, Алексей выжил, но здоровье его было подорвано из-за простреленного легкого, в котором впоследствии развилось осложнение – легочная чахотка.

Летом 1888 года Алексей вместе с революционером-народником Михаилом Ромасем уезжает в село Красновидово – вести просветительскую работу среди крестьян. Общение с Михаилом помогает ему преодолеть душевный кризис.

Чтобы поближе узнать жизнь народа, дальнейшие несколько лет (1988-1892) у Алексея Пешкова в большой степени связаны с «хождением по Руси» (он работает на рыбных промыслах Каспия, на станциях Грязе-Царицынской железной дороги, странствует в поисках работы по Поволжью, Дону, Украине, Бессарабии, Крыму и Кавказу).

В промежутке между странствиями живет в Нижнем Новгороде (с апреля 1889 по апрель 1891), работает разносчиком кваса, письмоводителем у адвоката А.И. Ланина, посещает различные кружки нижегородской интеллигенции.

В октябре 1889 года Алексей Пешков был арестован за связи с поднадзорными революционными народниками и с этого времени сам становится поднадзорным.

Знакомится с известным на то время писателем В.Г. Короленко. Пробует свои силы в сочинительстве. Алексей принес на суд Короленко свой первый литературный опыт – поэму «Песнь старого дуба». Критические замечания в адрес его творения поначалу огорчили новоиспеченного автора (около двух лет он не брался за перо), но не отбили охоту писать.

Горький много и активно занимается самообразованием, читает русских и зарубежных авторов, изучает литературу по философии, истории, искусству и «пишет для себя» (среди самых ранних его сочинений - поэма «Девушка и Смерть» (1892), валашская сказка «О маленькой фее и молодом чабане» (1892)).

В середине 1890-х Горький в основном выполнял журналистские заказы. Однако он не оставил литературного творчества: писал рассказы, стихи, работал над своей повестью «Фома Гордеев» о жизни русского купечества.

В 1892 году в Тифлисской газете «Кавказ» (в это время Алексей Пешков работает в Тифлисских железнодорожных мастерских) появляется его рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом М. Горький. С этого события начинается отсчет его литературной деятельности.

В октябре 1892 Горький возвращается в Нижний Новгород.

В 1899 году в газете «Жизнь» опубликовали «Фому Гордеева». Повесть прославила Горького: рецензии на нее появились в ведущих журналах России, в Петербурге организовали конференцию по творчеству писателя, а Илья Репин написал портрет Горького.

С 1893 года он плодотворно работает в провинциальной прессе. Его заметки, фельетоны, очерки, рассказы печатаются на страницах газет «Волжский Вестник», «Самарская газета», «Волгарь», «Нижегородский листок».

Благодаря поддержке В.Г. Короленко, несколько рассказов Горького печатаются в столичных журналах.

А после выхода в свет в 1898 году двухтомника его «Очерков и рассказов» о молодом нижегородском писателе заговорили всерьез. Не только в России, но и к началу 90-х годов - за рубежом. Его произведения стали переводиться на иностранные языки.

Писатель начал общаться с Антоном Чеховым. Чехов давал Горькому советы и критиковал:

В этом же году Горький публикует поэму в прозе «Песня о Соколе», а в 1901 году писатель создает мгновенно ставшую знаменитой «Песню о Буревестнике». Обе «Песни» звучали как лозунг, призыв, революционная прокламация, поэтическим языком отображающая предреволюционный подъем в стране.

Особое место в раннем творчестве Горького занимают реалистические рассказы, в которых на авансцену выходят совершенно новые, непривычные для российского читателя герои – босяки, люди «дна», выброшенные на обочину жизни. Таковы рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди», «Емельян Пиляй», «На соли», «Дед Архип и Ленька» и др.

В 1902 году Горьким написана пьеса «На дне», получившая мировой резонанс. В ней впервые мощно прозвучала главная тема Горького – тема свободного Человека, который не нуждается в утешительной лжи, примиряющей с гнетом и несправедливостью, который должен сам стать активным творцом своей жизни.

В 1904 году Горький уезжает в Москву из Нижнего Новгорода, будучи уже фигурой мировой величины.

