СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты, творческие задания, диктанты по творчеству Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тесты, творческие задания, диктанты по творчеству Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова»

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. АФАНАСИЙ ФЕТ. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ.

І. Хронологический диктант.

А.А.Фет – 29 октября 1820; 1834; 1838-1844; 1841; 1844; 1856; 1858; 1873; 1883; 1885; 1889; 1891; 1877-1892

ІІ. Ассоциативний диктант.

А.А.Фет – Шеншин; Московский университет; Современник; Вечерние огни; Воробьевка.

ІІІ. Диктант «Афоризми поэтов»

Запишите высказывания поэтов, которые стали крылатыми.

Для справки:

- Лишь жить в себе самом умей ( Ф.И.Тютчев)

- Как сердцу высказать себя ( Ф.И.Тютчев)

- Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей ( Ф.И.Тютчев)

- Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые ( Ф.И.Тютчев)

- Умом Россию не понять ( Ф.И.Тютчев)

ІV. Диктант “Знаешь ли ты?»

Кто сказал о поэте:

- «Без Тютчева нельзя жить» ( Л.Толстой)

V. Вопросы и задания второго уровня

Какие проблемы поднимает в своих произведениях Ф.И.Тютчев?

Подготовить буклет « Стихотворения Ф.И.Тютчева»

VІ. Вопросы и задания третьего уровня

Составить план к сочинению «Мысль изреченная есть ложь…» ( по творчеству Ф.И.Тютчева)

Подготовить сообщение « Особенности стихосложения Тютчева»

Подготовить сообщение «Мотивы лирики творчества Тютчева»

Сравнить стихотворения Фета и Тютчева. Найти в них общее и различия.

Подготовить сообщение « Особенности стихосложения Фета»

Подготовить сообщение «Мотивы лирики творчества Фета»

Составить план к сочинению « Радость чуя, не хочу я ваших битв…» ( по творчеству А.Фета)

Написать отзыв о стихотворении Ф.И.Тютчева

VІІ. Темы для письменных работ

«Мысль изреченная есть ложь…» ( по творчеству Ф.И.Тютчева)

« Радость чуя, не хочу я ваших битв…» ( по творчеству А.Фета)

VІІІ. Творческие задания.

Подготовить реферат «Некрасовская школа» в русской лирике ХІХ века»

Подготовить сообщение «Воздействие философии, музыки и живописи на развитие литературы ХІХ века»

Подготовить реферат « Школа «чистого искусства». Философичность и тематическое своеобразие лирики ее представителей»

Подготовить сообщение «Человек и мир природы в лирике Ф.И.Тютчева»

ІХ. Коммуникативно-ситуативные упражнения

Поведи диалог с Н. Некрасовым о том, кого можно назвать гражданином своей страны. Со всеми ли суждениями Некрасова ты согласен?

Критики отмечали, что в лирике Некрасова присутствует эпический элемент. Проведи исследование, отыщи этот «эпический элемент» в стихотворении «Размышление у парадного подъезда» и определи его художественную роль.

Попробуй изложить один из некрасовских сюжетов в форме солдатской песни, легенды, рассказа о нелегкой мужицкой доле.

Еще 15 лет назад некоторые школьники утверждали, что поэзия Некрасова утратила свою художественную ценность, а с нею и интерес со стороны читателей, так как основная тема - тема тяжелой доли народной - перестала быть злободневной. Дескать, «на Руси теперь всем живется хорошо. Изменилось ли что-нибудь в наши дни? Действительно ли устарела поэзия Некрасова? Поведи дискуссию с теми, кто так считает.

«Некрасов, как поэт, хочет, чтобы читатель задумался над тем, что изменилось за полвенка в народной судьбе: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой мыслью проникнута «Элегия».

В 14 лет Федора Тютчева приняли в члены общества любителей российской словесности после представления его стихов профессором Московского университета А. Мерзляковым. Составь заметку в научно-публицистическом стиле об этом событии, которая могла бы появиться в 1818 году в журнале «Москвитянин».

Подумай, почему в стихотворениях Тютчева отразились мотивы одиночества и ностальгии. Чем они вызваны? Ответ подтверди фактами биографии поэта.

И. Аксаков говорил: «Для Тютчева жить - значило мыслить». Подтверди или опровергни это мнение. Согласен ли ты, что в поэзии на первом месте должна быть мысль, и только на втором - чувство?

Собери «букет»: определи те художественные средства, которые делают поэзию Тютчева прекрасной и вечно интересной.

Если бы ты был философом, какие интересные философские вопросы отметил бы в поэзии Тютчева? Постарайся при ответе на этот вопрос сохранить особенности научного стиля.

Какие философские раздумья вызывают у тебя строки Тютчева:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами.

И нет преград меж ей и нами.

Тютчев утверждает величие и бессилие человеческого разума, сравнивает его с фонтаном. Мятежная мысль и фонтан - объясни, по каким принципам строится это сравнение.

Построй в научном стиле рассуждение о том, как Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» использует аллитерацию.

В чем проявляется диалектическое восприятие Тютчевым действительности? Обсуди это в классе, объясни, как понимаешь выражение «диалектика души».

Стихотворение Тютчева, посвященное гибели Пушкина, завершается словами:

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..

Эти строки уже не принадлежат автору, став афоризмом, они принадлежат всему народу. Вспомни другие строки Тютчева, тоже ставшие афоризмом.

По политическим взглядам Тютчев был умеренным либералом, но его перу принадлежат строки, посвященные Николаю I:

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

То был не царь, а лицедей.

К какому жанру относится это произведение? Можно ли человека,

сочинившего эти строки, считать вне политики? Рассказывая об этом,

раскрой и свои политические симпатии.

Напиши сочинение-размышление о судьбе России, в основу возьми строки Тютчева:

Умом - Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

А. Фет говорил: «В деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении и бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого от нас скрыты». Тютчев же утверждал обратное. Составь диалог двух поэтов, высказывающих противоположное мнение.

Только три вещи А. Фет считал достойным предметом для искусства. Каковы они? Дай характеристику «чистого искусства», приверженцем которого был Фет.

Объясни, как в А. Фете сочетался оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры, и защитник крепостнических порядков и самодержавия.

Составь комментарий к стихотворению А. Фета «Еще майская ночь»... По поводу этих стихов Л. Толстой писал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Поклонник Шопенгауэра, А. Фет пришел к выводу о бесполезности усилий, направленных на изменение мира. Выбери из произведений Фета шесть-восемь цитат на эту тему и выскажи в противовес им свое мнение.

Дай критику публицистических произведений А. Фета, в которых он высказывает реакционные суждения.

А. Фет стихотворения Н. Некрасова называл «малеванным хламом». Согласен ли ты с ним? Если нет, то вступи в спор с А. Фетом, докажи, что искусство должно иметь более высокое предназначение, нежели просто дарить эстетическое наслаждение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!