СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы курсового проекта По теме « Разучивание народных песен, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы курсового проекта По теме « Разучивание народных песен, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»»

Тезисы курсового проекта

По теме « Разучивание народных песен, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»


О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе Российской Федерации « Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям.

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Проблема исследования заключается в поиске практических средств в воспитании патриотических чувств детей дошкольного возраста. В качестве такого средства мы предполагаем, использовать русскую народную песню.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных песен на приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И. Е. Кравцова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

«Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек».

«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».

С этого времени фольклор занял прочное место в духовной жизни русского общества, что особенно ярко проявилось в национальной литературе и искусстве. Великий Пушкин соединил народное слово с высочайшей поэзией, а великий Глинка — народную песню с дости­жениями мировой музыкальной культуры.

Практика работы с детьми, учитывая то, что все народные песни и мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, стараюсь в своей работе использовать как можно больше фольклорных произведений во всех разделах музыкального воспитания и видах деятельности детей.

Приобщение детей к музыкальной культуре своего народа – это не только вопрос, связанный с развитием их музыкального вкуса, но и серьезная проблема формирования личности современного человека. Воспитательное значение народной песни велико.

Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор; обогащает духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения; способствует развитию речи ребенка.

Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа.

Учитывая рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей.

Например: Целью программы Н. А. Ветлугиной является развитие у ребенка общей музыкальности через четыре вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Результатами и объектом нашего проектирования является создание модели сборника русских народных песен, которые будут направлены развитие патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Формой проектирования является сборник русских народных песен, направленных на развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Лучшие педагоги давно доказали, как важно при воспитании детей брать материал из народного источника. Тексты русских народных песен – это, неоспоримо, лучший материал для овладения исконно русской речью.

В целом эмоциональная отзывчивость дошкольника на музыкальные образы фольклорных произведений – это важный элемент, в познании мира и себя, который оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.






Список литературы

  1. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях// Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. – М., 2001. – с.204-205

  2. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан/ З.Т. Гасанов// Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59.

  3. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М.: АСТ, 1997. -С.8-34.

  4. Костина, Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – Москва: Просвещение, 2004. – 223 с.

  5. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2015.-24 с.

  7. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник / И. Ф. Харламов. – 7-е изд. – М.: Гардарика, 2005. – 520 с.