Но до этого он много и плодотворно трудится в родном городе не только как журналист и писатель, но и как общественный деятель, инициатор и организатор многих замечательных дел:

- сбор средств на строительство Народного Дома, где создавался народный театр, «горьковские ёлки» для детей бедноты и различные благотворительные мероприятия в помощь нуждающимся.

- квартира писателя, где он жил с семьей с 1902 по 1904 годы, стала местом встреч творческой интеллигенции города, сюда приезжали и знаменитые гости – Шаляпин, Чехов, Бунин и многие др.

Активное участие принимал Горький и в революционной жизни Нижнего, помогая революционной молодежи, рабочим и партийным организациям Сормова и Нижнего Новгорода.

«Всё, что есть только революционного в Нижнем, дышит и живет только Горьким» (цитата из донесения охранника директору нижегородского департамента полиции).

В нижегородский период Горький неоднократно задерживался полицией, высылался из города, не избежал и тюремного заключения. Не удивительно, что когда Горький был избран в почетные академики Разряда изящной словесности Академии наук (1902), Николай II отклонил кандидатуру писателя в связи с его политической неблагонадежностью.

В декабре 1903 года на Горького было совершено нападение. Писателю, прогуливающемуся по нижегородскому откосу, нанес удар ножом неизвестный, предварительно осведомившийся: с Горьким ли он имеет дело. (От смерти писателя спас портсигар, находившийся в нагрудном кармане).

Во время революции 1905-1907 годов Горький – вновь в центре революционных событий, помогает большевикам в создании газеты «Новая жизнь», организует финансовую помощь революционным рабочим. За революционную деятельность и в связи с участием в событиях «Кровавого воскресенья» (9 января 1905 года) писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Мировая общественность выступила в его защиту, и под её давлением Горький был вскоре выпущен на свободу.

Из-за угрозы нового ареста и по поручению партии большевиков, в которую писатель вступил летом 1905 года, Горький уезжает в Америку, его главной задачей было с помощью агитационной работы убедить Соединенные Штаты не предоставлять займов царскому правительству. Буржуазная деловая Америка встретила писателя неприветливо, развязав скандальную компанию в прессе.

В Штатах Горьким были написаны сатирические памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке», 1-я часть повести «Мать» (1906), прототипами героев которой стали нижегородские революционеры.

Осенью 1906 года Горький приезжает в Италию на остров Капри, где живет до конца 1913 года, где ведет активнейшую литературную и общественно-культурную работу. Вдали от родины он не прерывает с ней связь, живет ее проблемами, занимается напряженной редакционной работой, переписывается с десятками русских литераторов, помогает начинающим писателям, принимает у себя русских политиков, деятелей искусства и литературы.

Основные произведения, написанные здесь: 2-я часть повести «Мать» (1907); повесть «Исповедь» (1908); сатирические «Русские сказки» (1912-1917), «Сказки об Италии» (1911-1913); первая часть автобиографической трилогии Горького - повесть «Детство» (1913); сборник рассказов «По Руси» (1912-1917) и др.

В конце 1913 года, воспользовавшись объявленной царским правительством амнистией, Горький возвращается в Россию, где сотрудничает в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», активно занимается редакционной и издательской деятельностью, помогает начинающим писателям входить в литературу, в целях сближения народов России организует серию сборников, посвященных литературам малых народов.

В 1916 году основал издательство «Парус» (1914). В нем свои произведения печатали Иван Бунин, Владимир Короленко и другие.

Февральскую революцию 1917 года Горький воспринял настороженно. Писатель критиковал Временное правительство за неорганизованность, политическую разнородность: «Не нужно забывать, что мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, — это люди опасные политически и социально».

В мае 1917 года Горький начал издавать газету «Новая жизнь», где в разделе «Несвоевременные мысли» публиковал свои статьи с размышлениями о политике. После Октябрьской революции писатель критиковал действия большевиков и Владимира Ленина.

«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути к «социальной революции» — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции. За Лениным идет довольно значительная — пока — часть рабочих, но я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия»

В июле 1918 года за критику власти газету Горького закрыли, а статьи из цикла «Несвоевременные мысли» в СССР не издавали до перестройки. Тогда писатель прямо у себя на квартире в Петрограде создал «Дом искусств» — организацию, которая стала прообразом будущего Союза писателей. Здесь действовала творческая студия Николая Гумилева, проводили встречи участники литературного объединения «Серапионовы братья», читал лекции Александр Блок.

В 1919 году Горького назначили главой оценочной комиссии наркомата торговли и промышленности. Ему поручили контролировать работу антикваров, которые составляли каталоги конфискованных частных коллекций. Писатель и сам увлекся собирательством — начал покупать старинные китайские вазы, японские статуэтки.

По инициативе Горького в том же 1919 году организовали издательство «Всемирная литература», в котором начали печатать произведения русской и мировой классической литературы с комментариями литературоведов.

Летом 1921 года в связи с обострившимся туберкулезным процессом и по настоятельной просьбе Ленина Горький уезжает на лечение за границу. До весны 1924 года он проходит лечение в Германии и Чехословакии, а в апреле переезжает в полюбившуюся ему Италию, в город Сорренто.

В зарубежный период (1921-1928) им написаны такие произведения как: очерк «В.И. Ленин» (1924), повесть «Мои университеты» - третья часть автобиографической трилогии (1922); цикл автобиографических рассказов: «Время Короленко» (1923), «О первой любви» (1923) и др.; роман «Дело Артамоновых» (1925).

С 1925 года Горький начинает работать над самым большим своим романом «Жизнь Клима Самгина».

С 1928 года писатель неоднократно посещал советскую родину, совершал поездки по стране, и свои впечатления описал в очерках «По Союзу Советов» (1929).

С 1933 года Алексей Максимович постоянно жил в России. Для жизни ему и семье выделили бывший особняк миллионера Сергея Рябушинского в центре Москвы, дачу в деревне Горки в Подмосковье, дом в Крыму. Именем писателя еще при его жизни назвали улицу в Москве и родной город — Нижний Новгород.

Горький ведет активную литературно-общественную деятельность. По его инициативе и под его редакцией в советской России выходили разные журналы; книжные серии.

Творческие связи Горького с советскими писателями, завязавшиеся еще за границей, еще более окрепли, наставническая деятельность приобрела поистине огромный масштаб. Горький стал организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934).

11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького - Максим Пешков.

В мае 1936 года Горький вернулся из Крыма и простудился. Он тяжело заболел и уехал на дачу в Горки. Туда к писателю приезжал Иосиф Сталин.

Горький и Сталин


27 мая 1936 года после посещения могилы сына, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел. Проболел три недели, и 18 июня скончался.

После смерти был кремирован, прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения. Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения.

На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что среди других обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.


Личная жизнь

Первую и единственную официальную жену Максима Горького звали Екатерина Волжина. Писатель женился уже достаточно взрослым – в 28. Знакомство будущих супругов состоялось в издательстве газеты «Самарская газета», где Катя трудилась в должности корректора. Они поженились и через год стали родителями сына Максима, а потом и дочери Екатерины, которую назвали в честь ее мамы. Горький воспитывал и своего крестника Зиновия Свердлова, который впоследствии сменил свою фамилию на Пешков.

Максим Горький и его жена Екатерина Волжина


Однако первая любовь к жене быстро прошла, и семейная жизнь начала тяготить свободолюбивого буревестника революции. Супруги продолжали жить вместе, но только благодаря детям. Когда умерла их малышка дочь, то это послужило поводом для развода. Однако супругам удалось остаться в хороших отношениях, они дружили и переписывались до самой смерти писателя.

После ухода из семьи, в жизни Горького появляется актриса МХАТа Мария Андреева, с которой он познакомился благодаря писателю Чехову. Они жили в гражданском браке шестнадцать лет. Это она стала причиной эмиграции сразу в Штаты, потом в Италию. У Марии было двое своих детей – Екатерина и Андрей, которым Горький постарался заменить отца. После Октябрьской революции Мария с головой погрузилась в партийную работу, семья для нее отошла на второй план, и в 1919-м супруги расстались.

Максим Горький и Мария Андреева


Инициатором разрыва был Максим Горький, он объявил жене, что у него появилась другая женщина. Ее звали Мария Будберг, она была бывшей баронессой и работала у Максима секретарем. Семейная жизнь с Будберг продлилась тринадцать лет. Этот брак тоже был гражданским. Разница в возрасте супругов составляла 24 года, и ни для кого не было секретом, что у нее есть романтические отношения на стороне. Среди ее любовников оказался и знаменитый писатель-фантаст из Англии Герберт Уэлс. Именно к нему Мария и отправилась вскоре после смерти Максима Горького. С огромной вероятностью можно сказать, что авантюристка Будберг была тайным сотрудником НКВД, и вполне могла быть завербована в качестве двойного агента, к примеру, английской разведкой.


В память о Горьком:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9#%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C


Тест по теме: «Биография Максима Горького»

1. Какое настоящее имя писателя, творившего под псевдонимом Максим Горький?

А) Пётр Аркадьевич Столыпин

Б) Михаил Иванович Хилков

В) Михаил Ефремович Ионов

Г) Алексей Максимович Пешков


2. Где родился Максим Горький?

А) В Нижнем Новгороде Б) В Смоленске В) В Москве Г) В Петербурге


3. Сколько лет прожил Максим Горький?

А) 28 лет Б) 51 год В) 68 лет Г) 74 года


4. Номинантом какой литературной премии был Максим Горький целых 5 раз?

А) Нобелевская Б) Ленинская В) Литературная Г) Сталинская


5. Основоположником какой литературы стал Максим Горький?

А) Социалистического реализма Б) Пролетарской литературы

В) Диссидентской прозы Г) Демократической литературы


6. Сколько томов составляет полное собрание сочинений М. Горького?

А) 5 Б) 10 В) 20 Г) 60


7. Чем выделился Максим Горький среди других советских писателей?

А) Был самым молодым писателем

Б) Был самым издаваемым писателем

В) Был единственным писателем, печатавшимся под псевдонимом

Г) Написал больше всего произведений


8. В каком году родился Максим Горький?

А) В 1820 году Б) В 1868 году В) В 1799 году Г) В 1894 году


9. Кем был отец Максима Горького?

А) Солдатом Б) Столяром В) Кузнецом Г) Врачом


10. Сколько лет было Максиму Горькому, когда умер его отец?

А) 3 года Б) 5 лет В) 9 лет г) 14 лет


11. Во сколько лет Максим Горький остался сиротой?

А) В 8 лет Б) В 5 лет В) В 11 лет Г) В 14 лет


12. Где провёл детские годы Максим Горький после того, как осиротел?

А) У бабушки по материнской линии Б) В семье деда по материнской линии

В) У крёстной матери Г) У деда по отцовской линии


13. Чем занялся Максим Горький в 11 лет?

А) Поступил учиться в училище Б) Поступил учиться в гимназию

В) Начал писать стихотворения Г) Зарабатывал деньги


14. Где начал своё обучение Максим Горький?

А) В Московской гимназии Б) В церковноприходской школе

В) В университетском благородном пансионе Г) В лицее


15. Как проводил свой досуг Максим Горький?

А) Посещал театры и концерты с родными Б) На улице в компании беспризорников

В) Всё время был занят хозяйством Г) Ходил на литературные вечера


16. Куда приехал в 1884 году Максим Горький с целью поступить в университет?

А) В Москву Б) В Петербург В) В Нижний Новгород Г) В Казань


17. Как Максим Горький попал в революционные группировки?

А) Вступил в ряды студентов-революционеров

Б) Работал на пристани, где происходили их сходки

В) Его пригласили после публикации идейных рассказов

Г) Подрабатывал, распространяя агитационные листовки


18. Из-за чего Максим Горький в 1887 году попал в больницу с простреленным лёгким?

А) Из-за ранения при нападении полиции

Б) Ранили на дуэли

В) Неудачная попытка самоубийства

Г) В результате стычки разных революционных сообществ


19. В каком году был впервые арестован Максим Горький?

А) В 1886 году Б) В 1888 году В) В 1891 году Г) В 1896 году


20. Кто был первой любовью Максима Горького?

А) Известная актриса Татьяна Шлыкова

Б) Жена Л.Н. Толстого Софья Андреевна

В) Дочь начальника станции Мария Басаргина

Г) Известная революционерка Александра Михайловна Коллонтай


21. Какое первое произведение написал Максим Горький?

А) «Песнь старого дуба» Б) «Макар Чудра» В) «Старуха Изергиль» Г) «Детство»


22. Куда отправился Максим Горький 1891 году?

А) В Казань Б) В Москву В) Заграницу Г) Странствовать по Руси


23. Кем работал Максим Горький в Тифлисе?

А) Помощником кузнеца Б) Рабочим в железнодорожной мастерской

В) Помощником в типографии Г) Продавцом в торговой лавке


24. Какой труд из своего большого опыта Максим Горький назвал самым тяжёлым?

А) Работа на железной дороге Б) Весовщик на станции

В) Строительство шоссе Сухум-Новороссийск Г) Бакинские нефтепромыслы


25. Какое произведение Максима Горького было напечатано в газете «Кавказ» при помощи Александра Калюжного?

А) Песня о буревестнике Б) На дне В) Макар Чудра Г) Мать


26. Кто стал литературным наставником М. Горького с 1893 года?

А) Писарев Б) Короленко В) Белинский Г) Калюжный


27. Кто был героиней рассказа М. Горького «О первой любви»?

А) Ольга Юльевна Каменская

Б) Мария Фёдоровна Андреева

В) Екатерина Павловна Волжина

Г) Будберг Мария Игнатьевна


28. После чего наступил перелом в отношениях М. Горького с его первой гражданской женой?

А) После измены Максима Горького

Б) Она заснула во время авторского чтения новеллы «Старуха Изергиль»

В) После того, как его жена стала читать произведения других авторов

Г) После расхождения политических взглядов


29. Кто был законной женой М. Горького, с которой он обвенчался?

А) Екатерина Павловна Волжина

Б) Мария Фёдоровна Андреева

В) Будберг Мария Игнатьевна

Г) Варвара Васильевна Шаёкевич


30. Какое заболевание диагностировали у Максима Горького?

А) Рак кишечника

Б) Туберкулёз

В) Тиф

Г) Рак лёгких



2. Рассказ «Старуха Изергиль»

Кратко законспектируйте анализ произведения, прочитайте рассказ и ответьте на вопросы теста по рассказу М.Горького: «Старуха Изергиль»


Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения.

Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением. «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям.

Тема –раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград; человек и общество; поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре;

  2. Рассказ женщины о своей жизни и любовных перипетиях;

  3. Легенда о Данко.

Связующим звеном между частями является диалог парня и старухи.


Жанр рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – романтизм.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль.

Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.

  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.

  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.

  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.

  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.

  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Главные герои

Ларра

  • сын орла.

  • красив, силён, ловок, умён и горделив.

  • в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ.

  • на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния.

  • он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины.

  • не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него.

старуха Изергиль

  • старая мудрая женщина.

  • добра и ласкова со всеми, любит поговорить.

  • знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт.

  • в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

Данко

  • юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность.

  • сила характера отличает его от безвольного окружения.

  • он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей.

  • он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима.

  • ради людей Данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.

образ повествователя

  • это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания.

  • его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости Изергиль.

  • у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.

люди в рассказе

  • общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет.

  • Данко они воспользовались, а Ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу Данко, которая достойна уровня исключительной личности.


Прочитайте произведение «Старуха Изергиль»

https://obrazovaka.ru/biblioteka/gorkiy/staruha-izergil-chitat-polnostyu

и выполните тест


Тест по рассказу М.Горького: «Старуха Изергиль»


1. К какому жанру можно отнести отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко»?

1) сказка 2) легенда 3) повесть 4) басня


2. Какова тема произведения?

1) бессилие человека 2) бесславный поступок Данко

3) подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей


3. Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения. Укажите кульминационный момент в отрывке «Данко».

1) «Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно».

2) «Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом... И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко...»

3) «Что я сделаю для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

4) «...Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».


4. Почему гибли люди в лесу?

1) от голода 2) от страха

3) их убивали люди других плёмён 4) от смрада болот


5. Почему сильные люди не могли умереть в боях с врагами?

1) у них были заветы 2) они были бессмертными

3) они не умели воевать 4) они боялись злых духов


6. Продолжите фразу: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда …»

1) сильны 2) смелы 3) горды 4) мужественны


7. Почему люди пошли за Данко?

1) они поверили ему 2) у него был компас 3) у него был факел


8. Укажите средство выразительности, использованное автором: «Переплелись ветки между собой; КАК ЗМЕИ, протянули всюду корни..»

1) метафора 2) эпитет 3) сравнение 4) гипербола


9. Укажите средство выразительности, использованное автором: «Но однажды гроза грянула над лесом, ЗАШЕПТАЛИ ДЕРЕВЬЯ глухо, грозно».

1) эпитет 2) сравнение 3) гипербола 4) олицетворение


10. Укажите приём, использованный М. Горьким в предложении: «Шли МАЛЕНЬКИЕ люди между БОЛЬШИХ деревьев».

1) метафора 2) олицетворение 3) гипербола 4) антитеза


11. В чём люди стали обвинять Данко?

1) в молодости и неопытности, неумении управлять людьми

2) в неумении разжечь огонь

3) в бессилии

4) в глупости

12. Какие чувства испытывает Данко к людям?

1) равнодушие 2) жалость и любовь 3) ненависть и ярость 4) презрение

13. Как люди отнеслись к смерти Данко?

1) они сожалели о его смерти 2) они посчитали его смерть бессмысленной

3) они не заметили, как умер Данко 4) люди были благодарны Данко за спасение


14. В каком году было написано произведение М.Горького "Старуха Изергиль"?

1) 1894 2) 1895 3) 1897 4) 1899


15 От чьего лица ведётся повествование в произведении "Старуха Изергиль"?

1) от лица повествователя и Данко 2) от лица повествователя и старухи Изергиль

3) от лица старухи Изергиль и Ларры 4) от лица повествователя и Ларры


16 В чём состоит особенность композиции произведения "Старуха Изергиль"?

1) это "рассказ в рассказе" 2) это "рассказ в повести"

3) это "повесть в повести" 4) это "миф в рассказе"


17 Кто из героев считал, что "каждый сам себе судьба"?

1) Данко 2) старуха Изергиль 3) повествователь 4) Ларра


18 Где повествователь познакомился со старухой Изергиль?

1) в Бессарабии 2) в Крыму 3) в Сибири 4) на Кавказе


19 Кто был отец Ларры?

1) сокол 2) голубь 3) орёл 4) ястреб


20 Как был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость?

1) бессмертием 2) внешним уродством

3) невозможностью иметь детей 4) безумием


21 Что старуха Изергиль назвала искрами "горящего сердца Данко"?

1) проблески заката солнца; 2) голубые огоньки над степью;

3) звёзды в чистом небе; 4) искры молнии во время грозы;


22 Что сделал Данко, чтобы объявить соплеменникам собраться с силами и пойти за ним дальше?

1) организовал людей в отряды и назначил в каждом по вожаку;

2) попросил местного ведуна призвать солнечную погоду;

3) вырвал себе сердце и осветил им дорогу;

4) произнёс воодушевлённую речь, и сердца людей зажглись;


23 Что случилось с Данко, когда люди вышли из леса к просторам степи?

1) кто-то наступил на сердце юноши;

2) сердце Данко превратилось в голубя;

3) сердце Данко превратилось в чайку;

ведун излечил Данко , который стал вождём своих соплеменников;


24 Что произошло с девушкой 20 лет спустя?

1) девушку убил орёл

2) девушка вернулась домой вместе с сыном орла

4) девушка сбежала от орла и её больше никто не видел


25 Что значит имя Ларра?

1) отверженный 2) сильный 3) гордый


Дополнительно по теме:

1. Максим Горький краткая биография - https://www.youtube.com/watch?v=wZ2qoK6rBBU